Предпосылки развития сферы информационно-коммуникационных услуг в России

Кузяев С.И., Капустин С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Известно, что деятельность предпринимательских структур и других хозяйствующих субъектов мотивирована сознательными целями и интересами. Они складываются из объяснений и понимания событий прошлого, настоящего и предвидения будущего. Процесс формирования целей, намерений и мотивов поведения предприятий и организаций обусловлен доступной им информацией, ее качеством и своевременностью.

Ключевые слова: предпринимательство, управление персоналом, информационное обеспечение, инфоком-менеджмент, информационно-коммуникационная сфера



Известно, что деятельность предпринимательских структур и других хозяйствующих субъектов мотивирована сознательными целями и интересами. Они складываются из объяснений и понимания событий прошлого, настоящего и предвидения будущего. Процесс формирования целей, намерений и мотивов поведения предприятий и организаций обусловлен доступной им информацией, ее качеством и своевременностью.

Высокая стоимость деловой информации ограничивает ее доступность. Для того, чтобы изменить существующее положение с информационно-коммуникационным обеспечением государственного управления и предпринимательской деятельности, необходимо изменить отношение органов законодательной и исполнительной власти, общественности к информационно-коммуникационным ресурсам как одному из ценнейших богатств государства. Мировой опыт говорит о том, что добиться подъема национальной экономики, включая ее предпринимательский сектор, можно лишь в случае, если информационные потребности фирм в интересах государственного управления и бизнеса будут удовлетворяться в достаточной степени.

Развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает позитивное воздействие на экономику в целом, и во многих странах правительства уделяют большое внимание данному сектору, принимая на государственном уровне законы и программы, способствующие его развитию. Для реализации в полной мере преимуществ, которые дает обладание необходимой информацией и телекоммуникационными каналами, государству необходимо принимать активное и непосредственное участие в информатизации бизнес-сферы. Эти задачи связаны с созданием информации, организацией ее хранения в доступном виде и рациональным использованием. Однако самой главной задачей государства, очевидно, следует считать обеспечение условий, при которых все субъекты, создающие и использующие информацию, оказывающие информационно-коммуникационные услуги, будут сами заинтересованы в развитии информатизации, и будут всячески стремиться внести в этот процесс свой вклад.

Государство должно создать условия развития рынка информационно-коммуникационных услуг для управления, в том числе, и предпринимательской деятельностью, иметь четкую программу создания информационных структур, которые очень важны для социально-экономического развития России. Для интенсивного подъема экономики и обеспечения экономической безопасности необходимо создание разветвленной и многоуровневой национальной информационно-коммуникационной системы (сети) на основе единого информационного пространства.

Решение проблемы информатизации должно рассматриваться как взаимодействие трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга составляющих:

1) средств связи, коммуникаций и вычислительной техники;

2) баз данных и баз правил или, в целом, баз знаний;

3) уровня отражения, то есть способности субъекта принимать информацию, аналитически ее обрабатывать и адекватно на нее реагировать.

Конкретизируя цели и задачи развития информационно-коммуникационных технологий, можно выделить следующие из них:

‑ производство оборудования для создания инфраструктуры (каналов связи, оборудования для передачи данных и обеспечения доступа в сети, компьютеров, серверов, периферийного оборудования), предоставляющей возможность входа в сеть, передачи и получения данных;

‑ разработку программного обеспечения для функционирования отдельных элементов инфраструктуры и комплексных информационных систем;

‑ формирование и развитие информационных ресурсов, необходимых для пользователей.

Хозяйствующие субъекты, в том числе предпринимательские структуры, выступают на рынке одновременно в двух лицах: покупателей и продавцов. Для них необходимо решение двух масштабных и значимых задач:

‑ оценки конъюнктуры на рынке закупок;

‑ регулирования конъюнктуры на рынке продаж.

Решение этих задач возможно только при наличии доступного и насыщенного информационного пространства, включающего сведения как чисто конъюнктурного характера (ассортимент, объемы, качество, условия поставок и перевозок, цены и тарифы, условия оплаты и т.д.), так и статистические данные, позволяющие более обобщенно оценивать хозяйственную ситуацию и складывающиеся в экономике тенденции. Однако именно сейчас, когда активно идет переход к рынку, развиваются инвестиционные схемы работы и методы бизнес-партнерства, подобная информация стала весьма дефицитным ресурсом.

