Интеллектуализация труда как фактор устойчивого экономического роста

Ермакова М.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермакова М.Г. Интеллектуализация труда как фактор устойчивого экономического роста // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 146-149.

Аннотация:
Сегодня существует точка зрения о том, что основным фактором, обусловившим успехи США, Японии, Германии и других стран, является накопление материального общественного богатства. Представляется, что подобная позиция – явное упрощение. Сегодня эволюция передовых стран происходит на основе качественно новых принципов, суть которых такова: в постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими словами, знания определяют темпы развития общества. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы).

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, интеллектуализация труда



Сегодня существует точка зрения о том, что основным фактором, обусловившим успехи США, Японии, Германии и других стран, яв­ляется накопление материального общественного богатства. Представляет­ся, что подобная позиция – явное упро­щение. Сегодня эволюция передовых стран происходит на основе качествен­но новых принципов, суть которых такова: в постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими сло­вами, знания определяют темпы раз­вития общества. По мнению аналити­ков Всемирного банка, производствен­ная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества челове­ческих ресурсов (рабочей силы).

Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства. Исследователи придают большое значение качеству управления интеллектуаль­ными ресурсами, включая последние в перечень оцениваемых параметров (наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке). Кстати, американские менед­жеры при выборе долгосрочных парт­неров исходят из того, что интеллек­туальный капитал фирмы должен сос­тавлять не менее 40% в общей струк­туре капитала. Только тогда предпри­ятие считается перспективным.

В 1998 г. доля стоимости интеллек­туального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфе­ре высоких технологий, составляла 69%. На начало 2001 г. она превысила 80%. Это свидетельствует о том, что экономика США благодаря информа­тизации и быстрому распространению передовых технологий действительно перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека. По мнению сторонников концепции модернизации общества (Д. Белла, Дж. К. Гэлбрейта, О. Тоффлера, К. Боулдинга, Р. Арона, А. Турена, Ж. Фурастье и др.), переход на постиндустриальную стадию связан с изменениями в социальной структуре, обусловленными новой ролью науки и техники, а значит, и образования.

Американские специалисты уде­ляют большое внимание вопросам, связанным с новыми параметрами и ориентацией управления, современным содержанием взаимоотношений индивида и организации. Р. Уотермен пишет, что было вре­мя, когда люди являлись «фактором производства». Управление ими ненамного отлича­лось от управления машинами и ка­питалом. Этого больше нет. Подобный метод руководства сегодня дает обратный эффект. Подавляя личность, организация ставит под угрозу свою способность совершенствоваться, и наоборот, стимулируя самовыражение человека, ей трудно не обновляться. Развитие индивидуальности у работников – сегодня один из главных источников совершенствования компаний.

Концепция интеллектуального ка­питала, позволившая по-новому взглянуть на структуру ресурсов компании, а, следовательно, и на управление ею, начала оформляться в тео­рию лишь в 90-х гг. Ее формиро­вание связано с такими деятелями, как Т. Стюарт и Л. Эдвисон, благодаря которым ин­теллектуальный капитал не только об­рел теоретико-научный статус, но и стал объектом практического менеджмента (в январе 1991 г. на страницах FORTUNE появилась небольшая заметка Т. Стюарта из цикла «Новое в бизнесе», посвященная интеллектуальному капиталу, а весной того же года – статья под названием «Сила интеллекта»).

Было бы ошибкой подразумевать под интеллектуальным капиталом исключительно научные кадры компании, соответствующие патенты, ноу-хау и т.д. Интеллектуальный капитал – это произведение двух составляющих: компетентности и желания работника использовать ее наилучшим образом для достижения целей организации.

Интеллектуальный капитал накап­ливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от соци­ально-экономических условий, про­фессионального статуса индивидуума, темпов морального обесценения зна­ний, опыта, умений.

Кроме того:

– интеллектуальный капитал не теряет со временем своей ценности, а даже способен ее наращивать, в то время как знания, оборудование и технологии начинают обесценивать­ся с момента их приобретения, поскольку это всегда «вчерашний день»;

– при сложной экономической си­туации рост интеллектуального капитала является главной составляющей потребительной стоимости услуги;

– основным мотивом деятельно­сти компетентных (обладающих высоким интеллектом) работников яв­ляется удовлетворенность результатами труда, а не материальное воз­награждение, поэтому они более кон­курентоспособны;

– в основе текучести кадров ле­жит высокая нагрузка на исполните­ля, и интеллектуальный капитал поз­воляет работнику легко переносить ее благодаря сформированному идейному внутреннему настрою (эн­тузиазму).

Общемировой процесс интеллектуализации труда затрагивающий все страны, в России же он имеет свою специфику. Переходное состояние российской экономики, определяемое становлением рыночных отношений, сопряжено с глубоким системным кризисом. В этих условиях связь процесса интеллектуализации труда с формированием занятости протекает весьма своеобразно и противоречиво, существенно влияя на перспективы развития общества. В стране происходит не просто деинтеллектуализация труда, но и деформация взаимосвязи интеллектуализации труда с системой занятости. Это способствует формированию теневых и параллельных форм и структур занятости, ее «спон­танной трансформации», долгосрочной негибкости рынка труда, невостребованности наиболее высококвалифицированной части общества, что приводит к катастрофическому моральному и физическому обесценению человеческого капитала и обрекает общество на деградацию. Это не только отражается на экономических реалиях, но инициирует необходимость глубокого теоретико-методологического осмысления назван­ного процесса.

Интеллектуальность как качество предполагает компоненту «знание». Устаревание знания требует интеллектуальных знаний по его обновлению и развитию. Но связывать интеллектуализацию труда только со старением знаний нельзя (хотя по различным оценкам в настоящее время устаревает ½ знаний работников в среднем через 3-5 лет). Интеллектуализацию труда можно рассматривать как возрастание роли и веса умственного труда в общественном, насыщение всех его видов умственными функциями творческого характера. Интеллектуализация труда – процесс многогранный и затрагивает не только труд общественный, но и в первую очередь индивидуальный.

Процесс интеллектуализации труда – онтогенетический процесс использования и формирования интеллектуально значимых возможностей и способностей. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности. Это выдвигает на первый план интеллектуальные затраты (по производс­тву знаний, информации), что приводит в результате к видоизмене­нию функциональной структуры труда.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:53