Интеллектуализация труда как фактор устойчивого экономического роста
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ермакова М.Г. Интеллектуализация труда как фактор устойчивого экономического роста // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 146-149.
Аннотация:
Сегодня существует точка зрения о том, что основным фактором, обусловившим успехи США, Японии, Германии и других стран, является накопление материального общественного богатства. Представляется, что подобная позиция – явное упрощение. Сегодня эволюция передовых стран происходит на основе качественно новых принципов, суть которых такова: в постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими словами, знания определяют темпы развития общества. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы).
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, интеллектуализация труда
Сегодня существует точка зрения о том, что основным фактором, обусловившим успехи США, Японии, Германии и других стран, является накопление материального общественного богатства. Представляется, что подобная позиция – явное упрощение. Сегодня эволюция передовых стран происходит на основе качественно новых принципов, суть которых такова: в постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими словами, знания определяют темпы развития общества. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы).
Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства. Исследователи придают большое значение качеству управления интеллектуальными ресурсами, включая последние в перечень оцениваемых параметров (наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке). Кстати, американские менеджеры при выборе долгосрочных партнеров исходят из того, что интеллектуальный капитал фирмы должен составлять не менее 40% в общей структуре капитала. Только тогда предприятие считается перспективным.
В 1998 г. доля стоимости интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, составляла 69%. На начало 2001 г. она превысила 80%. Это свидетельствует о том, что экономика США благодаря информатизации и быстрому распространению передовых технологий действительно перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека. По мнению сторонников концепции модернизации общества (Д. Белла, Дж. К. Гэлбрейта, О. Тоффлера, К. Боулдинга, Р. Арона, А. Турена, Ж. Фурастье и др.), переход на постиндустриальную стадию связан с изменениями в социальной структуре, обусловленными новой ролью науки и техники, а значит, и образования.
Американские специалисты уделяют большое внимание вопросам, связанным с новыми параметрами и ориентацией управления, современным содержанием взаимоотношений индивида и организации. Р. Уотермен пишет, что было время, когда люди являлись «фактором производства». Управление ими ненамного отличалось от управления машинами и капиталом. Этого больше нет. Подобный метод руководства сегодня дает обратный эффект. Подавляя личность, организация ставит под угрозу свою способность совершенствоваться, и наоборот, стимулируя самовыражение человека, ей трудно не обновляться. Развитие индивидуальности у работников – сегодня один из главных источников совершенствования компаний.
Концепция интеллектуального капитала, позволившая по-новому взглянуть на структуру ресурсов компании, а, следовательно, и на управление ею, начала оформляться в теорию лишь в 90-х гг. Ее формирование связано с такими деятелями, как Т. Стюарт и Л. Эдвисон, благодаря которым интеллектуальный капитал не только обрел теоретико-научный статус, но и стал объектом практического менеджмента (в январе 1991 г. на страницах FORTUNE появилась небольшая заметка Т. Стюарта из цикла «Новое в бизнесе», посвященная интеллектуальному капиталу, а весной того же года – статья под названием «Сила интеллекта»).
Было бы ошибкой подразумевать под интеллектуальным капиталом исключительно научные кадры компании, соответствующие патенты, ноу-хау и т.д. Интеллектуальный капитал – это произведение двух составляющих: компетентности и желания работника использовать ее наилучшим образом для достижения целей организации.
Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от социально-экономических условий, профессионального статуса индивидуума, темпов морального обесценения знаний, опыта, умений.
Кроме того:
– интеллектуальный капитал не теряет со временем своей ценности, а даже способен ее наращивать, в то время как знания, оборудование и технологии начинают обесцениваться с момента их приобретения, поскольку это всегда «вчерашний день»;
– при сложной экономической ситуации рост интеллектуального капитала является главной составляющей потребительной стоимости услуги;
– основным мотивом деятельности компетентных (обладающих высоким интеллектом) работников является удовлетворенность результатами труда, а не материальное вознаграждение, поэтому они более конкурентоспособны;
– в основе текучести кадров лежит высокая нагрузка на исполнителя, и интеллектуальный капитал позволяет работнику легко переносить ее благодаря сформированному идейному внутреннему настрою (энтузиазму).
Общемировой процесс интеллектуализации труда затрагивающий все страны, в России же он имеет свою специфику. Переходное состояние российской экономики, определяемое становлением рыночных отношений, сопряжено с глубоким системным кризисом. В этих условиях связь процесса интеллектуализации труда с формированием занятости протекает весьма своеобразно и противоречиво, существенно влияя на перспективы развития общества. В стране происходит не просто деинтеллектуализация труда, но и деформация взаимосвязи интеллектуализации труда с системой занятости. Это способствует формированию теневых и параллельных форм и структур занятости, ее «спонтанной трансформации», долгосрочной негибкости рынка труда, невостребованности наиболее высококвалифицированной части общества, что приводит к катастрофическому моральному и физическому обесценению человеческого капитала и обрекает общество на деградацию. Это не только отражается на экономических реалиях, но инициирует необходимость глубокого теоретико-методологического осмысления названного процесса.
Интеллектуальность как качество предполагает компоненту «знание». Устаревание знания требует интеллектуальных знаний по его обновлению и развитию. Но связывать интеллектуализацию труда только со старением знаний нельзя (хотя по различным оценкам в настоящее время устаревает ½ знаний работников в среднем через 3-5 лет). Интеллектуализацию труда можно рассматривать как возрастание роли и веса умственного труда в общественном, насыщение всех его видов умственными функциями творческого характера. Интеллектуализация труда – процесс многогранный и затрагивает не только труд общественный, но и в первую очередь индивидуальный.
Процесс интеллектуализации труда – онтогенетический процесс использования и формирования интеллектуально значимых возможностей и способностей. Он обусловлен появлением в трудовой деятельности большого количества задач с «размытой» структурой, требующих нестандартных инновационных подходов и решений в различных аспектах профессиональной деятельности. Это выдвигает на первый план интеллектуальные затраты (по производству знаний, информации), что приводит в результате к видоизменению функциональной структуры труда.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:53