Характеризуя тенденции развития отечественной сферы информационно-коммуникационных услуг в обобщенном виде, можно отметить следующее.

Все больше предпринимателей начинают уделять внимание информационному обеспечению своей деятельности. Рынок информационных технологий и ресурсов развивается относительно стабильно. Государство в большей степени начинает заниматься вопросами информационной поддержки бизнеса. Реализуются программа «Электронная Россия», региональные программы информационной поддержки предпринимательства, международные проекты. Намечаются пути диалога и взаимной координации действующих проектов и программ. Растет число операторов рынка. Активнее становится использование предпринимателями IT-технологий. Из года в год возрастает количество пользователей интернет-ресурсов. Структурируются информационные ресурсы, насыщеннее становятся официальные сайты, включая официальный интернет-сайт Правительства РФ. Увеличивается количество предложений информационных ресурсов и услуг. Информация становится более доступной. Отмечаются позитивные перемены в участии государственных органов в процессах информационного обмена.

Вместе с тем, в сфере информационной поддержки бизнеса еще существует множество весьма серьезных проблем. Для их исследования представляется полезным использовать результаты опроса нескольких тысяч предпринимателей из всех федеральных округов, проведенного недавно Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа» [1]

Так на вопрос: «Какое место в ряду других занимает проблема информационного обеспечения предпринимательства?» ‑ более 60% представителей бизнеса ответили, что «одно из важнейших». Более 20% поставили эту проблему в разряд первостепенных. При этом на вопрос: «В какой степени удовлетворяется спрос предпринимателей на деловую информацию?» ‑ ответа «полностью» не дал никто из опрошенных. 23 % считали, что спрос удовлетворяется наполовину, а вдвое больше респондентов считали, что удовлетворяется лишь очень небольшая часть потребностей. Более 70 % предпринимателей недовольны отсутствием кардинальных сдвигов для бизнеса в информационной сфере.

Результаты указанного опроса подтверждают тесную зависимость между уровнем информационного обеспечения и перспективами развития бизнеса. Так предприниматели, относительно удовлетворенные информационным обеспечением своего бизнеса, вдвое чаще рассчитывают на положительные итоги хозяйствования.

Одним из очень значимых факторов, препятствующих выходу бизнес-структур на рынок деловой информации, является «информационная закрытость» самого рынка. Многие хозяйственники отмечают существующий «вакуум» в представлениях о возможностях этого рынка и правилах его функционирования.

Кроме недостаточного знания о существующих возможностях информационного рынка выход на него бизнес-структур сдерживает отсутствие ряда необходимых услуг и недостаточное качество (неактуальность и недостоверность) некоторых видов информации. Отсутствие требующихся информационно-коммуникационных услуг отмечают около 40 % предпринимателей. Претензии к качеству информации предъявляют более 30 %. Подавляющее большинство хозяйственников указывают на значительное превышение информационного спроса над предложением.

При этом хозяйственники, отмечающие преобладание информационного предложения над спросом, нередко дают пояснения, что существующее предложение носит преимущественно стихийный характер и часто не отвечает их потребностям. В частности в упоминавшемся опросе [2] предпринимателям было предложено оценить некоторые существующие показатели деловой информации по схеме от 2 до 4 баллов Оценка этих показателей такова: объем информации – 3,04 балла; оперативность, доступность, достаточность – от 2,7 до 2,9 балла; соответствие потребностям предпринимателей – от 2,6 до 2,9 балла.

Как видно, по мере перехода от объемов к практической значимости информации для предпринимателей оценки снижаются. Таким образом, сегодня деловой информации становится количественно больше. Однако, нужные сведения не всегда доступны или достаточны в практическом плане для содействия развитию бизнес-процессов. Поэтому предпринимателей больше волнуют не объемные, а, в первую очередь, качественные показатели деловой информации. В этой связи, наверное, становится целесообразным развитие сертификации деловых информационных ресурсов.

[1] Информационное обеспечение предпринимательства. Сборник докладов третьей московской международной конференции БИНФО 2002. – М.: Московский центр развития предпринимательства, 2002.

[2] Информационное обеспечение предпринимательства. Сборник докладов третьей московской международной конференции БИНФО 2002. – М.: Московский центр развития предпринимательства, 2002.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:35