Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современный стоимостный подход к управлению предприятием является международным стандартом целеполагания бизнеса. В России многие финансово-промышленные группы считают стоимостную идеологию основной (например, рост капитализации активов является целью деятельности компаний Интеррос, «Базовый элемент», «Альфа-групп»). Основной целью этой стратегии является максимизация рыночной или инвестиционной стоимости бизнеса - увеличение богатства собственников юридических лиц и предпринимателей, располагающих имущественными комплексами предприятий. При этом размер их богатства определяется наиболее вероятной ценой продажи акций или долей участия в бизнесе.
Ключевые слова: финансово-промышленные группы, государственное регулирование экономики, стоимость бизнеса, фпг
Современный стоимостный подход к управлению предприятием является международным стандартом целеполагания бизнеса. В России многие финансово-промышленные группы считают стоимостную идеологию основной (например, рост капитализации активов является целью деятельности компаний Интеррос, «Базовый элемент», «Альфа-групп»). Основной целью этой стратегии является максимизация рыночной или инвестиционной стоимости бизнеса ‑ увеличение богатства собственников юридических лиц и предпринимателей, располагающих имущественными комплексами предприятий. При этом размер их богатства определяется наиболее вероятной ценой продажи акций или долей участия в бизнесе.
Стремление к увеличению богатства собственников предприятия учитывает все возможные показатели деятельности, в том числе эффективность использования активов, цели и идеологию организации, структуру капитала, прибыль, денежный поток, риск, связанный с функционированием бизнеса, его размер, рынок и маркетинг, время получения дохода. Для выработки целевых ориентиров в рамках стоимостного подхода используется теория и практика оценки стоимости предприятия (бизнеса).
Чтобы определить рыночную и инвестиционную стоимость объекта исследуется рынок аналогичных оцениваемому предприятию капитальных активов, сделки с акциями собственно оцениваемого бизнеса. Однако, с целью определения фундаментальной стоимости применяется доходный подход к оценке, направленный на прогноз денежного потока предприятия (бизнеса) и риска, дисконтирующего этот прогнозный доход в единую величину стоимости.
На фундаментальную стоимость предприятия влияет совокупность внешних и внутренних факторов. Одним из основных внешних факторов стоимости бизнеса является деятельность институциональных субъектов. В связи с невозможностью чистой классической рыночной системы обеспечивать безопасность и защиту прав и свобод граждан, решать все социальные задачи общества, в обществе функционирует основной институциональный субъект – государство, которое ограничивает свободу рынка в целях соблюдения общественных интересов. Государству также необходимы ориентиры целей проводимой политики. По нашему мнению, суммарная стоимость предприятий является важнейшим показателем развития экономики общества. Максимизация фундаментальной стоимости предприятий решает большое количество экономических задач, и, поэтому, может стать экономическим ориентиром государственного регулирования экономики. Исходя из теории оценки стоимости, суммарная ценность экономики прямо пропорциональна суммарному денежному потоку предприятий и обратно пропорциональна средневзвешенному риску предприятий, или:
Суммарный денежный поток предприятия
Суммарная стоимость предприятия = --------------------------------------------------------------
Средневзвешенный риск предприятий общества
Государство может позитивно и негативно влиять как на денежные потоки, так и на риски предприятий (бизнеса). Оно имеет следующие инструменты влияния на риск получения доходов предприятий, выраженных в ставке дисконтирования:
‑ информационное взаимодействие;
‑ государственное регулирование на страновый риск;
‑ правовое регулирование;
‑ государственное финансовое регулирование;
‑ антимонопольную политику и предотвращение недобросовестной конкуренции;
‑ регулирование внешнеэкономической деятельности;
‑ государственное лицензирование и установление барьеров к доступу на некоторые рынки;
‑ регулирование отдельных направлений хозяйственной деятельности (спорт, культура, образование, ЖКХ и проч.)
Проявления государственной экономической политики в этих сферах также влияет на показатель средневзвешенного риска суммарной стоимости предприятий. Общество с большими средневзвешенными рисками имеет меньше конкурентных преимуществ. Ставка дисконтирования определяет не только стоимость предприятия, но и его потенциальные возможности роста.
