Рыночный механизм управления природопользованием
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Введение платного природопользования способствует не только адекватному учету экологического фактора в экономике, но и более рациональному использованию природных ресурсов. В определенной степени плата за природные ресурсы является неким аналогом экологического налога, которая подразделяется, во-первых, на плату за право пользоваться природными ресурсами, во-вторых, за их воспроизводство и охрану.
Ключевые слова: экология, природные ресурсы, природопользование
Введение платного природопользования способствует не только адекватному учету экологического фактора в экономике, но и более рациональному использованию природных ресурсов. В определенной степени плата за природные ресурсы является неким аналогом экологического налога, которая подразделяется, во-первых, на плату за право пользоваться природными ресурсами, во-вторых, за их воспроизводство и охрану.
Платить за право пользования природными ресурсами должны те, кому переданы права на данный вид собственности, будь то государство или частный владелец. Распространение этого вида оплаты в России началось с 1992 г. после принятия законов РФ «О плате за землю», «О недрах» и др.
Существенное значение в системе платного природопользования должно уделяться фискальным мерам: штрафам, различного рода санкциям за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбытия земель из-за нерационального их использования (несанкционированного складирования отходов, загрязнения тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающей обработки и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов и т.п. должны применяться жесткие меры, включающие экономическую и правовую ответственность.
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию «экологосбалансированного» поведения производителя и потребителя, а также использованию в этих целях механизмов спроса и предложения. В систему экономического стимулирования входят:
– налогообложение;
– субсидирование;
– льготное кредитование природоохранной деятельности;
– ускоренную амортизацию природоохранных фондов и др.
Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств от их продажи. Это особенно актуально в условиях огромного природного богатства России и дефицита средств, которые нужны для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок природных ресурсов может активизировать вовлечение иностранный капитал в природоэксплуатирующие отрасли.
Создание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, где на конкурсной основе российские и иностранные предприниматели могли бы покупать природные ресурсы, право на их разработку или аренду при жестком экологическом контроле и комплексной экологической экспертизе, позволили бы существенно увеличить государственные и региональные доходы от природопользования. Рынок природных ресурсов должен предусматривать и создание ипотечной системы, что позволит владельцам закладывать их с целью получения инвестиций для развития производства.
Проблема совершенствования ценообразования в экономике и, прежде всего, в природоэксплуатирующих отраслях, имеет главное значение для улучшения природопользования. Можно выделить два аспекта этой проблемы.
Во-первых, многие проблемы использования достижений научно-технического прогресса, внедрения малоотходных технологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. В этих условиях разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения.
Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Она, чистая в экологическом отношении, должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду.
Для реализации важнейших экологических целей, стоящих перед обществом, большое значение имеет формирование экологических программ. Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи «прав на загрязнение». Один из важнейших принципов такого рынка – право на «продажу» различного рода выбросов и сбросов.
С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды, произошедших в результате аварий и катастроф. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения их последствий является экологическое страхование ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды.
Создаваемые страховые компании позволяют решить ряд экономических задач:
– компенсировать убытки;
– экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании при уменьшении затрат самого страхователя;
– повысить эффективность использования денежных средств, концентрируемых в страховых фондах и т.д.
Решение экологических проблем, а, следовательно, и перспективы устойчивого развития цивилизации во многом связаны с грамотным управлением и использованием возобновляемых ресурсов и разнообразных функций экосистем.
У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом снижается качество продукции. Следовательно, одним из важных лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида является ограниченность и исчерпаемость основных для него природных ресурсов. Отсюда вытекает главная задача современной цивилизации – скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением. Важнейшая составная часть такого перехода – прогнозирование и планирование природопользования. Являясь долгосрочными, они носят стратегический характер, решая задачи обоснования целей, средств и методов их достижения.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:56:57