Роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального сектора

Скрипник О.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрипник О.Б. Роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального сектора // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 86-89.

Аннотация:
Проблема привлечения и рационального использования инвестиций является главной проблемой реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации. По разным оценкам, для коренной модернизации ЖКХ необходимо от 50 до 100 миллиардов долларов. Их безуспешно пытались найти за счет повышения тарифов, за счет местных бюджетов. Поэтому проблема привлечения прямых инвестиций в социально значимые инфраструктурные проекты, особенно ЖКХ, стоит сегодня довольно остро. Выход – в создании системы государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, модернизация, ЖКХ, реформа ЖКХ



Проблема привлечения и рационального использования инвестиций является главной проблемой реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации. По разным оценкам, для коренной модернизации ЖКХ необходимо от 50 до 100 миллиардов долларов. Их безуспешно пытались найти за счет повышения тарифов, за счет местных бюджетов. Поэтому проблема привлечения прямых инвестиций в социально значимые инфраструктурные проекты, особенно ЖКХ, стоит сегодня довольно остро. Выход – в создании системы государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве России.

Смысл реформы жилищно-коммунального хозяйства сводится к трем основным положениям.

Во-первых, необходима техническая и технологическая модернизация инфраструктуры, что позволит улучшить качество услуг и резко сократить неэффективный расход ресурсов.

Во-вторых, развитие конкуренции в данном секторе экономики может заменить там, где это возможно и целесообразно, естественную и административно-организационную монополию свободной конкуренцией.

В-третьих, инженерная инфраструктура, массовое жилищное строительство и ЖКХ могут стать, как показал опыт многих зарубежных стран, фактором экономического роста экономики, создания рабочих мест в депрессивных регионах.

Влияние инвестиций в инфраструктуру на экономический рост объясняется в теории эндогенного экономического роста и модели Барро. Инвестиции в физическую инфраструктуру могут увеличить производительность в промышленности в целом за счет внешних эффектов среди фирм или отраслей и содействия рыночным трансакциям и тем самым воздействовать в долгосрочном периоде на экономический рост.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) получило свое настоящее развитие с начала XIX века в Великобритании. Проекты ГЧП разрабатываются сейчас в 60-ти странах мира. Только в Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений, которые обеспечивают 17% экономии для бюджета страны. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям экономить от 20 до 50% бюджетных средств.

Развитие государственно-частного партнерства в экономически преуспевающих странах позволяет сделать вывод о том, что ЖКХ является наиболее перспективным сектором его использования. Анализ практики использования ГЧП позволил выделить следующие тенденции в его развитии:

1. Переход от отраслевых концессий к межотраслевым.

2. Нефиксированные сроки действия.

3. Проектное финансирование.

Государственно-частное партнерство в ЖКХ используется по следующим причинам:

‑ решаются финансовые проблемы;

‑ повышается конкурентоспособность на рынке частных инвестиций;

‑ появляется инструмент государственного управления;

‑ внедряются принципы корпоративной социальной ответственности;

‑ формируется способность ЖКХ к развитию;

‑ модернизируется инфраструктура;

‑ повышается эффективность и качество функционирования общественного сектора.

ГЧП обладает рядом преимуществ, среди которых выделим лучшую оценку финансовых средств, лучшее качество услуг, быстрое продвижение проектов, более высокую определенность, большее количество проектов, лучшее использование активов, более эффективное регулирование, повышение конкурентоспособности, лучшие стимулы к реформе ЖКХ, генерацию дополнительных доходов. Однако ГЧП не свободно от недостатков. Так, оно порождает коррупцию и стимулирует нечестную конкуренцию.

В мире накоплен большой опыт использования ГЧП в разных отраслях, при этом существует несколько основных форм такого партнерства: контрактное управление, аренда, приватизация и концессия.

Аренда является наиболее распространенной формой привлечения частных компаний в ЖКХ. Но вместе с тем, в этой форме недостатков и рисков для собственника больше всего. К существенным недостаткам аренды относится то, что арендатор не заинтересован в инвестициях и не несет ответственности за состояние основных фондов. Вновь созданные управляющие компании в секторе жилищно-коммунального хозяйства не имеют четкой стратегии развития и привлечения инвестиций. Предлагаемые компаниями договоры аренды не содержат предметных инвестиционных обязательств.

С учетом мирового опыта, на наш взгляд, необходимо развивать некоммерческое партнерство, инвестирующее прибыль лишь в развитие бизнеса. При этом государство не продает объекты ЖКХ частным компаниям, а заключает с ними долгосрочные контракты на управление этими объектами, сохраняя право собственности и контроля качества услуг, цен и так далее. Такое партнерство особенно привлекательно для долгосрочных инвестиций в городское развитие с последующей продажей земельных участков частным участникам партнерства.

Некоммерческое партнерство может осуществляться в четырех формах:

‑ DB (проект и строительство),

‑ DBО (проект, строительство, эксплуатация),

‑ DBОF (проект, строительство, эксплуатация, финансирование)

‑ концессия.

При модернизации коммунальных сетей проекты DB характеризуются средней эффективностью, DBО и DBОF – низкой. Эффективность концессий неопределенна. При модернизации коммунальных мощностей DBО и DBОF обладают высокой эффективностью, DB и концессии – средней.

В мировой практике используются два метода выбора частных инвесторов:

1) англо-саксонская система (проводится три тендера: отдельно на проектирование, строительство и содержание или управление).

2) французская система (проводится один тендер на все виды работ/услуг).

Анализ использования ГЧП показал, что условиями его успешного применения являются: ‑ хорошо определенная законодательная база;

‑ простота и прозрачность процедур;

‑ долевая структура распределения рисков и выгод;

‑ наличие социальной и коммерческой выгоды;

‑ акцент на ожидаемый поток доходов;

‑ инициатор проектов - общественный сектор.

Обобщая мировой опыт правового обеспечения долгосрочных контрактов и государственно-частного партнерства, мы видим в ГЧП основной путь решения проблем ЖКХ в России.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:39