Оценка рыночной стоимости компании методом дисконтированных денежных потоков

Атьман С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
На протяжении длительного времени основной целью деятельности предприятия считалось достижение максимального уровня прибыли и обеспечение постоянных темпов ее роста. Критериями эффективности выбирались уровни рентабельности затрат, оборотных средств, основных средств, производительность труда и т.д. Анализ различных точек зрения показывает, что основной целью деятельности предприятия является создание максимальной стоимости для акционеров – собственников предприятия. В качестве критерия достижения указанной цели выступают стоимость предприятия и ее динамика. Для обоснования данной теории рассмотрим значение показателя стоимости бизнеса для всех субъектов, участвующих в деятельности предприятия.

Ключевые слова: стоимость бизнеса, оценка стоимости компании, рыночная стоимость



На протяжении длительного времени основной целью деятельности предприятия считалось достижение максимального уровня прибыли и обеспечение постоянных темпов ее роста. Критериями эффективности выбирались уровни рентабельности затрат, оборотных средств, основных средств, производительность труда и т.д. Анализ различных точек зрения показывает, что основной целью деятельности предприятия является создание максимальной стоимости для акционеров – собственников предприятия. В качестве критерия достижения указанной цели выступают стоимость предприятия и ее динамика. Для обоснования данной теории рассмотрим значение показателя стоимости бизнеса для всех субъектов, участвующих в деятельности предприятия.

Значение показателя стоимости компании для управляющих (менеджеров) заключается в том, что он может быть использован для справедливой оценки качества управленческих решений, за последствия которых менеджмент предприятия отвечает перед его собственниками.

При условии взаимосвязи уровня оплаты труда управляющих с ростом стоимости предприятия создается система компенсации, основанная на стимулах. Положительная и растущая стоимость компании характеризует ее стабильное положение на рынке и выступает в качестве гарантии занятости наемного управленческого персонала.

Акционеры (собственники) предприятия являются предпринимателями, создающими коммерческую организацию с целью сохранения и увеличения своих вложений. Поэтому показатель стоимости собственного капитала компании выступает для них основным критерием эффективности своего участия в данном предприятии, снижает вероятность конфликта интересов собственников и наемного менеджмента, тогда как использование показателя прибыли может привести к подобным разногласиям.

Значение показателя стоимости предприятия имеет большое значение для его поставщиков, так как дает возможность объективной оценки стабильного финансового состояния и платежеспособности компании.

Кредиторы предприятия, прежде всего, заинтересованы в своевременном удовлетворении своих долговых требований. Высокое значение показателя стоимости компании гарантирует стабильное обслуживание долговых, арендных и лизинговых обязательств, свидетельствует о способности компании в течение длительного времени обеспечивать свою производственную мощность без финансовых затруднений.

Высокий показатель стоимости предприятия важен для потребителей, так как означает стабильность поставок товаров и услуг, гарантированное исполнение долгосрочных договоров о поставках, высокое качество товаров и услуг, обусловленное возможностью направления части растущего денежного потока на исследования в области повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Значение показателя стоимости компании для ее работников состоит в гарантиях занятости, возможности мотивации труда персонала путем передачи доли в собственности предприятия, стабильной оплате труда работников.

Государство как субъект экономических отношений заинтересовано в росте стоимости компаний, так как заинтересовано в поступлениях обязательных платежей в бюджет, занятости работников, увеличении стоимости для приватизации в случае наличия в компании доли государственной собственности.

Таким образом, основной целью деятельности предприятия является повышение благосостояния его собственников. Критерием степени достижения этой цели является рыночная стоимость собственного капитала компании, причем в достижении описанной цели заинтересованы все субъекты, участвующие в деятельности коммерческой организации. Исходя из сформулированной цели компании, показатель стоимости собственного капитала может быть использован для выявления наличия кризисной ситуации и ее различных стадий в качестве индикатора движения предприятия по пути выхода из кризисной ситуации.

Обозначив цель функционирования предприятия, максимально отражающую интересы собственников предприятия, необходимо установить методику измерения критерия ее достижения.

Метод дисконтирования будущих доходов предполагает анализ доходов предприятия за определенный прогнозный период, установление тенденций развития и стоимости предприятия за пределами этого периода, приведение всех будущих доходов к текущей стоимости. Будущие доходы, подлежащие оценке, могут быть определены одним из нескольких путей. Наиболее принятыми являются показатели прибыли либо денежного потока. Показатель прибыли соотносит доходы, полученные за определенный период с расходами, понесенными в тот же период, вне зависимости от реальных поступлений или расхода денежных средств.

Понятие денежный поток пытается соотнести приток и отток денежных средств, принимая во внимание денежные статьи, которые не включаются в расчет прибылей. Денежный поток определяется как величина денежных средств, доступных инвесторам или собственникам компании после налогообложения, удовлетворения всех потребностей компании в финансировании, инвестициях и в собственных оборотных средствах.

Эмпирические данные, полученные зарубежными экспертами, свидетельствуют о наличии устойчивой зависимости между дисконтированным денежным потоком и рыночной стоимостью компании, коэффициент корреляции при этом составляет около 0,78.

Исходя из рассмотренного выше, для целей исследования предприятия в кризисных ситуациях будем использовать методику дисконтирования денежных потоков для собственного капитала. Построение модели дисконтированного денежного потока включает следующие подготовительные этапы:

1. Анализ валовых доходов и подготовка прогноза валовых доходов.

2. Анализ расходов и подготовка прогноза расходов.

4. Расчет денежного потока для каждого года расчетного периода..

5. Расчет остаточной стоимости за пределами расчетного периода.

6. Определение ставки дисконта.

7. Расчет суммарной текущей стоимости будущих денежных потоков и остаточной стоимости.

8. Внесение заключительных поправок и проверка полученных результатов.

После суммирования значений текущей стоимости будущих денежных потоков и остаточной стоимости мы получаем величину, которая представляет собой величину стоимости предприятия на основе тенденций его текущей деятельности. Эта величина не включает стоимость избыточных или внеоперационных активов, которые не принимают участия в формировании денежного потока. Такие активы подлежат отдельной оценке, результат которой затем должен быть прибавлен к величине стоимости предприятия, полученной на основе денежных потоков от текущей деятельности. Если предприятие испытывает недостаток собственного оборотного капитала, стоимость собственного капитала следует уменьшить на соответствующую величину.

Метод дисконтированных денежных потоков обосновывает внутреннюю экономическую стоимость собственного капитала как при условии сохранения ретроспективных тенденций работы предприятия, так и в случаях применения планов финансового оздоровления, различных стратегий реструктурирования бизнеса.


Источники:

1. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А. Г. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1999. – 368 с.
2. Антиризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
3. Бандурин А. В., Орехов С. А., Медведев С. Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. – М.: Диалог-МГУ, 2000.
4. Градов А. П., Кузин Б. И. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. – М.: Специальная литература. – 2005. – 510 с.
5. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: РДЛ, 2004, 768 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:21