Стратегический анализ рынка сельскохозяйственной продукции в системе стратегического управления предприятий АПК

Зинчук Г.М., Меркулова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зинчук Г.М., Меркулова Е.В. Стратегический анализ рынка сельскохозяйственной продукции в системе стратегического управления предприятий АПК // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 47-48.

Аннотация:
Стратегический анализ играет особую роль в системе стратегического управления организацией. Для предприятий агропромышленного комплекса данный инструмент имеет ряд особенностей, обусловленных технологической и институциональной спецификой их развития, которые необходимо учитывать при разработке рекомендаций по его практическому использованию.

Ключевые слова: сельскохозяйственная продукция, агропромышленный комплекс, стратегическое управление, стратегический анализ



Стратегический анализ играет особую роль в системе стратегического управления организацией. Для предприятий агропромышленного комплекса данный инструмент имеет ряд особенностей, обусловленных технологической и институциональной спецификой их развития, которые необходимо учитывать при разработке рекомендаций по его практическому использованию.

Практика показывает, что в настоящее время для предприятий АПК наиболее влиятельными оказываются факторы внешней среды, связанные с тенденциями развития целевых рынков, на которых они функционируют. Поэтому именно стратегическому анализу данного элемента необходимо уделять особое внимание.

Безусловно, рынок продукции предприятий агропромышленного комплекса, имея сложившиеся тенденции и конъюнктуру на уровне государства в целом, все же более четко очерчивается границами регионов и отдельных муниципальных образований. Однако данному ключевому вопросу на предприятиях АПК не уделяется достаточного внимания, что обусловлено низким уровнем развития экономико-информационной инфраструктуры, дороговизной информационных ресурсов, нестабильным положением многих предприятий агропромышленной отрасли.

Задача стратегического анализа рыночной среды для предприятий АПК заключается в содержательном и формальном описании основных рыночных элементов, выявлении их особенностей, закономерностей и тенденций развития, степени влияния на деятельность производителя. На наш взгляд, при стратегическом анализе рыночной среды предприятий АПК необходимо, в первую очередь, определить основные факторы, влияющие на развитие территориального рынка продовольственных товаров в целом.

Несмотря на то, что в настоящее время рынок сельскохозяйственной и продовольственной продукции в нашей стране характеризуется весьма интенсивными темпами развития, все же он еще далек от совершенства. Более того, он сильно дифференцирован в различных регионах и муниципальных образованиях страны. То есть, состав и соотношение факторов, влияющих на развитие данного рынка, существенно меняются на различных территориях.

Следует отметить, что особое значение при осуществлении стратегического анализа рыночной среды для предприятий АПК имеет оценка емкости рынка, ее размеров и тенденций к сокращению или росту. При этом изменения размеров емкости и ее качественных параметров на рынке происходят непрерывно.

В последние годы для населения нашей страны характерны достаточно низкие объемы потребления белковых и высококалорийных продуктов питания, что обусловлено их относительно высокими ценами и низким уровнем реальных доходов. Такая ситуация свидетельствуют о высоком уровне неудовлетворенных потребностей и возможном потенциальном увеличении емкости рынка именно данных видов товаров при росте доходов населения. То есть предприятиям АПК, занимающихся мясным животноводством и рыбным хозяйством, следует внимательно отслеживать данные факторы, что позволит им осуществлять более точные расчеты при планировании производственных объемов.

Важным направлением стратегического анализа рыночной среды предприятий АПК является оценка стратегических ориентиров развития сельскохозяйственного и продовольственного рынков исследуемой территории. Интересно, что это один из первых подходов к определению стратегических преимуществ в данном направлении, который можно встретить еще в теории сравнительных издержек Д. Рикардо. Данная теория предполагает, что на конкретной территории необходимо производить те товары, которые обходятся им относительно дешево, а импортировать те, производство которых за пределами данной территории требует меньших издержек, чем внутри. Однако усложнение условий, отношений и факторов на современном этапе развития общества усложняет и выбор стратегических ориентиров.

На наш взгляд, наиболее аргументированным направлением определения стратегий развития территориальных рынков сельскохозяйственной и продовольственной продукции, может быть предложено построение портфельных матриц по ассортиментной структуре товарного предложения, представляющих собой модель управления ресурсами, базирующуюся на выборе направлений деятельности. Одним из принципов данного подхода является обеспечение максимальной эффективности при распределении ограниченных ресурсов между различными видами деятельности или видами товаров.

В качестве определяющих факторов таких портфельных матриц, по нашему мнению, наиболее целесообразно рассматривать темпы роста спроса на исследуемые товары и уровень рентабельности их производства и реализации на конкретной территории. Данные показатели позволяют оценить одновременно и внешние, и внутренние факторы, влияющие на производство и реализацию производимой предприятиями АПК продукции, в границах исследуемой территории.

Сопоставление производимой продукции конкретным предприятием с квадрантами такой матрицы и отнесение ее к той или иной стратегической зоне позволит осуществить стратегический выбор, соответствующий общим целям развития исследуемой территории и позволяющий наилучшим образом агропредприятию позиционироваться на территориальном рынке.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:28