Разработка концепции и механизма становления и развития венчурного инвестирования на Российском Севере (на примере Республики Коми)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Перспективы развития Российского Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы и высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов, а именно: уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий.
Ключевые слова: инновации, экономика региона, венчурное инвестирование, Республика Коми
Перспективы развития Российского Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы и высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов, а именно: уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий.
Спецификой регионов Российского Севера является их ресурсно-сырьевая направленность. При этом ограниченность природных ресурсов и сложная экологическая обстановка не позволяют делать ставку на увеличение объемов их добычи в целях дальнейшего экономического роста. Кроме того, использование ресурсов пока еще недостаточно эффективно.
На наш взгляд, решить проблемы качественного повышения экономического роста и эффективности использования природных ресурсов на Российском Севере поможет развитие инновационной деятельности, что позволит не только внедрять новые, более эффективные технологии, но и использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики.
К сожалению, в настоящее время инновационный уровень развития в северных регионах России весьма низкий. Так, например, в Республике Коми преобладают процессные инновации, которые связаны с приобретением оборудования и направлены на улучшение качества выпускаемой продукции с целью не потерять занимаемую рыночную нишу. По сути дела, речь идет о воспроизводстве устаревшей технологической структуры. Доля валового регионального продукта (ВРП), связанного с расходами на науку и научное обслуживание, в республике сохраняется в пределах 0,4-0,5%, что существенно ниже общероссийского показателя (1,35% ВВП) [1].
Слабое развитие инновационного потенциала как Республики Коми, так и Российского Севера в целом, на наш взгляд, связано, в первую очередь, с нехваткой финансирования для осуществления необходимых инвестиций. Решение данной задачи в значительной степени зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетные инвестиции.
Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.
Проведенное нами в рамках Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета с участием Торгово-промышленной палаты Республики Коми исследование показало, что в регионе имеются социально-экономические условия и предпосылки для становления и развития венчурного инвестирования. Существуют малые инновационные предприятия, представляющие интерес для потенциальных инвесторов, а также результаты научных исследований и разработок, нуждающиеся в привлечении венчурных инвестиций.
Так, в сфере науки и научного обслуживания Республики Коми осуществляют свою деятельность около 30 малых предприятий. Их доля в общем количестве малых предприятий республики в 2005 году составила 0,8%, доля в общем выпуске продукции малых предприятий ‑ 0,4%, а выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ‑ 0,3% от общей выручки всех малых предприятий. [2]
Результаты научных исследований и разработок касаются в основном проблем биотехнологии и микробиологии, производства фармацевтических препаратов, достижений в области гематологии и создания новых лечебных препаратов из крови, проблем экологии и растениеводства.
Результаты нашего исследования показывают, что роль малого инновационного предпринимательства в экономике северного региона, несмотря на имеющийся у него значительный потенциал, невелика, а для его развития необходимо серьезное внимание государства. На наш взгляд, венчурное инвестирование инновационной деятельности на ранних стадиях («посевного капитала») в условиях Российского Севера возможно только с участием государства, поскольку хотя такие инвестиции в ряде случаев коммерчески выгодны, но риски и затраты настолько велики, что инвесторы предпочитают не инвестировать в них.
Нами разработан проект Концепции развития венчурного инвестирования инновационной деятельности на Российском Севере (на примере Республики Коми). Его целью является формирование с участием государства основных элементов системы венчурного инвестирования, которая должна создать благоприятные условия для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.
Реализация Концепции возможна в два этапа.
Первый этап, рассчитанный на 5 лет, осуществляется с государственной поддержкой и направлен на создание системообразующих элементов, включая формирование инфраструктуры поддержки системы венчурной индустрии, экономических и правовых условий для развития системы, на обеспечение ликвидности венчурных инвестиций, формирование положительного имиджа венчурной индустрии. Ключевым механизмом привлечения частного капитала в республиканскую венчурную индустрию является создание в Коми республиканского венчурного фонда с прямым государственным участием и привлечением на долевой основе средств Венчурного инновационного фонда.
На втором этапе, когда основные элементы региональной системы венчурного инвестирования выйдут на устойчивый режим саморазвития, принимается решение о выходе государства из ранее созданных им фондов. Полученные средства будут реинвестироваться в специализированные «посевные» и стартовые фонды для финансирования докоммерческой стадии разработок в сфере высоких технологий.
Реализация Концепции возможна при помощи организационно-экономического механизма, задача которого - способствовать формированию экономико-правовой среды, благоприятной для функционирования венчурного капитала и развития высокотехнологичного инновационного бизнеса. Предлагаемый нами организационно-экономический механизм включает в себя пять типов системообразующих элементов: нормативный, организационный, управленческий, финансовый и информационный.
Внедрение данного организационно-экономического механизма становления и развития венчурного инвестирования в условиях северного региона позволит привлекать средства частного капитала во вновь создающиеся венчурные фонды, что будет стимулировать интенсивное развитие конкурентоспособных предприятий. Кроме того, это обеспечит ежегодный прирост малых предприятий в научно-технической сфере, что приведет к появлению «точек роста» новых отраслей экономики, дополнительных рабочих мест в сфере наукоемкого производства. Сократится также утечка капитала за пределы региона, и будут сформированы условия для его инвестирования в реальный сектор экономики. Но главное ‑ изменится структура, динамика роста и объем валового регионального продукта за счет производства и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.
[1], [2] Социально-экономическое развитие Республики Коми. Доклад 2005. / Под ред. Сквозникова В.Я. - Сыктывкар, 2006. – 292 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:05