Модульная технология обучения

Заварзин В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Технология. Это то, на чем держится достижение качества того или иного продукта и эффективное достижение целей, поставленных обществом. Понятия “технология”, а тем более “технология обучения” пока не являются общепринятыми в традиционной педагогике. В то же время этот термин нельзя считать новым применительно к процессу обучения. Технология как процесс захватывает даже определенные сферы творческой деятельности (в той их части, где ее удается формализовать и подчинить те или иным правилам).

Ключевые слова: обучение персонала, технологии обучения



Технология. Это то, на чем держится достижение качества того или иного продукта и эффективное достижение целей, поставленных обществом. Понятия “технология”, а тем более “технология обучения” пока не являются общепринятыми в традиционной педагогике. В то же время этот термин нельзя считать новым применительно к процессу обучения [1,2]. Технология как процесс захватывает даже определенные сферы творческой деятельности (в той их части, где ее удается формализовать и подчинить те или иным правилам).

За последние годы в создании технологий заметную роль играет информационная составляющая. Поэтому под “технологией обучения” будем понимать совокупность методов и средств воздействия преподавателя на обучающегося для достижения поставленных перед ними целей обучения. То есть «технология обучения» ‑ это совокупность (система) представлений и действий, направленных на оптимальную реализацию учебного процесса.

Повышающаяся значимость образования высвечивает ряд проблем, требующих первоочередного решения в условиях рынка и конкуренции:

а) усложнение педагогического процесса;

б) усиливающееся отставание материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования учебных заведений от технической оснащенности фирм;

в) преодоление кризиса в направлении совершенствования качества выпускников;

г) расширение предметного мира специалиста, приводящее к увеличению объема учебного материала и необходимости его обобщения;

д) включение в учебный процесс новых форм и методов обучения, новейших технических средств;

е) постоянная адаптация образовательной траектории обучающихся под изменяющийся уровень жизни.

Решение всех этих проблем приводит к необходимости разработки новой модели технологии обучения.

По существу новая модель ‑ это отклик на имеющие место перемены как в окружающей действительности, так и в системе образования, направленный на сознательную организацию и познавательной деятельности обучающихся, и на повышение эффективности в работе преподавательского состава, и на оптимизацию управления образовательной деятельностью.

Практические задачи, решаемые на каком-либо иерархическом уровне обучения, очень многообразны, но выделить среди них те, которые наиболее актуальны вполне возможно. Итак, что необходимо:

1) Разработать констукции модели Требуемых Умений и Знаний (ТУЗ);

2) Сформировать модели блоков дисциплин, а именно: выделить ключевые смысловые и ведущие элементы деятельности, а также производные, или подчиненные элементы (от решения этой задачи зависит планируемая глубина и уровень овладения понятиями и способами деятельности, а также объем времени, отводимый на аудиторные занятия и самостоятельную работу);

2) Определить виды и формы учебной деятельности, типы и виды заданий, учебных и технических средств, обеспечивающих формирование необходимых психических процессов, действий, качеств личности, разностороннюю подготовку обучающихся;

4) Разработать профессиограммы подготавливаемого специалиста, отражающие социально-экономические, производственно-технические, медико-гигиенические и психофизиологические условия и требования;

5) Выявить способы и средства оптимального педагогического руководства учебной деятельностью ;

6) Возбуждать и развивать мотивации обучения;

7) Добиться единства учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающегося, развития его творческих способностей;

8) Достигнуть в педагогическом процессе усиления работы “обратной связи”, совершенствования методов и средств оперативного контроля за учебным процессом, проверки и учета качества подготовки и т.д.

Основой для построения концептуальной модели любой системы служит ее содержательное описание. Анализ технологии обучения различных подсистем устанавливает иерархичность их структуры.

В структуре технологии обучения можно выделить этапы как совокупности операций, которые имеют общее целевое назначение по обеспечению соответствующего уровня знания:

а) владение информацией (содержание дисциплины);

б) понимание;

в) умение решать типовые задачи дисциплины;

г) умение решать прикладные междисциплинарные задачи.

Им соответствуют семантические (смысловые) модели, формируемые в сознании обучаемого на каждом иерархическом уровне, а именно: структурная модель, понятийно-сущностная, алгоритмическая и проблемная модели дисциплины. Уровни знания определяют следующим образом:

‑ владение информацией (уровень знания, заключающийся в способности определить назначение, место информации в содержании дисциплины, а также в умении найти нужную информацию;

2000_06_zavarzin_educmodel.jpg

‑ понимание (способность объяснить взаимосвязи между понятиями предметной области и их свойства);

‑ умение решать типовые задачи дисциплины (умение построить схему решения типовой задачи);

‑ умение решать прикладные междисциплинарные задачи (способность декомпозировать прикладную задачу на типовые, сформировав их логические и математические постановки).

Семантической моделью предметной области является смысловое содержание, направленное на выражение того или иного знания и умения.

Из сказанного следует, что под технологией обучения понимается процесс переноса семантических моделей предмета из сознания преподавателя в сознание обучаемого. То есть технология обучения ‑ это управляемый процесс (рис.1).

Целью управления на любом иерархическом уровне данной модели является обучение, декомпозированное до данного уровня.

Входом технологии обучения является модель ТУЗ, выходом - модель текущего состояния качества подготовки обучаемого, формируемая в его сознании в результате усвоения учебного материала и выполнения заданий.

Дестабилизирующими факторами здесь выступают издержки профессиональной ориентации и ошибки в выборе формы подготовки, проблемы подготовки предыдущих иерархических уровней, социально-психологические и бытовые проблемы, случайные воздействия и т.д.

Управление происходит с учетом обратной связи: семантическая модель предметной области, выраженная в учебном плане и учебных программах дисциплин, формируется преподавателями на основе сравнения моделей ТУЗ и текущих умений и знаний обучаемого. Таким образом, контроль ‑ это способ оценки не только достигнутых умений и знаний, но и способ организации обратных связей в процессе обучения, что является необходимым условием достижения цели обучения любого иерархического уровня.

Выделение уровней знания, смысловое описание предметных областей, понимание процесса обучения как управляемого - вот три основных посылки модели технологии обучения.

Предметное наполнение блоков составляют семантические модели, описывающие цели соответствующих этапов обучения, средства их достижения, а также смысловое содержание.

Алгоритмы управления обучением формируются в процессе реализации различных видов обучения (лекции, семинары, лабораторные работы, практика) и выработки учебных заданий (домашние задания, рубежный контроль, зачеты, экзамены). Они определяются объективными законами познания, используемыми технологиями обучения, методологиями, методами, методиками, приемами обучения с учетом реального положения дел в науке, промышленности, экономике, бизнесе и знании текущего состояния качества обучения.


Источники:

1. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование : Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 368 с.
2. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. с. 29-37.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:36