Креативные стратегии в маркетинговой деятельности как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса

Моргунов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Моргунов В.И. Креативные стратегии в маркетинговой деятельности как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 171-173.

Аннотация:
Креативный маркетинг – результат творческой «фантазии» профессионала-маркетолога. По сути, это свобода в принятии маркетингового решения с учетом сложившейся конъюнктуры, опыта, знаний, поведения потребителей в каждом из сегментов рынка. Все это в совокупности является базой для выработки креативной стратегии. Креативность мышления – это талант ассоциативного нестандартного восприятия ситуации на рынке на основе системных знаний.

Ключевые слова: маркетинг, креативность, маркетинговая стратегия, креативный маркетинг



Креативный маркетинг – результат творческой «фантазии» профессионала-маркетолога. По сути, это свобода в принятии маркетингового решения с учетом сложившейся конъюнктуры, опыта, знаний, поведения потребителей в каждом из сегментов рынка. Все это в совокупности является базой для выработки креативной стратегии. Креативность мышления – это талант ассоциативного нестандартного восприятия ситуации на рынке на основе системных знаний.

Креативность – умение спрогнозировать и выбрать неожиданный для пользователя этого решения нетрадиционный вариант маркетинговой деятельности (реклама, направления исследования маркетинга, дистрибутивные схемы, маркетинговые коммуникации и т.д.).

Отличие креативного подхода от традиционного состоит в том, что специалист-маркетолог на основе многофакторного анализа должен выбрать не только правильное решение (оно может и не достичь цели) но и, самое главное, сделать так, чтобы это решение привело в «шок» покупателя. За счет чего? За счет изюминка, которой нет у конкурента. Тогда клиент Ваш.

Приведем показательный пример из боевых действий наших воинов времен Великой Отечественной войны, свидетельствующий о том, что победить в сражении, или во всяком случае продержаться на занятой позиции, выиграть время можно за счет принятия нестандартного решения.

Нехватка снарядов, самолетов, пушек, танков, наступление немцев. Что делать? Сдаваться? – Никогда. Нужно как-то выйти из создавшейся критической ситуации. И вот какой-то «креативец», человек, наделенный творческой фантазией, придумал совсем необычный, но весьма эффективный тактический ход… Вместо снарядов на головы изумленных противников сбрасывались пустые бочки, издающие при этом непонятный звук. Это приводило противника в замешательство от неизвестного нового оружия. Противник в панике – цель достигнута.

Наш гениальный российский ученый Королев С.П., несмотря на колоссальные трудности, лишения, противоборство как со стороны конкурентов, так и государственных чиновников, отстоял свое принципиально необычное решение построить космическую ракету в пакетном варианте, а не в сигарообразном. Реализация этого смелого неординарного решения позволила не только догнать американцев в гонке вооружений, но и занять там лидирующие позиции.

Данные примеры наглядно и убедительно доказывают, что надо поддерживать и развивать традиции принятия креативных решений.

В маркетинговой деятельности, правда, не совсем то же самое. Есть специфика театра рыночных «военных» действий в мирных условиях. Конкурентов на рынке очень много. Каждый старается потеснить, опередить, обойти, используя при этом весь известный набор маркетинговых стратегий, приемов и всевозможных уловок. А развивать сой бизнес необходимо, причем делать это надо, как можно успешнее.

Для этого надо учиться, думать, анализировать, систематизировать и на этой основе выбирать «ненормальное» с научной и практической точек зрения обывателя-маркетолога решение.

Маркетолог должен всегда помнить, что его необоснованно выбранная стратегия, не отражающая реально сложившуюся ситуацию на сегменте(ах) рынка, может обанкротить компанию, и, напротив, сделать ее преуспевающей, конкурентоспособной и перспективной.

Объективная необходимость поиска нестандартных решений преследует единственную цель – закрепить свои позиции на рынке и сделать работу компании более эффективной.

Креативность, по утверждению Дениела Куджера, профессора Колорадского университета существует мнение о том, что творческий процесс принятия решений – это врожденная способность, которая у человека либо есть, либо нет. Однако для творческой личности присущи следующие особенности:

1. Право на ошибку, или склонность к риску. Принятые креативные решения еще не отработаны, и, как любое новаторство, сопряжены с повышенным риском. Учесть все нюансы последствий принятого решения весьма трудно, только практика докажет или опровергнет их жизнедеятельность и позволит произвести при необходимости их корректировку. Не следует остерегаться тех специалистов, которые всегда в поисках новых путей, более эффективных для достижения высоких результатов, так как со временем все равно они окупятся. Безрисковой новаторской идеи не бывает. Можно с уверенностью сказать, что прогресс в науке осуществляется за счет креативного мышления незакомплексованной свободной мысли

2. Нестандартность (дивергентность) мышления, суть которой заключается в многовариантном поиске, дальнейшем отборе наиболее приемлемых идей.

3. Чувство юмора, без которого вряд ли возможен полет творческой фантазии, включающий самые неожиданные решения. Например, креативная реклама должна быть неожиданной и, в какой-то мере ошеломляющей, шокирующей клиента.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:18:39