Что сдерживает развитие предпринимательства в России?

Кан С.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
За последние годы российская внешняя предпринимательская среда (ВПС) стала более привлекательной. Повысилось доверие к России со стороны иностранных деловых кругов, признаком чего служит присвоение ему инвестиционных рейтингов агентствами Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s. Кроме того, налаживается сотрудничество иностранных предпринимателей не только с «голубыми фишками» российского рынка, но и с рядовыми компаниями.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства



За последние годы российская внешняя предпринимательская среда (ВПС) стала более привлекательной. Повысилось доверие к России со стороны иностранных деловых кругов, признаком чего служит присвоение ему инвестиционных рейтингов агентствами Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s. Кроме того, налаживается сотрудничество иностранных предпринимателей не только с «голубыми фишками» российского рынка, но и с рядовыми компаниями.

Об улучшении качества ВПС свидетельствует стабильный рост численности предпринимательских организаций и индивидуальных бизнесменов, который в основном происходит за счет совершенствования частного сектора экономики [2]. Преимущественно это объясняется экономическим ростом, наблюдаемым в стране на протяжении последних 3-5 лет – увеличением ВВП, объемов инвестиций в основной капитал и кредитования частного сектора, положительной динамикой промышленного производства, оборотов розничной и внешней торговли, возвращением капитала из-за границы и т.д. [3]

Ни для кого не секрет, что развитие предпринимательской активности в России, как и в любой другой стране, определяется двумя составляющими:

‑ качеством предпринимательской среды, выражаемым через состояние факторов макро- и микросреды и экономическую политику государства;

‑ наличием предпринимательских «фермента» и потенциала в обществе и желанием деловых людей воспользоваться существующими условиями [1].

При этом условия развития предпринимательства можно подразделить на группы, объективно влияющие на процесс развития предпринимательской деятельности и характеризующие качество предпринимательской среды:

1) определяющие непосредственно саму возможность существования предпринимательского сектора, т.е. экономические, социально-политические, правовые, климатические и инфраструктурные предпосылки существования предпринимательского сектора в стране и регионах;

2) способствующие развитию бизнеса и росту предпринимательской активности (различные стимулы в социально-политической, законодательной, экономической и научно-технической сферах, развитие государственной поддержки предпринимательской деятельности и инфраструктуры предпринимательства).

Принятие нормативно-правовых актов по упрощению процедур входа на рынок новых субъектов предпринимательства (система «одного окна»), а также реформы налогообложения способствовали в 2004-2005 годах существенному росту создаваемых предпринимательских структур [2].

Сегодня отмечается улучшение качественных характеристик субъектов предпринимательства (повышение уровня корпоративного управления и «прозрачности» российских компаний, стабильное получение доходов и т.д.).

Наблюдается ассиметричность распространения предпринимательских организаций по территории России, что свидетельствует о существенных различиях предпринимательской среды по федеральным округам.

Одновременно, несмотря на то, что в России имеется внушительный предпринимательский потенциал, оцениваемый в 10% от экономически активного населения и почти 50% среднего класса, обладающего высокой инновационной активностью [4], темпы роста частного предпринимательства у нас ниже, чем в Центральной Европе. Происходит спад предпринимательской инициативности и ценности предпринимательства в глазах среднего класса. И хотя доля убежденных в улучшении ВПС растет, почти половина действующих предпринимателей констатирует ухудшение общих условий занятия бизнесом [5].

Анализ основных причин закрытия предпринимательского дела, степени влияния различных факторов на него и его наиболее значимых проблем, показывает, что сдерживают активность потенциальных и развитие функционирующих предпринимателей, прежде всего, экономические факторы, а именно:

1) проблемы финансирования, вызванные:

– общим снижением способности населения к накоплению денежных средств, так как наблюдается падение темпов прироста номинальной и действительной заработной платы и реальных располагаемых доходов, а также недоступность кредитов для большей части хозяйствующих субъектов;

– слабым развитием системы микрофинансирования и лизинга, обусловленных несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным формированием рынков данных услуг и др;

– низкой заинтересованностью вкладчиков в реальном инвестировании и преобладанием краткосрочных инвестиций над долгосрочными в силу непредсказуемости инвестиционной стратегии государства, отсутствия стимулирующей налоговой политики, нехватки реальных инструментов инвестирования и его невыгодных условий, недоработки инвестиционного законодательства.

2) слабое обеспечение конкуренции на рынках товаров и услуг, где концентрируется большое количество крупных компаний, в основном, многофабричных вертикально интегрированных образований с немалой численностью персонала и территориально растянутых. Для некоторых предпринимателей затруднен выход на рынок и доступ к ресурсам из-за ограничительной деловой практики существующих фирм и действий государственных органов, использующих «протекционизм» крупных компаний и укрепляющих их позиции с помощью нерыночных регуляторов;

3) низкий научно-технический и технологический задел современного предпринимательства вследствие исчерпания научно-технических запасов, малых инвестиций и слабой защиты интеллектуальной собственности;

4) излишнее налоговое администрирование, неадекватное и неравномерное обложение субъектов предпринимательства, низкая квалификация специалистов налоговых органов, неэффективность, неоднозначность, изменчивость и субъективизм системы налогообложения в целом, превращающий ее в инструмент давления на предпринимателей.

Кроме экономических причин развитию предпринимательства мешает несовершенство его нормативно-правового обеспечения, проявляющееся в наличии «правовых дыр», недостаточной проработке отдельных актов, противоречивости и несогласованности законодательства, слабых гарантиях защиты частной собственности и механизма правоприменения, тенденции ухудшения законодательного обеспечения малого предпринимательства.

Таким образом, основные факторы, тормозящие развитие предпринимательства в России сегодня, можно сгруппировать в три основные блока:

1) общеэкономические причины (макроэкономические факторы, система налогообложения и налоговое администрирование, проблемы финансирования и инвестиций и др.);

2) проблемы взаимоотношений государства, предпринимательства и самих бизнесменов (нормативно-правовое обеспечение, административные барьеры, конкурентная борьба и др.);

3) инфраструктурные факторы (недоступность инфраструктуры предпринимательства для ее реципиентов, недостаточное развитие ее отдельных элементов или же их отсутствие и т.п.).

Кроме этого, существует масса административных барьеров, возникающих при государственной регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, лицензировании и сертификации их деятельности, в процессе внешнеэкономической деятельности и непосредственного функционирования фирм (многочисленные проверки, коррумпированность чиновников, навязывание «посреднических услуг» государственными органами и т.п.).


Источники:

1. Марченко Г. Предпринимательский климат в крупных городах России / Марченко Г., Мачульская О. // Журнал «Эксперт». – 2003 – №19 (373). – С. 88-93.
2. Россия в цифрах 2005 : статистический сборник. Интернет-версия. – www.gks.ru.
3. Мониторинг экономического развития за 2001-2005 гг. – Официальный сайт Министерства экономической развития и торговли. – www.economy.ru.
4. Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003) : аналитический доклад. Институт комплексных социальных исследований РАН, 2003. – www.fesmos.ru.
5. Портал аналитической поддержки малого предпринимательства Москвы. – www.mbm.ru.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:43