Предпринимательство и инновации: инновации и предпринимательство в области экологического менеджмента и аудита
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
5.1. Экологическое управление и менеджмент.
Продолжение. Начало в № 1 2000, № 2 2000, № 4 2000, № 5 2000.
Стратегия устойчивого инновационного развития России предполагает формирование системы экологического менеджмента и аудита - EMAS (Eco Management and Audit System) на различных уровнях управления: фирма – регион - отрасль - государство.
Ключевые слова: экологический менеджмент, экологический аудит
5.1. Экологическое управление и менеджмент
Стратегия устойчивого инновационного развития России предполагает формирование системы экологического менеджмента и аудита - EMAS (Eco Management and Audit System) на различных уровнях управления: фирма – регион ‑ отрасль ‑ государство.
С позиций безопасности и устойчивого развития предпринимательской деятельности введение такого новшества для РФ как система экологического менеджмента и аудита означает, что приоритетные инновационные стратегии должны быть связаны с экологизацией внутрифирменного управления предприятием, а также с формированием экологического рынка и экологической предпринимательской деятельности в России. При этом осуществление предпринимательской деятельности на экологическом рынке товаров и услуг означает реализацию комплексных инновационных решений в следующих взаимосвязанных областях:
‑ научно-техническая (рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемких и высокотехнологичных экологически безопасных, малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологических товаров) [1-3] ;
‑ финансовая (развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическую сферу и управление капиталом, оптимизация финансово-кредитного механизма природопользования) [4] ;
‑ учетная (бухгалтерский финансовый и управленческий экологический учет, отчетность по экологическим показателям, осуществляемые на предприятиях различных форм собственности с использованием международных стандартов и принципов GAAP) [5];
‑ аудиторская (экологический аудит учета и бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнения окружающей среды, а также показателей экономической эффективности природоохранной деятельности; при экологической экспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации, сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудит недропользования и т.д.) [6-7];
‑ страховая (экологическое страхование ответственности предприятий и собственников, владельцев, пользователей ‑ источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей природной среды или вследствие потенциальной экологической угрозы жизненно важным интересам граждан и юридических лиц) [8];
‑ коммерческая (экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции - «зеленые» материалы для «зеленой» продукции; маркировка, упаковка, хранение и транспортировка экологических товаров; экологическая сертификация, стандартизация и учет экологических требований в стандартах на выпускаемую продукцию; выбор рекламной стратегии и стимулирование сбыта на экологические товары) [9];
‑ организационно-административная (совершенствование структуры предприятия и оптимизация организационно-экономических методов природопользования) [10].
Исходя из анализа отечественных и зарубежных публикаций [1 -11] вышеперечисленные инновационные направления экологической предпринимательской деятельности объединяет следующие основные понятия (относительно недавно ставшие применяться в системе формирования рыночных отношений в РФ):
‑ экологическое управление (управление качеством окружающей среды) ‑ деятельность государственных органов и экономических субъектов различных форм собственности, направленная на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию соответствующих целей, проектов, программ;
‑ экологический менеджмент (от англ. environmental management). Это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии экобезопасности и устойчивого развития общества;
‑ система управления окружающей средой (от англ. environmental management system, EMS) ‑ часть общей системы административного управления предприятия, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Использование вышеперечисленных определений необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, особенно на внешнем рынке, что возможно только с учетом требований экологичности. Отсутствие твердой правовой базы, несовершенство законодательства сильно затрудняют деятельность отечественных предпринимателей, которые не имеют стимулов для выпуска экологически чистой продукции, не нанося при этом вреда окружающей среде (ОС) [4].
В настоящее время в качестве одного из инновационных решений, являющихся приоритетными для развитых стран с рыночной экономикой, разработана система международных стандартов ИСО 14000, затрагивающая проблему загрязнения ОС и рассматривающая экологический менеджмент как основной инструмент обеспечения экологической безопасности предприятия и снижения риска нанесения вреда окружающей природной среде.
Международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям) инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду [11].
Необходимо максимально приближать отечественные экологические стандарты и требования к международным стандартам. Они должны стать одной из основ для принятия хозяйственных решений на всех уровнях.
Принципы международных стандартов ISO 14000 в российских условиях.
Мировое сообщество, составной частью которого является России, накопило большой практический опыт в различных областях науки и техники, обобщенный в международных стандартах. Сегодня на мировой рынок невозможно продвинуть товары без знания международных стандартов и получения сертификатов соответствия по стандартам ISO серии 9000 в области управления качеством или экологических сертификатов по стандартам ISO серии 14000 в области экологического управления.
Международная организация по стандартизации (International standard organization, ISO) была основана в 1946 году 25-ю странами. Сейчас организация насчитывает более 100 членов. ISO является самой представительной среди международных организаций по стандартизации. Ей предоставлен статус специализированного учреждения ООН.
Центральный секретариат ISO, координирующий работы по международной стандартизации, размещается в Женеве. Россия является постоянным членом руководящих органов ISO, а также активным членом большинства из более, чем 200 Технических Комитетов по разработке международных стандартов.
Сотрудничество с ISO по созданию международных стандартов позволяет любой стране использовать в национальной практике научно-технический и производственный опыт экономически развитых стран, специалисты которых, как правило, являются авторами международных стандартов.
Согласно требованиям ISO преимущество имеют тексты международных стандартов на одном из официальных языков (английский, французский, немецкий). В частности, тексты национальных стандартов принято публиковать параллельно с версией на одном из официальных языков.
