Практическое применение целевого нетрадиционного прогнозирования экономического роста

Шахова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одним из качеств удачливого предпринимателя является его способность к постоянному самообучению и самосовершенствованию не только на базе полученных знаний и навыков, но и отточенной интуиции, позволяющей ему чувствовать и находить необходимую, но, главное, свежую информацию и эффективно адаптировать ее в своем бизнесе. Это, в сочетании с современным инструментарием маркетинга и менеджмента, часто приводит к парадоксальным, но эффективным решениям. При этом предприниматель должен знать ориентиры развития своей отрасли с тем, чтобы вписаться в общую стратегию, либо, в определенной мере, явиться флагманом в русле наметившихся тенденций, используя «силу отраслевого течения».

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, качества предпринимателя, знания, экономическое прогнозирование



Одним из качеств удачливого предпринимателя является его способность к постоянному самообучению и самосовершенствованию не только на базе полученных знаний и навыков, но и отточенной интуиции, позволяющей ему чувствовать и находить необходимую, но, главное, свежую информацию и эффективно адаптировать ее в своем бизнесе. Это, в сочетании с современным инструментарием маркетинга и менеджмента, часто приводит к парадоксальным, но эффективным решениям. При этом предприниматель должен знать ориентиры развития своей отрасли с тем, чтобы вписаться в общую стратегию, либо, в определенной мере, явиться флагманом в русле наметившихся тенденций, используя «силу отраслевого течения».

Особую роль в решении текущих и перспективных задач в высокорисковом поле, на котором действует российский предприниматель, играют интуиция, инсайт и эвристика.

Интуиция, являясь непременным компонентом творческого процесса, представляет собой способность внезапно, без логического продумывания, находить решение проблемы.

Инсайт – это неожиданное озарение, осознание верного выбора.

В случаях, когда рассчитать риск невозможно, полезна эвристика, как совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и определения оптимального выхода из сложной ситуации. Эвристический подход дает менее достоверные результаты, но в некоторых ситуациях и это – спасение.

Преобразование экономики из плановой, директивной системы производства с гарантированным сбытом – в экономику рыночного регулирования, когда параметры бизнеса формируются платежеспособным спросом и множеством других факторов, потребовало изменения методологии прогнозирования развития экономики на разных уровнях агрегирования.

Общая характеристика сферы бизнеса, где предприниматель имеет свои производственные и коммерческие интересы, например, отраслевые, дает необходимый вектор развития. Для ориентации в конкурентной среде нужно знать, в каком состоянии находится отрасль, и какие целевые установки ей предстоит достигнуть. В частности, можно использовать сведения о планируемой государственной финансовой поддержке данной сферы, региона, отрасли. В любом случае, имеется определенная логическая связь прогнозов и планов макро-, мезо-, и микроуровня хозяйствования.

Сфера производства продуктов питания имеет вполне очевидное значение, особенно в свете государственной доктрины продовольственной безопасности и приоритетного национального проекта по развитию агропродовольственного комплекса. В качестве главной цели перспективного развития пищевой индустрии поставлено обеспечение продовольственной независимости и самообеспечения по тем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в стране. Для решения этих задач требуются актуальные, зачастую нестандартные методы и приемы принятия решений, в частности, прогнозирования как специфической формы научного предвидения развития объекта по результатам его исследования.

Важно отметить современную функциональную особенность прогнозирования. В условиях рыночной экономики оно носит, прежде всего, информационный, либо индикативный характер, не являясь обязательным к исполнению, хотя и применяется в практике управленческой деятельности.

Первое существенное замечание. Предлагаем различать две разновидности прогнозов роста или развития экономических систем: монопрогноз и полипрогноз.

Монопрогноз – предвидение развития объекта, ограничивающееся единственной его характеристикой. Если иметь ввиду производственную экономическую систему (промышленное предприятие, производственная отрасль), то предметом прогнозирования чаще всего является объем выпуска продукции.

Полипрогноз развития экономической системы предусматривает предвидение в близкой или отдаленной перспективе нескольких ее параметров и характеристик. Наиболее эффективной формой полипрогноза является целевая программа функционирования системы, предпочтительно в нескольких вариантах. Ее разработка предусматривает использование целого комплекса методов, в их числе обязательно экспертные оценки и математическое моделирование. Особая роль в этой связи принадлежит методам, позволяющим выявлять взаимозависимость характеристик системы. При этом наибольшего внимания требуют товары неэластичного либо слабоэластичного спроса, где в большей мере проявляется инерционность развития объекта.

Наиболее устоявшимся и распространенным методом прогнозирования роста экономических систем является экстраполяция, с присущими ей достоинствами (универсальность и невысокая сложность) и недостатками (большой информационный массив). Широкое признание и применение нашел также метод экспертных оценок и методика расчетного прогнозирования.

