Анализ развития предпринимательства в автотранспортном подкомплексе Ставропольского края
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Моргачева С.И. Анализ развития предпринимательства в автотранспортном подкомплексе Ставропольского края // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 33-36.
Аннотация:
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственных малых предприятий рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Их становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях продолжающегося перехода от административно-командной к рыночной экономике.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, рыночная экономика, переходная экономика, Ставропольский край, автотранспорт, автомобильные перевозки, административно-командная система
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственных малых предприятий рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Их становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях продолжающегося перехода от административно-командной к рыночной экономике.
Малое предпринимательство ‑ ведущий сектор рыночной экономики, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса сегодня приходится 60-70% ВНП.
По экспертным оценкам в различных формах малого предпринимательства в России на сегодня занято свыше 15% работников. Однако эти масштабы недостаточны. Это связано с неравномерными распределением собственности и положением государственных и негосударственных секторов. Принятая в 1994 г. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства практически не реализуется: не выделяются средства, не создаются экономические и правовые условия для стимулирования предпринимательства. В частности, региональный рынок транспортных услуг имеет достаточно чувствительную структуру, которая постоянно изменяется под воздействием различных факторов, среди которых основное влияние оказывает отраслевая структура региональной экономики.
Одним из факторов рационального использования ключевых ресурсов, задействованных в агропромышленном комплексе (АПК), является наличие эффективной транспортной инфраструктуры. Сложный хозяйственный комплекс немыслим без хорошо развитого транспортного обеспечения, которое обеспечивает как внутренние, так и внешние связи региона.
В Ставропольском крае факторы спроса, формирующие условия работы транспортной системы региона в целом, определяются в основном функционированием и развитием АПК. Рост потребности населения региона в продовольственных товарах и сырье для различных отраслей промышленности является главным обстоятельством, определяющим основные тенденции и порождаемые им специализацию, кооперирование и интеграцию сельскохозяйственного производства.
Развитие автотранспортной отрасли является одним из главных условий преодоления отсталости национальной экономики, которое способно повысить мобильность всех факторов производства, в первую очередь, относящихся к предпринимательству. В то же время особая роль транспорта определяется еще и тем, что благодаря нему не только структурируется рыночная экономика, но и формируется единое экономическое пространство.
В соответствии с этим, транспорт должен рассматриваться и как важнейший фактор экономического роста, и как активный фактор формирования конкурентоспособности товаров и услуг. Характеризуя современное состояние транспортной системы России, можно выделить следующие аспекты ее развития:
‑ снижение доли добавленной стоимости транспорта в ВВп и в общем объеме предоставляемых услуг;
‑ сокращение доли занятых на транспорте по отношению ко всем занятым в секторах экономики;
‑ рост производительности резервов производственных мощностей;
‑ опережающий темп роста транспортных тарифов по сравнению с индексом потребительских цен;
‑ снижение спроса на услуги пассажирского транспорта;
‑ высокая степень износа основного капитала на транспорте (более 50%);
‑ сокращение инвестиций и снижение финансирования из государственного бюджета.
В связи с вышеизложенным, предпринимательский сектор по предоставлению автотранспортных услуг постепенно становится одним из ключевых, обеспечивающих свое развитие и устойчивый рост. Именно на развитии предпринимательства делается основной упор при разработке проектов и целевых правительственных программ.
Пока формирование автотранспортных предприятий малого бизнеса в Ставропольском крае идет недостаточными темпами и не способно до конца обеспечить устойчивое развитие данной отрасли. Но, тем не менее, предпринимательские структуры на рынке автотранспортных услуг становятся подавляющим большинством (табл. 1).
Таблица 1
Развитие предпринимательства в автотранспортном подкомплексе Ставропольского края
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2004 в % к 1998
|
Число малых автотранспортных предприятий, шт.
|
268
|
171
|
123
|
123
|
126
|
200
|
234
|
87,3
|
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях автотранспортной отрасли, чел.
|
2348
|
2588
|
3014
|
2315
|
2830
|
2302
|
1883
|
80,2
|
Объем произведенной продукции, млн.руб.
|
112,7
|
123,3
|
149,6
|
161,4
|
330,3
|
229,3
|
765,0
|
В 6,8 раз
|
Объем платных услуг населению, млн.руб.
|
0,9
|
2,7
|
17,0
|
16,8
|
19,0
|
82,8
|
96,5
|
В 10,7 раз
|
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, млн.руб.
|
-
|
-
|
0,1
|
-
|
0,6
|
3,2
|
6,6
|
-
|
Прибыль малых предприятий отрасли, млн.руб.
|
8,9
|
12,2
|
13,2
|
17,0
|
10,8
|
-0,1
|
35,9
|
В 4,1 раза
|
Доля предприятий малого предпринимательства в производстве продукции, %
|
0,7
|
1,3
|
1,8
|
2,1
|
2,7
|
1,5
|
4,2
|
В 6 раз
|
Из представленных данных, можно сделать следующий вывод: за анализируемый период изменение числа автотранспортных предприятий малого бизнеса общей тенденции не имеет. Так, если рассматривать 2004 год в сравнении с 1998, то число предприятий даже уменьшилось. Однако, начиная с 1999 года по 2004 включительно, наблюдается стабильный рост числа предприятий автотранспорта.
При этом среднесписочная численность занятых на автотранспортных предприятиях малого бизнеса неуклонно снижается и в 2004 году их численность составила – 1883 человека против 2348 в 1998 году. Объем произведенной продукции в 2004 году превысил уровень 1998 года почти в 7 раз, что объясняется и высокой производительностью труда на малых предприятиях, и возросшим объемом платных автотранспортных услуг.
Рост объема услуг и устойчивые тенденции развития отрасли объясняют и приток инвестиционных средств в автопредприятия малого бизнеса. К концу 2004 года их объем составил 6,6 млн.руб. В то время как в целом инвестиции в данную отрасль стали привлекаться только в 2000 году.
Тем не менее, необходимо также подчеркнуть тот факт, что, несмотря на то, что общее число автотранспортных предприятий по стране сокращается, предпринимательский корпус все более набирает силу и устойчиво завоевывает свои позиции.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:00:22