Российская высшая школа как фактор развития инновационного банковского предпринимательства

Насибян С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Насибян С.С. Российская высшая школа как фактор развития инновационного банковского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 83-87.

Аннотация:
Серьезной проблемой развития современных рыночных отношений является отсутствие методологических подходов к повышению эффективности использования в инновационном банковском предпринимательстве внутреннего (собственного) и внешнего (привлекаемого) человеческого капитала. В общем плане особенно остро эта проблема стоит перед организациями, в которых интеллектуально-креативные ресурсы играют решающую роль не только при оценке экономических результатов трудовой деятельности сотрудников, но и при оценке рыночной стоимости таких компаний.

Ключевые слова: творческая энергия, инновационное предпринимательство, высшее образование, банковский бизнес, интеллектуально-креативные ресурсы, бизнес-образование



Серьезной проблемой развития современных рыночных отношений является отсутствие методологических подходов к повышению эффективности использования в инновационном банковском предпринимательстве внутреннего (собственного) и внешнего (привлекаемого) человеческого капитала. В общем плане особенно остро эта проблема стоит перед организациями, в которых интеллектуально-креативные ресурсы играют решающую роль не только при оценке экономических результатов трудовой деятельности сотрудников, но и при оценке рыночной стоимости таких компаний.

Разработанные в настоящее время методы определения уровня интеллектуальных ресурсов организаций опираются на такие факторы как имеющиеся знания, навыки, опыт, квалификация и умения сотрудников. Однако они являются лишь базовым капиталом для практического (творческого) использования интеллектуальных возможностей сотрудников организации, которые далеко не всегда эффективно привлекаются для достижения поставленных целей.

Сегодня в недостаточной степени отработаны механизмы экономической оценки и управления процессом реального рыночно оправданного использования созидательного (креативного, т.е. творческого) потенциала сотрудников, являющегося важнейшим экономическим ресурсом современных организаций, что подтверждается слабой освещенностью данной проблемы как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе.

Отсюда становится очевидным, что развитие интеллектуально-креативных ресурсов является для современной России задачей государственной важности. Поэтому среди приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, способных обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, на первом месте стоит повышение уровня жизни населения до требуемой значимости (без которого невозможны никакие целенаправленные созидательные действия со стороны каждого человека) и содействие развитию «человеческого капитала». Среди же первоочередных задач государства на ближайшую перспективу после обеспечения граждан доступным жильем и развития жилищно-коммунального хозяйства выдвинута модернизация системы образования [1]. Все эти задачи определяют те факторы, которые напрямую влияют на максимизацию уровня проявления конкретным индивидом своего интеллектуально-креативного потенциала при выполнении им возложенной на него той или иной бизнес-задачи.

Сегодня по оценкам Всемирного банка «благосостояние России наполовину держится на человеческом капитале, 10% дает воспроизводство капитала и 40% обеспечивает природа ‑ нефть, газ, энергия и т. д. Для сравнения: в США соответственно 76, 19 и 5 процентов; в Западной Европе ‑ 74, 23 и 3 процента, Ближний Восток - 43, 18 и 39 процентов; Северная Африка - 69, 26 и 5 процентов; Южная Азия 65, 19 и 16 процентов» [2]. Таким образом, современное развитие России может опираться на два основных экономических ресурса: человеческий и природный.

Исследования специалистов показывают, что повышение «образованности» общества на один академический год обеспечивает инновационный рост экономики стран Европейского союза (ЕС) на 5% в краткосрочной и 2,5% в долгосрочной перспективе [3].

Значимость модернизации системы образования объясняется ее ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста [4]. Эксперты отмечают высокую долю добавленной стоимости в общем объеме предоставления услуг по отрасли «Образование»: в 2002 г. эта доля составила 2,6% в ВВП. «Таким образом, приоритетное развитие образовательного комплекса является необходимым условием высоких темпов экономического роста и, как следствие, повышения благосостояния населения страны» – заключает Вифлеемский А.Б. [5].

Однако, в настоящее время система образования находится в кризисном состоянии. Участники Парламентских слушаний на тему «Перспективы развития отечественной системы образования», состоявшихся 25 ноября 2004 г., констатировали негативные тенденции в состоянии системы образования, а именно: [6]

‑ возрастающую дифференциацию доступности качественного образования, разделение системы образования на массовую и элитарную;

‑ недостаточность бюджетного финансирования;

‑ разрыв традиционных связей предприятий и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

‑ несоответствие профиля и качества подготовки выпускников вузов потребностям общества и экономики;

‑ негативные изменения в образовательном законодательстве, лишающие нефедеральные и негосударственные учебные заведения возможностей развития.

Директор департамента государственной политики в сфере образования Калина И. в своем докладе выделил основные проблемы системы образования, среди которых:

‑ несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества,

‑ дефицит преподавательских и управленческих кадров,

‑ отсутствие инвестиционной привлекательности сферы образования [7].

