Экономические и социальные проблемы координации малого и среднего предпринимательства на основе механизма финансирования
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Меркушев А.И. Экономические и социальные проблемы координации малого и среднего предпринимательства на основе механизма финансирования // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 12-15.
Аннотация:
Главная причина торможения развития малого и среднего предпринимательства кроется, на наш взгляд, в крайне слабой координации различных (в том числе финансовых) видов деятельности предприятий. Такая ситуация характерна для большинства субъектов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит данный сектор экономики вывести на уровень высокоразвитых зарубежных государств.
Ключевые слова: финансирование, малый и средний бизнес
Главная причина торможения развития малого и среднего предпринимательства кроется, на наш взгляд, в крайне слабой координации различных (в том числе финансовых) видов деятельности предприятий. Такая ситуация характерна для большинства субъектов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит данный сектор экономики вывести на уровень высокоразвитых зарубежных государств.
Как показывает российский и зарубежный опыт функционирования малого и среднего предпринимательства уровень их развития напрямую зависит от степени социально-экономической зрелости общества. А она, в свою очередь, как и во многих экономически развитых странах, зависит от развитости малого и среднего бизнеса.
Возникший вначале как способ самореализации индивида в хозяйственной сфере малый бизнес, постепенно развиваясь, стал основой формирования среднего предпринимательства, а в настоящее время малые и средние предприятия высокоразвитых стран производят более половины их валового внутреннего продукта. Кроме того, развитие предприятий этого сектора экономики решает и социальные проблемы, обеспечивая занятость в отдельных странах до 75% трудоспособного населения, повышая тем самым его жизненный уровень. Данный факт подчеркивает постоянно возрастающую роль малого и среднего предпринимательства в экономической и социальной сферах государства.
Повышение значения малого и среднего бизнеса в рыночной экономике обусловлено следующими процессами:
– формированием информационного общества;
– изменением демографической структуры трудоспособного населения;
– глобализацией рынка;
– изменением спроса в пользу товаров, изготовляемых небольшими сериями;
– возрастанием коммерческого риска;
– развитием интереса индивидов к предпринимательству;
– боязнью сокращения занятости и децентрализацией в крупных компаниях;
– экономией ресурсов;
– государственной политикой дерегулирования промышленности и др.
Вышеуказанная зависимость государств от малого и среднего бизнеса привела к смене концепций их социально-экономического развития, что существенно изменило и характер, и роль малого и среднего предпринимательства в экономике. Именно с этого момента начинается бурный рост предприятий этой сферы бизнеса, что подтверждает опыт «экономического чуда» США, Японии, Германии, Великобритании, Италии и других развитых стран.
Но основной особенностью малого и среднего предпринимательства конца XX и начала ХХI века является его инновационная сущность. Возрастанию роли малого и среднего предпринимательства способствует научно-технический прогресс (НТП) как фактор развития постиндустриального общества. Наиболее высокие темпы роста малого и среднего предпринимательства наблюдаются в таких прогрессивных отраслях экономики, как электроника, биотехнология, лазерная техника, информационные услуги и т.п.
Это происходит потому, что, во-первых, создание высокопроизводительных машин и механизмов допускает их индивидуальное использование.
Во-вторых, эксплуатация мощных компьютеров позволяет мелким фирмам разрабатывать научные программы, которые используют крупные производители.
В-третьих, происходит ощутимое удешевление многих элементов производительных сил, что делает доступным приобретение современного оборудования.
В-четвертых, развитие информатики и коммуникаций, облегчает доступ к банкам данных, контакты с поставщиками и клиентами.
Малое и среднее предпринимательство приобрело качественно новую роль, став одной из важнейших форм реализации современного этапа НТП, что позволяет ему успешно конкурировать с крупным бизнесом.
Современная ситуация в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что происходят структурные изменения в экономике и максимальное приближение к удовлетворению не только материальных, но и интеллектуальных индивидуальных потребностей человека. Выполнить эту задачу могут только предприятия мобильные, эффективные, рассчитанные на инновации и творчество, какими и являются малые и средние предприятия. Именно они в силу характерных для них черт имеют большие возможности развития в условиях постиндустриального общества.
Вторая причина повышения роли малого и среднего предпринимательства – это изменение демографической структуры занятых, а именно: увеличение доли женщин в предпринимательском секторе. Такая тенденция наблюдается в США, Западной и Восточной Европе, России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Изменение роли женщины в обществе, повышение уровня ее образования, профессиональной квалификации, эмансипация, определенные черты характера способствуют открытию большого числа малых фирм, владельцами которых являются женщины. С другой стороны, малые предприятия в силу простоты своей организации, возможности совмещения работы и семейных дел вполне доступны для женщин.
Меняется и сама значимость малых и средних предприятий в социально-экономической жизни общества. Они охватывают все больше сфер деятельности с приоритетным выделением инновационной, интеллектуальной, высокотехнологичной, научной областей. В силу этого малое и среднее предпринимательство само становится двигателем экономического прогресса.
Анализ процессов развития современного предпринимательства позволяет выделить новые тенденции развития. К ним, в частности, можно отнести:
– интернационализацию деятельности в условиях глобализации экономики;
– рост инновационной активности малых и средних предприятий;
– возрастание интереса государства к проблемам малого и среднего предпринимательства;
– повышение интереса к малому бизнесу со стороны наименее материально обеспеченной части населения как к источнику повышения собственного благополучия.
Интернационализация деятельности малых и средних предприятий позволяет:
– повысить конкурентоспособность на внутренних и международных рынках;
– стимулировать их создание;
– ускорить разработку и производство новых товаров и услуг;
– увеличить объем экспорта;
– создавать новые предприятия и рабочие места.
Рост инвестиционной активности малых и средних предприятий обусловлен, прежде всего тем, что они достигают большей эффективности в разработке, создании, первоначальном изготовлении и внедрении новых товаров, технологий и техники благодаря таким достоинствам, как: быстрое реагирование на изменение рыночного спроса, свобода от стереотипов при научном поиске, склонность к риску, с которым всегда связаны разработка и коммерческое освоение новых изделий и технологий.
Другой причиной роста инновационной активности малых и средних предприятий является то, что с 70-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой стало интенсивно стимулироваться инновационное предпринимательство как с помощью институциональной, так и финансовой поддержки.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:44