Эволюция развития управления качеством промышленной продукции
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Обеспечение высокого уровня качества выпускаемой предприятием продукции, характеризуемого её новизной, техническим уровнем, отсутствием дефектов при изготовлении, надёжностью и заданной долговечностью в эксплуатации, является одним из важнейших факторов завоевания и удержания позиций на рынке. Это в полной мере относится к ОАО «Саратовский подшипниковый завод», которое сегодня является одним из ведущих предприятий-производителей подшипников и на котором до 1976 г. действовала система бездефектного изготовления продукции.
Ключевые слова: промышленные предприятия, управление качеством, промышленная продукция
Обеспечение высокого уровня качества выпускаемой предприятием продукции, характеризуемого её новизной, техническим уровнем, отсутствием дефектов при изготовлении, надёжностью и заданной долговечностью в эксплуатации, является одним из важнейших факторов завоевания и удержания позиций на рынке. Это в полной мере относится к ОАО «Саратовский подшипниковый завод», которое сегодня является одним из ведущих предприятий-производителей подшипников и на котором до 1976 г. действовала система бездефектного изготовления продукции.
С 1977 по 1995 гг. на предприятии применялась комплексная система управления качеством продукции (КСУКП), сущность которой заключалась в фиксировании фактов выпуска бракованной продукции и в попытках проанализировать причины повышения потерь от брака по сравнению с их установленным уровнем. Однако данный механизм не создавал обстановки для безусловного соблюдения требований, изложенных в стандартах.
Основной причиной неуспеха являлась недостаточная экономическая заинтересованность предприятия в улучшении качества продукции. В связи с этим на предприятии был сделан единственно правильный вывод о необходимости приведения системы управления качеством в соответствие с требованиями международного стандарта ИСО 9001:94 (МС ИСО 9001:94).
Был сделан шаг в сторону удовлетворения конкретных запросов потребителей, что потребовало обеспечения контроля качества не только конечной продукции, но и проведения планово-системной работы по проверке выполнения всего технологического цикла ‑ от изучения потребностей рынка, потребительских свойств продукции, качества заключения контрактов до отгрузки готовой продукции.
Полученные результаты явились основой для корректировки в 2002 году используемой в то время системы и переходу к процессным способам управления качеством в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000. Созданная организационно-техническая система является инструментом управления административными, техническими и человеческими факторами, направлена на сокращение, устранение и предупреждение выпуска дефектных изделий. Она взаимодействует со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество изготавливаемой продукции, охватывает все типичные этапы жизненного цикла продукции, регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001, за исключением этапа «техническое обслуживание», т.к. в силу специфики продукции для потребителей и технически, и экономически выгодней проводить этот этап самостоятельно.
В систему менеджмента качества на предприятии включили такие процессы, как маркетинг; техническую и организационную подготовку производства, само производство, его инфраструктурное обеспечение, управление персоналом, внутренние проверки; анализ и принятие соответствующих мер руководителями.
Основные направления, цели и задачи предприятия в указанной области и обязательства руководителей ОАО в сфере контроля, управления, обеспечения и улучшения качества отражены в специальном документе «Политика в области качества», утверждённом генеральным директором и являющимся обязательным для выполнения всеми подразделениями предприятия.
При этом на предприятии непрерывно осуществляется работа, направленная на понимание проводимой политики персоналом и обеспечение функционирования её на всех уровнях организационной структуры ОАО. В каждом подразделении приказом по предприятию назначается уполномоченный по качеству, в обязанности которого входит координация работ, направленных на обеспечение заданного уровня и улучшение качества работ и продукции в данном подразделении.
Важнейшим документом в используемой системе управления является «Руководство по качеству», в котором отражены действующие на предприятии элементы системы качества, их взаимосвязи, регламентация ответственности персонала за разработку, реализацию и совершенствование процедур планирования, контроля, управления, обеспечения и улучшения качества продукции. Здесь же приводятся справочные материалы, необходимые для персонала и пользователей системы.
Установленная на предприятии организационная структура системы управления обеспечивает необходимую координацию деятельности различных уровней и звеньев управления ОАО. Ответственным представителем руководства предприятия в области качества является заместитель генерального директора по технической политике и качеству. В состав управления по обеспечению качества входят отдел главного метролога, отдел качества, отдел технического контроля и отдел стандартизации.
Организационная структура управления качеством продукции включает и организацию подготовки совещания «День оценки качества работы», проводимого в ОАО и его подразделениях. Председательствует – заместитель генерального директора по технической политике и качеству, по подразделениям – их начальники.
На предприятии используется мотивационный механизм обеспечения качества труда, предусматривающий периодическое обучение всех категорий персонала с целью улучшения специальной и общей подготовки в области качества. Разработаны и применяются стандарты предприятия, предусматривающие порядок проведения анализа по проблемам качества продукции: «Руководство по качеству», «Организация внутренних проверок функционирования системы качества», «Анализ затрат на качество», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Управление регистрацией данных о качестве», «Ответственность руководства. Порядок проведения совещания «День качества».
За период 2001-2005гг. внедренная система способствовала обеспечению роста удельного веса сертифицированной продукции почти на 43%. В настоящее время ОАО имеет сертификаты соответствия Британского общества Lloyd׳s Register более чем на 2 тысячи типов подшипников, что составляет 86% общего количества типов подшипников. По обязательной сертификации сертифицировано 28 типов подшипников, что составляет 1,1% (подшипники, применяемые в производстве и эксплуатации автомобилей и железнодорожного состава). Все остальные типы изделий сертифицированы по добровольной сертификации.
Применяемая система управления качеством продукции, соответствие которой системе МС ИСО 9001 подтверждено документами ВНИИНМАШ в системе ГОСТ Р и обществом Lloyd׳s Register, даёт положительные экономические результаты. Так, объём выпуска несоответствующей продукции из-за некачественного металла сократился на 16,8%, что свидетельствует о повышении качества входного контроля и лучшем отборе поставщиков материалов. За счёт этого сократились потери в производстве. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объёме выпуска изделий вырос в 3,6 раза. Затраты на предотвращение выпуска несоответствующей качественным показателям продукции сократились на 3,3% , а удельный вес затрат на обеспечение качества продукции в стоимости её изготовления ‑ почти на 1%.
С внедрением менеджмента качества была создана система мониторинга технологических процессов, в частности шлифовальной обработки. Это, по сути дела, было переходом от контроля соответствия качества отдельных партий деталей к контролю над степенью соответствия качества продукции за определённый период времени.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:41:07