Портфель инноваций как средство реализации инновационной стратегии предприятия

Силкина Г.Ю., Латута В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Силкина Г.Ю., Латута В.Ю. Портфель инноваций как средство реализации инновационной стратегии предприятия // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 19-23.

Аннотация:
Есть все основания утверждать, что инновации в современном мире представляют собой основу конкурентоспособности предприятий и фирм, понимаемой в долгосрочном, стратегическом смысле как способность длительное время сохранять свои позиции на рынке. Сегодня инновации, становясь эффективным инструментом бизнеса, требуют разработки теории и применения специальных методов управления ими; при этом речь идет не о какой-то отдельной инновации, а об организации на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность, инновационное развитие



Есть все основания утверждать, что инновации в современном мире представляют собой основу конкурентоспособности предприятий и фирм, понимаемой в долгосрочном, стратегическом смысле как способность длительное время сохранять свои позиции на рынке. Сегодня инновации, становясь эффективным инструментом бизнеса, требуют разработки теории и применения специальных методов управления ими; при этом речь идет не о какой-то отдельной инновации, а об организации на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности.

В то время как необходимость формирования инновационной стратегии признается практически всеми теоретиками и практиками, вопрос о ее месте в ряду стратегий хозяйствующего субъекта до настоящего времени остается предметом научных дискуссий. Так, А.А. Трифилова [2] в комплексной системе роста и развития крупной экономической организации включает стратегию инноваций в состав общих стратегий наряду со стратегиями роста, стабильности и сокращения и выделяет три уровня принятия управленческих решений:

1) общий;

2) производственно-хозяйственный;

3) функциональный.

Альтернативная (и более распространенная – авт.) точка зрения состоит в том, что инновационная стратегия – только одна из обеспечивающих стратегий. Она формируется и реализуется в совокупности с производственной и сбытовой (маркетинговой) стратегиями при общей ориентации на стратегическую конкуренцию.

Другими словами, инновационную стратегию относят к числу функциональных, или подкрепляющих базовую стратегию предприятия, которые конкретизируют выбранную траекторию движения в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, обеспечивая достижение его основной цели [1, 3, 4].

По нашему мнению, именно второй подход является более обоснованным. Высказанную точку зрения мы аргументируем тем, что инновационная деятельность имманентно присуща каждому предприятию, находящемуся на любом этапе своего жизненного цикла и потому придерживающемуся одной из базовых общих стратегий.

Интерпретируемая в указанном смысле, инновационная стратегия связывает воедино общую стратегию предприятия, анализ экономической среды, научно-технический, кадровый, ресурсный потенциал предприятия и конкретные инновационные проекты, и в свою очередь, требует аналитической поддержки процессов ее формирования и реализации.

В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. К формированию инновационного портфеля необходимо подходить как к составной части и форме реализации общей стратегии развития предприятия. При этом должны соблюдаться:

‑ согласованность инновационной стратегии с общей стратегией экономического развития;

‑ внутренняя сбалансированность инновационной стратегии;

‑ реализуемость инновационной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала, ее результативность.

В связи с задачей формирования инновационного портфеля, обладающего перечисленными свойствами, закономерно возникает вопрос о типологии инновационных стратегий. И здесь среди специалистов нет единства; большинство исследователей выделяют два основных вида инновационных стратегий – наступательную и оборонительную, ассоциируя первую из них с проявлением инициатив в выборе предмета инноваций, а вторую – с реакцией на инициативы конкурентов и использованием времени для создания новых или привлечения созданных инновационных ресурсов [3].

Другие расширяют список основных типов инновационных стратегий до пяти, дополнительно включая в него промежуточную, имитационную стратегию и стратегию создания нового рынка [1]. По нашему мнению, наиболее операциональной является классификация инновационных стратегий, ассоциированная с характером преобладающих инноваций. По этому признаку выделяются:

‑ стратегия лидерства («новатора»). Такая стратегия предполагает широкомасштабное проведение НИОКР в области создания продукции, технологии ее производства и реализуется на базе научных открытий в той или иной области;

‑ стратегия следования за лидером («последователя»). При такой стратегии осуществляется адаптация технологии «новатора» к условиям предприятия, перенявшего данную технологию, а также адаптация продукции, изготавливаемой по технологии «лидера», к рынку, на котором намерено конкурировать предприятие;

‑ стратегия последней стадии («имитатора»). Для этой стратегии характерно копирование организацией инноваций, находящихся на стадии «роста». Нововведения, как в области продукции, так и в области технологии, имеют преобразующий характер.

Специфику портфеля инноваций определяют особенности инновационной деятельности, в первую очередь, ее дискретно-непрерывный характер. Конечный экономический результат определяется не эффективностью отдельных проектов, а их непрерывным общим вкладом в деятельность организации. Последнее требует, чтобы ограничено переплетались, дополняя и заменяя друг друга, отдельные инновационные проекты. Проекты, объединенные в один портфель, должны быть суммарно непрерывными.

Сложность осуществления инновационной деятельности заключается в ее многогранности и противоречивости. При этом разносторонность инновационной деятельности проявляется в множественности видов эффектов, присущих каждому проекту. Среди приоритетных эффектов от реализации инноваций особо выделяются следующие:

‑ внешний экономический (уровень прироста ВРП или ВВП в результате реализации инновационного проекта);

‑ внутренний экономический (размер экономической выгоды, которую получит предприятие в результате реализации инновационного проекта);

‑ внешний социальный (степень удовлетворения потребностей человека или общества, не имеющая стоимостной оценки);

‑ внутренний социальный (степень улучшения микроклимата на предприятии);

‑ внешний технический (степень влияния инновации на научную теорию и практику);

‑ внутренний технический (вклад инновации в повышение научного и технического потенциала организации);

‑ экологический.

Еще одной особенностью инновационной деятельности является принципиальная недерминированность ее результатов. В качестве факторов неопределенности инновационной деятельности могут выступать:

‑ появление непредсказуемых новых продуктов и технологий;

‑ опережение конкурентом с выходом инновации;

‑ способность некоторых работников организации генерировать непредсказуемые изменения, которые являются внутренним источником неопределенности и т. д.

Снижение неопределенности принимаемых инновационных решений и деятельности предприятия в будущем может быть обеспечено формированием сбалансированного портфеля, гармонично сочетающего в себе зарождающиеся, разработанные и внедряемые инновации. Основными характеристиками сбалансированного портфеля являются устойчивость по возможности и стабильность по ожидаемому эффекту.


Источники:

1. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997. – 560 с.
2. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
3. Шевченко С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 139 с.
4. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. – 4-е изд., перераб. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 959 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:23