Стратегии возврата средств венчурного инвестора
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Баталина Е.И. Стратегии возврата средств венчурного инвестора // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 54-57.
Аннотация:
Конечная цель каждого венчурного инвестора заключается в получении прибыли. Однако основная характеристика венчурного капитала связана с высоким уровнем риска. Уже закономерным стало правило «2-6-2», когда из 10 проектов в области новых технологий два проекта оказываются тупиковыми, шесть выживают, но выходят на скромные темпы роста, и лишь два многократно окупают вложенные в них средства.
Ключевые слова: венчурный капитал, возврат инвестиций, венчурное инвестирование
Конечная цель каждого венчурного инвестора заключается в получении прибыли. Однако основная характеристика венчурного капитала связана с высоким уровнем риска. Уже закономерным стало правило «2-6-2», когда из 10 проектов в области новых технологий два проекта оказываются тупиковыми, шесть выживают, но выходят на скромные темпы роста, и лишь два многократно окупают вложенные в них средства [1].
Жизненный цикл венчурных инвестиций в компании обычно не превышает 3-5 лет. За это время компания должна окрепнуть, продемонстрировав способность развиваться и окупить вложенные в нее средства, обеспечив тем самым полным возврат средств венчурному инвестору с определенной долей прибыли.
Размер прибыли инвестора в первую очередь определяется на основании условий, оговоренных в договоре между венчурным инвестором и организацией, и зависит от ее прибыльности и стратегии выхода инвестора из компании. В некоторых случаях возврат инвестированной суммы может быть обусловлен по истечению определенного времени жизни венчурных инвестиций в компании, в других случаях, время осуществления выхода может оставаться неопределенным. Размер прибыли в большинстве ситуаций оговаривается как фиксированный процент на сумму инвестиций, либо определяться другими способами. Стратегия выхода из инвестиций также определяется в договоре, однако, под влиянием различных внешних и внутренних факторов она может быть скорректирована и изменена к моменту осуществления выхода. Возможность такого изменения должна быть прописана в договоре.
Спектр альтернативных стратегий выхода венчурного инвестора из инвестиций включает в себя следующие варианты:
1) выкуп акций венчурного инвестора руководством компании, в международной практике называется «обратный выкуп»;
2) выкуп акций венчурного инвестора менеджером/сотрудниками компании, либо командой управляющих, приходящих со стороны;
3) прямая продажа (trade sale) – продажа пакета акций венчурного инвестора другому инвестору;
4) выход на фондовую биржу через публичное первичное размещение акций на фондовом рынке (IPO);
5) вынужденная покупка акций венчурного инвестора самой компанией в том случае, если стоимость компании оказывается ниже, чем предполагалась в соответствии с бизнес-планом, а венчурный инвестор хочет осуществить выход;
6) принудительный выход, осуществляемый через управление, доверенность или ликвидацию компании. Этот способ является самым неблагоприятным и для инвестора и для самой компании [2].
Представленный спектр альтернативных стратегий выхода охватывает как желательные, так и негативные варианты, которые, однако, могут иметь место.
Можно классифицировать стратегии выхода на основании следующих характеристик, свойственных реализации выбранной стратегии:
– наибольшая ожидаемая прибыль;
– наибольший риск;
– наибольшие финансовые затраты;
– наибольшие трудозатраты (сложность и комплексность процесса).
Стратегия возврата средств венчурного инвестора через первичное размещение акций, является наиболее затратной и сложно реализуемой, однако предполагает получение наибольшей прибыли по сравнению с другими стратегиями. Прямая продажа может быть достаточно выгодной стратегией, в случае повышенной заинтересованности инвестора, для чего требуется найти потенциальных инвесторов и стимулировать спрос. Обратный выкуп или выкуп сотрудниками компании – несложно осуществимые стратегии, однако, не приносящие денежных средств. Принудительный выход и ликвидация компании означают, что венчурный инвестор получит определенную долю прибыли, но он не сумел реализовать одну из наиболее эффективных стратегий выхода (IPO или прямую продажу) и не достиг максимального желаемого эффекта.
При выборе стратегии выхода венчурному инвестору необходимо проанализировать ряд значительных факторов, определяющих положительные и отрицательные последствия той или иной стратегии. Необходимо просчитать успех реализации выбранной стратегии, сопоставляя его с затратами на ее реализацию.
В качестве основных и наиболее привлекательных, с точки зрения перспектив дальнейшего развития компании, способов выхода из венчурных инвестиций можно выделить две альтернативных стратегии – это выход через первичное размещение акций на фондовом рынке (IPO) и прямая продажа (trade sale).
Среди венчурных инвесторов имеются убежденные сторонники и противники каждого из перечисленных вариантов. Однако опыт последних лет показывает, что в зарубежной практике достаточно часто предпочтение отдается стратегии выхода через фондовый рынок (IPO). В основном это объясняется тем, что продажа доли бизнеса большому количеству инвесторов может быть более выгодной, чем продажа одному стратегическому партнеру или нескольким совладельцем.
В российских условиях, ситуация обстоит иным образом, и выходы осуществляются через прямую продажу. Продажу доли бизнеса одному, а не большому количеству инвесторов гораздо проще реализовать. Требования к данному виду продажи могут быть относительно невысокими по сравнению с IPO.
В отличие от зарубежных стран, в России существует ряд серьезных проблем и ограничений, связанных с неготовностью большинства компаний удовлетворить требования, предъявляемые фондовыми рынками. Это уровень прозрачности компании, корпоративное управление, предоставление отчетности, составленной по международным стандартам и другие; а также неразвитость венчурной инфраструктуры, отсутствие рынка альтернативных инвестиций, предназначенного для компаний с относительно небольшим объемом капитализации. Помимо этого, не хватает опыта и знаний квалифицированных специалистов для реализации первичных размещений венчурных компаний.
Источники:
2. Ивина Л.В., Воронцов В.А. Терминология венчурного финансирования / Ивина Л.В., Воронцов В.А. – М. : Академический Проект, 2002. – C. 41.
3. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. – Альпина Бизнес Букс, 2004.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:41