Для снижения риска, обусловленного влиянием государства, необходимо его укрепление в традиционных сферах полномочий. Одним из важнейших факторов снижения ставки дисконтирования для всех предприятий страны является укрепление суверенитета и безопасности государства, снижение коррупционной нагрузки, прозрачности принятия решений.
По нашему мнению, наиболее существенно на стоимость предприятий влияют финансовые инструменты государства. Можно выделить следующие инструменты государственного финансового регулирования, влияющие на стоимость предприятий:
‑ регулирование доходов и расходов всех субъектов рыночных отношений;
‑ формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование;
‑ управление денежным обращением;
‑ воздействие на курс национальной валюты;
‑ структура государственных доходов и расходов;
‑ условия внешнеторговых операций;
‑ стимулирование развития системы страхования, пенсионного обеспечения, деятельности финансовых посредников.
Данные факторы влияют как на доходы предприятий, так и на рыночную оценку вероятности их получения, выражаемую в ставке дисконтирования. Также важными факторами влияния на стоимость предприятий являются меры и валютного регулирования, и валютного контроля. К стоимостным факторам относятся:
‑ валютный курс;
‑ конвертируемость национальной валюты;
‑ условия внешнеторговых операций (резервирование при международных расчетах, обязательная продажа валютной выручки)
Значительными факторами взаимодействия стоимости предприятий и государственной финансовой политики являются государственные меры по развитию фондового рынка, банковского сектора, рынка страхования, пенсионного обеспечения.
Однако, рост стоимости конкретного предприятия не всегда означает рост ценности предприятий всей страны. Проявления неэффективности рынка обосновывают ситуации, при которых рост стоимости отдельных предприятий носит деструктивный характер для суммарной стоимости экономики, а именно:
‑ концентрация производства в узком спектре отраслей хозяйства;
‑ злоупотребления предприятиями монопольным положением;
‑ снижение социальной ответственности государства и налогоплательщиков;
‑ пренебрежение экологической ответственностью.
Учитывая значимость перечисленных факторов, можно утверждать, что государственная власть может способствовать управлению стоимостью предприятий общества. Следовательно, возможно существование стоимостного подхода к государственному регулированию экономическими процессами. Этот подход является сочетанием мер государства, направленных на максимизацию совокупной стоимости предприятий общества. Данная категория дает возможность увеличения инвестиционной привлекательности экономики в целом и богатства собственников предприятий.
Указанный подход должен базироваться на следующих принципах:
‑ синергии стоимости предприятий и государственном регулировании (государственное экономическое регулирование должно быть направлено на стимулирование как самоорганизационных процессов ‑ создание условий для роста стоимости предприятий ‑ и путем прямого вмешательства в экономическую систему мерами непосредственного воздействия на конкретные предприятия);
‑ структурном взаимодействии (органы государственной власти должны учитывать распределение структуры и числа предприятий различных отраслей, их региональное распределение и организационно-правовые формы);
системном взаимодействии (государственная власть должна учитывать нелинейность экономической системы, различное время получения дохода и риски предприятий, взаимное усиление или ослабление предприятий при монопольном положении отдельных хозяйствующих субъектов);
‑ институциональной структуре (успешную реализацию стоимостного подхода к государственному регулированию определяет общее экономическое влияние правовой, управленческой деятельности госаппарата, внешнеэкономическое и внешнеполитическое положение государства, тенденции и стратегические планы развития мировой экономики, технологий, экологической и социальной среды).
Данные принципы должны регулировать процесс принятия решений по выбору механизмов влияния государства на суммарную ценность экономики.
Исходя из анализа влияния государственного регулирования на стоимость предприятий, можно сделать вывод, что теория и практика оценки применима не только для определения стоимости и управления предприятием, но и для решения государственных задач.
Источники:
2. Damodaran, Aswath. Damodaran on Valuation. John Wiley and Sons NY 1994.
3. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. - М.: ФиС, 1999.
4. Родин А.Ю. Воздействие денежно-кредитной политики на стоимость предприятий / Ученые записки МФПА "Система
бизнеса". - М.: МаркетДС, 2005.
5. Родин А.Ю. Проблемы оптимального налогообложения предприятий при стоимостном подходе в государственном
регулировании экономики / Ученые записки МФПА «Система бизнеса». - М.: МаркетДС, 2005.
5. Родин А.Ю. Правовые основы оценочной деятельности. - М.: МаркетДС, 2005.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:43:12