Второй важный момент. Традиционные методы прогнозирования роста развития экономических систем при всем их многообразии подчинены одному принципу – в качестве зависимой переменной выступает показатель системы, например, объем выработки продукции, а в качестве независимой переменной (фактора) – время.

Предлагается другой подход, дополнительный. Исходить при прогнозе из противоположного принципа: в качестве зависимой переменной выступает время, а в качестве независимой переменной (фактора) – показатель системы, например, тот же объем производства.

Тогда модель традиционной методики прогнозирования имеет вид:

Аt=F(t);

где:

Аt – величина прогнозируемого показателя экономической системы на время t;

t – заданное календарное время, выражаемое в годах или условных годах.

Модель нетрадиционной (предлагаемой) методики:

t=F(At);

где:

t – величина прогнозируемого календарного времени, необходимого для достижения определенного нормированного уровня показателя экономической системы;

At – заданная нормированная величина показателя экономической системы.

Таким образом, меняется логика процесса. В первом случае задается (нормируется) определенный горизонт прогноза, например: год, пять и более лет. Во втором случае задается (нормируется) величина исследуемого показателя системы, для достижения которого предстоит определить потребное календарное время (как правило, в годах, иногда – в месяцах, кварталах, полугодиях).

Считаем целесообразным последовательное сочетание этих методов, вариант двухстадийного целевого прогнозирования. На первом этапе по традиционному принципу прогнозируется объем производства на выбранный период. На втором – производится целевой прогноз по определению необходимого календарного времени для достижения поставленных целей.

Все выкладки по предлагаемой методике выполнены по пивоваренной промышленности, являющейся сегодня наиболее динамично развивающейся из отраслей продовольственного комплекса, с учетом ее специфики.

Пиво – это не продукт первой необходимости, а пищевкусовой напиток, относящийся к слабоалкогольным, а также безалкогольным напиткам (безалкогольное пиво). Нормы его потребления не устанавливаются.

Для нашей страны важно улучшить чрезвычайно неблагоприятную структуру потребления алкоголя, преобладание крепких алкогольных напитков, в частности, путем частичной их замены пивом. В России в среднем потребляется крепких алкогольных напитков 13 литров на человека в год, виноградных и плодовых вин – 6 литров и пива 40 литров, а в странах Западной Европы ‑ крепких алкогольных напитков около 6 литров, вин – 30-50 литров и пива – 70-140 литров. Приближение к среднеевропейской структуре потребления алкогольных напитков – можно считать одним из направлений оздоровления нации. В качестве альтернативного варианта применения дополнительного объема пива можно рассматривать увеличение его экспорта.

Наиболее продвинутыми производителями и потребителями пива в Европе являются [1]: Германия – 148 л/чел., Испания – 141, Бельгия – 129, Англия – 121. К настоящему времени в России производится около 50 литров пива на человека. Все объективные предпосылки доведения душевого производства этого популярного напитка до среднеевропейского уровня имеются. Это наличие сырьевых ресурсов, производственных мощностей и высококвалифицированных специалистов, а также осуществляемая правительством программа по увеличению доходов населения.

По расчетам, с учетом фактора численности населения и других параметров системы к 2008-2009 гг. пивоваренная отрасль может достигнуть уровня мирового индекса душевого производства пива (65-70 л/чел. в год). А более высокого среднеевропейского уровня (90–100 л/чел) ‑ к 2015-2017 гг., то есть через 11-13 лет.

Разумеется, параллельно с процессом количественного роста отрасли должно и будет происходить качественное ее совершенствование в интересах повышения международной конкурентоспособности, с целью замещения импорта собственными продуктами; а в перспективе – наращивания экспортного потенциала.

По существу, внутренний рынок данного продукта в стране уже насыщен и нужно искать рынки сбыта за пределами России. Кроме того, важно усилить видовую диверсификацию, выпуская усовершенствованные и принципиально новые продукты. Так, в свете решения проблемы алкоголизации населения, целесообразно расширить товарную линейку группы видов и сортов безалкогольного пива и других безалкогольных напитков. В том числе акцент делается на полезных для здоровья, диетических продуктах, например, пивные дрожжи с различными добавками. Кроме того, важно возродить собственную сырьевую базу – производство и обработку хмеля, для усиления продовольственной безопасности страны.

Таким образом, результаты комплексного прогнозирования могут быть использованы при разработке индикативной программы развития предприятия, объединения, отрасли. При необходимости в нее могут быть включены мероприятия по сокращению прогнозного времени достижения поставленных рубежей развития. Изложенная методика может найти применение для прогнозирования роста производственной экономической системы любого уровня агрегирования.

[1] Хануков Э.Р. Рынок алкогольной продукции России. – М.: Типография Россельхозакадемии. – 2004. – С. 61.


Источники:

1 Хануков Э.Р. Рынок алкогольной продукции России. – М.: Типография Россельхозакадемии. – 2004. – С. 61.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:36