В 1993 году ISO, учитывая необходимость перехода к концепции устойчивого развития, а также руководствуясь рекомендациями Консультативной группы Президента ISO, приняла решение о создании Технического комитета ISO ‑ «Экологическое управление» ISO/ТС 207. Секретариат ISO/ТС 207 возглавляет Канада. Перечень из некоторых принятых стандартов ISO/ТС 207 приведен в табл. 1.
Таким образом международные стандарты ISO серии 14000 регламентируют основные принципы, критерии и цели экологического менеджмента и аудита; деятельность аудиторов; ответственность клиента (заказчика) и аудируемой организации; подготовку и проведение аудита, квалификационные требования к аудиторам, а также общую схему процесса экологического аудита.
В Российской Федерации приняты в качестве добровольных Государственные стандарты ISO 14001, ISO 14004, ISO 14010, ISO 14011, ISO 14012, являющиеся по сути русскими версиями международных стандартов в области экологического менеджмента. Госкомэкологии России создала систему аттестации и аккредитации экологических аудиторов и консультантов в соответствии с международными требованиями, в том числе ISO серии 14000.
Неправительственный Фонд им. В. И. Вернадского при поддержке Госкомэкологии России организовал ряд встреч и семинаров по вопросам внедрения стандартов ISO 14000 в Российской Федерации. Ряд компаний России также предпринимает усилия по развитию добровольной экологической деятельности и использованию принципов международных стандартов ISO 14000 в российских условиях.
Важную роль играет обеспечение доступности адекватных версий стандартов ISO 14000 (и прежде всего ‑ российского эквивалента ISO 14001 ‑ ГОСТа Р ИСО 14001, соответствие требованиям которого может быть предметом сертификации) на русском языке и разработка рекомендаций для Технического Комитета ТС 207 по дальнейшему развитию стандартов, в том числе, и с учетом российского опыта.
Таблица 1
Перечень некоторых международных стандартов серии ISO 14000 в области экологического управления.
Номер международного стандарта ISO |
Наименование стандарта |
14001 :1996 |
Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию. |
14004 : 1996 |
Системы экологического управления. Руководство по принципам организации и методам обеспечения функционирования. |
14010 : 1996 |
Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы. |
14011 : 1996 |
Экологический аудит. Аудит систем экологического управления. |
14012 : 1996 |
Экологический аудит. Квалификационные требования к экологам-аудиторам. |
Кроме перечисленных в данной таблице стандартов, в системе ISO 14000 предусмотрены также стандарты, непосредственно ориентированные на инновационную экологически безопасную продукцию, а именно: серия документов по принципам экологической маркировки товаров (ISO 14020); серия документов по оценке экологического воздействия продукции на всех стадиях ее жизненного цикла (ISO 14040); серия документов по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию (ISO 14060).
Несмотря на добровольность этих стандартов, отдельные предприятия, включая транснациональные компании, стремятся получить сертификацию по стандартам ISO 14000, поскольку такая сертификация является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках, получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться одним из принципиальных нововведений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности при продвижении товара на западные рынки.
Особое внимание в сфере экологического предпринимательства уделяется значению инновационной деятельности предприятий в области управления отходами, выбросами и сбросами. Решение проблем охраны ОС возможно только на основе разработки и внедрения экологических инновационных решений. Ни один вид инновационной деятельности не может считаться эффективным без учета экологических факторов. В связи с этим возникает целая проблема экологической эффективности новых технологических решений и всей инновационной деятельности, задачей которой является поиск экономически более эффективных методов и способов очистки, регенерации и утилизации производственных выбросов [1].
Основными задачами инновационной деятельности по увеличению экологичности предприятия являются:
‑ предотвращение образования отходов;
‑ использование образующихся отходов внутри производства;
‑ использование отходов в других производствах;
‑ использование энергии отходов;
‑ санитарная безопасность отходов;
‑ снижение экологического риска на каждом этапе жизненного цикла товаров и материалов;
‑ принятие конструкторских, технологических, организационных и других мер для увеличения экологичности производства.
Каждому предприятию целесообразно создавать, так называемые, банки отходов, структуру которых составляют специальные таблицы, в которых отражаются все отходы производства предприятия, например:
Таблица 2
Структура банка отходов
Индекс места
Расположе-ния произ-водства |
Вид
отхо-дов |
Кол-во
отходов, т/год |
Плот-ность
отходов |
Стоимость удаления
отходов, тыс.$/ год |
На хране-нии
к концу года | |
|
|
|
|
На предприя-тии
|
Вне предприятия
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Использование отходов в качестве вторичного сырья является перспективным направлением инновационной деятельности изобретателей и предпринимателей в области экологического менеджмента и соответствует требованиям международных стандартов ИСО 14000.
Источники:
2. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997.
3. Бунин В.Г. Модульные программы для менеджера. Управление инновациями. М., 2000.
4. Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995.
5. Экологический учет для предприятий. М., 1997.
6. Серов Г. П. . Экологический аудит. М., 1999.
7. Экологический аудит. Сборник нормативных актов. /Сост. Сорокин. С.-Пб., 1997.
8. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М., 1996.
9. Дунаевский Л.В. Экологическая сертификация. // Зеленый мир. 1997. №2.
10. Цхай А.А. Информационные системы в экологическом менеджменте. Ч1. – Экологический менеджмент. М., 1997
11. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 1400. Основы экологического управления.М.,1997.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:56:59