Методологические аспекты управления транспортными процессами при организации перевозки грузов
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На современном этапе развития экономики России появилась острая необходимость разработки методологических основ управления и практических механизмов развития транспортных коридоров для оптимизации перевозок импортных транзитных грузов. Это, в свою очередь, порождает необходимость на основе системного подхода проанализировать многообразие связей и отношений, которые возникают в транспортной системе при управлении перевозками транзитного типа, раскрыть механизм его формирования на основе принципов ее организационного развития и экономико-правового обеспечения.
Ключевые слова: логистика, грузоперевозки, транспортная логистика
На современном этапе развития экономики России появилась острая необходимость разработки методологических основ управления и практических механизмов развития транспортных коридоров для оптимизации перевозок импортных транзитных грузов. Это, в свою очередь, порождает необходимость на основе системного подхода проанализировать многообразие связей и отношений, которые возникают в транспортной системе при управлении перевозками транзитного типа, раскрыть механизм его формирования на основе принципов ее организационного развития и экономико-правового обеспечения.
Накопленный опыт развития мультимодальных перевозок играет важную роль в формировании транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг. Создание международной транспортной инфраструктуры и формирование международных транспортных коридоров (МТК) предполагают применение единой технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
МТК необходимо формировать в целях развития и улучшения как грузового, так и международного пассажирского сообщения. При этом принципы интермодализма, особенно для обеспечения перевозок грузов, являются основополагающими. Такая постановка проблемы соответствует принятым международным документам и связана с тем, что формирование транспортных коридоров ориентировано, главным образом, на развитие международной торговли.
Отсюда, разработка терминальных комплексов должна быть рассчитана, как на увеличение объемов и ассортимента перерабатываемых грузов, так и на постепенное расширение функциональных возможностей, в особенности в части оказания снабженческо-сбытовых и экспедиционных услуг.
В этой связи целесообразно использовать следующие принципы формирования системы комплексного терминального обслуживания:
1. Создание единой системы экономико-правовых взаимоотношений участников системы терминального обслуживания на основе согласования экономических интересов всех участников грузодвижения и введения взаимной материальной ответственности сторон.
2. Применение прогрессивной терминальной технологии перевозочного процесса, основанной на сооружении грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминальных комплексов.
3. Организация комплексной системы транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры с обеспечением единой ответственности экспедиционной службы за доставку груза на всем пути его следования.
4. Применение логистического подхода к формированию терминальной системы, обеспечивающего непрерывность производственно-транспортно-распределительного процесса, ускорение движения товароматериальных потоков и максимизацию экономического эффекта у всех участников грузодвижения.
5. Создание системы государственной поддержки с обеспечением условий наибольшего благоприятствования участникам системы грузодвижения по терминальной технологии на основе введения государственного и муниципального регулирования.
6. Обеспечение долевого финансирования объектов системы терминального обслуживания с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.
7. Создание информационного обеспечения грузодвижения.
Таким образом, механизм формирования системы управления перевозками импортных транзитных грузов представляет собой совокупность организационно-экономико-правовых мероприятий:
а) по интеграции управления транспортно-распределительными процессами;
б) по организации комбинированных перевозок, в частности, по созданию специализированных организаций-мегаоператоров. Одним из принципиальных вопросов, который возникает при создании фирмы-мегаоператора перевозок, является определение ее сферы деятельности.
В интересах эффективной работы мегаоператоров необходимо осуществить исследование по таким направлениям как:
- определение структуры и функции региональных экспедиторов;
- определение оптимального варианта и функции оператора перевозок в транспортном коридоре в увязке и во взаимодействии с региональными транспортными экспедиторами;
- определение наилучшего варианта создания информационного обеспечения комбинированных перевозок и его использования в транспортных коридорах.
в) по экономико-математическому обоснованию создания и использованию регионально-распределительных центров, как регуляторов материальных потоков.
Поскольку основная задача каналов грузопотоков в современных условиях решается на основе применения принципов логистики доставку «точно в срок» нужно осуществлять с минимальными затратами трудовых, материальных и денежных ресурсов. При построении же логистического канала грузопотока кроме системного подхода обязательно должен быть реализован принцип оптимальности технологических и технических параметров системы.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:21