Кроме того, по оценкам Комиссии Совета Европы по образованию убытки России достигают 50-60 млрд долларов в год за счет миграции ученых за границу [8].

По мнению Чернейко Д.С., качество государственного образования не соответствует требованиям современного рынка труда в силу консервативности вузов, вызванной рядом их монопольных привилегий.

«Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в реальный сектор экономики» [9].

Самойлов В.А. отмечает, что для России характерен существенный дисбаланс между уровнем образования, профессионализмом человеческого капитала и требованиями, предъявляемыми параметрами производства к конкретному рабочему месту, а именно: качеством используемого физического капитала, технологий, действующей системы управления. В среднем 30% всех имеющих высшее образование специалистов работают не по специальности, полученной в вузе [10].

Сегодня многие из тех, кто пришел в банковский бизнес, имея базовое образование по направлениям самых различных отраслей, стремятся наверстать упущенное, получая либо второе высшее экономические (финансовое) образование, либо по программам МВА и т.д. Это явно является приоритетной задачей специалистов, стремящихся нарастить свою квалификацию. Исследованиями, проведенными под руководства академика РАСХН Крылатых Э.Н., заведующей кафедрой макро- и микроэкономики РНВШУ АНХ при Правительстве РФ, установлено, что в среднем 33% респондентов, среди других значимых препятствий на пути развития фирм, выделяют недостаточную квалификацию персонала [11]

В качестве перспектив развития отечественной системы образования, призванной поддерживать необходимый инновационный уровень отечественной экономики, эксперты отмечают;

1) участие бизнеса в формировании портфеля профессий при сохранении государственного контроля [12];

2) развитие открытой системы профобразования, позволяющей любому человеку пройти подготовку, переподготовку или повышение квалификации в соответствии с запросом работодателя при любой форме обучения [13].

3) постоянное изучение спроса на рынке человеческого капитала для ориентации образования и профессиональной подготовки на потребителей приобретенных знаний и умений [14].

Вышеперечисленные проблемы развития инновационного предпринимательства привели к тому, что среди основных задач, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации в области образования, присутствует целый ряд вопросов по приведению содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда. Он характеризуется повышенным спросом на специалистов с высоким уровнем интеллектуально-креативного потенциала, который будет востребован в ближайшие десятилетия развития отечественной экономики. Среди них особое место отводится внедрению в практику новых образовательных стандартов, системы образовательных кредитов, передовых информационных образовательных технологий [15].

При этом особое место в этом ряду занимает банковская сфера. Однако, сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется тем, что одной из основных проблем эффективного развития современной банковской системы России является практически полное отсутствие института подготовки интеллектуально-креативных ресурсов, обеспечивающих формирование конкурентоспособных специалистов в банковской сфере, способных решать управленческие задачи инновационного характера. Это особенно актуально в условиях политической и социальной нестабильности развития российской экономики, не позволяющей банкам эффективно использовать оправдавшие себя в мировой практике инструменты финансово-кредитной деятельности.

Несмотря на то, что процесс подготовки специалистов для банковской сферы достаточно развит и за последние 10-15 лет потребности российского рынка в квалифицированных специалистах, владеющих банковскими инструментами на высоком уровне, удовлетворены практически в полном объеме, испытывается существенный недостаток в квалифицированных кадрах в рядах высшего банковского менеджмента, которые способны решать управленческие задачи с тем уровнем креативности, который необходим для адекватной реакции на вызовы сложившихся экономических условий России.

[1] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.

[2] Садовничий В.А. Слушается дело о наследстве // Московский университет, . – №29-30. – 2001. – С. 3-7

[3] Лукичев Г. Болонский процесс: образованию в ЕС суждены перемены? // Поиск 31.08.03, №47, 2003.

[4] Галаган А.И., 2004; Жильцов Е.Н., 2004; Кузьминов Я., 2005; Филонович С., 2005 и др.

[5] Вифлеемский А.Б. Образовательный комплекс, как основа экономического роста в России / Экономика образования. . – №3. – 2005. – С. 5-9

[6] Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — №3 .— С. 85-86

[7] В Министерстве образования и науки РФ // Экономика образования .— 2005 .— N 3 .— С. 109-112.

[8] Баширова М.Я. Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие // Вестник ОГУ. – 2004. – №8. – С. 19-27

[9] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.

[10] Самойлов В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг // Экономика образования .— 2005 .— №1 .— С. 5-11.

[11] Крылатых Э.Н. Управленческий потенциал – фактор инновационного развития экономики России // Бизнес-образование, № 2, 2005. – С. 50-58.

[12] Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — № 3 .— С. 85-86

[13] Состояние и перспективы развития отечественной системы образования // Экономика образования .— 2005 — №3 .— С. 85-86

[14] Самойлов В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг // Экономика образования .— 2005 .— № 1 .— С. 5-11.

[15] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, № 3944-П1.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:54