Предпринимательство в лесопромышленном комплексе Северо-Запада России
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ачба Л.В. Предпринимательство в лесопромышленном комплексе Северо-Запада России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 73-79.
Аннотация:
В экономике страны лесные богатства используются практически во всех отраслях. Кроме того, продукты переработки российского леса являются востребованными во многих странах мира.
Ключевые слова: предпринимательство, лесопромышленный комплекс, Северо-Западный федеральный округ, деревообработка, экспорт древесины
В экономике страны лесные богатства используются практически во всех отраслях. Кроме того, продукты переработки российского леса являются востребованными во многих странах мира.
В период экономических реформ в нашей стране произошли значительные изменения в деятельности предприятий и организаций лесопромышленного комплекса. Это связано, прежде всего, со сменой форм и прав на пользование лесными ресурсами.
Обладая уникальным источником получения доходов, отрасль оказалась в сложном экономическом положении. Производственная и социальная структура предприятий и организаций в значительной степени была разрушена. Уменьшились объемы производства. Одновременно возросли количество и масштабы нарушений установленных правил природопользования.
Лес как объект хозяйствования имеет ряд особенностей, требующих существенных ограничений действия рыночных механизмов. Эти особенности при реформировании отрасли не были в достаточной мере учтены, а проблемы, связанные с развитием лесопромышленного комплекса, делегировались частному сектору. Однако сама сущность частного капитала не всегда способствует решению подобного рода задач. Как известно, главными особенностями продукции лесного хозяйства является использование ее в качестве природоохранных, рекреационных средств, а также в качестве интегрированного, комплексного ресурса в отдельных отраслях народного хозяйства. Наиболее важными особенностями леса являются средообразующие, защитные и социальные функции.
Сырьевые ресурсы лесов, в первую очередь, древесина, подпадают под действие рыночных механизмов. Но в данном случае существует возможность их серьезных сбоев, заключающаяся в экономической привлекательности пользования, посредством которого в течение длительного времени допустимо извлекать монопольно высокие прибыли. Появляется также возможность внесения в рыночные отношения элементов демпинга. Возникшие в результате такого вида пользования экологические проблемы, а также издержки, связанные с восстановлением лесов и реставрацией поврежденных экосистем, переадресуются всему обществу, в том числе и его будущим поколениям.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН (2004 г.) в России наибольшая в мире общая площадь лесов – 851,4 млн.га. В Бразилии она составляет 543,9 млн.га; Канаде - 244,6; США – 226,0; Китае – 163,5; Австралии – 154,6; Конго – 135,2; Индонезии – 110,0; в других странах – значительно меньше 100 млн.га.
В нашей стране сосредоточены крупнейшие в мире лесосырьевые ресурсы. По данным Комитета по лесоматериалам ЕЭК ООН/ФАО в 2004 г. они составили 82,1 млрд. м3 древесины. Это 22% мирового запаса леса, представленные в основном ценными хвойными породами (76%). В регионах устойчивого лесопользования потенциальные возможности заготовки древесины в России по всем видам рубок оцениваются в размере более 500 млн. м3 древесины в год. [2, с. 2]. В настоящее время ежегодный объем заготовки древесины всеми видами рубок составляет около 160 млн. м3. Однако в годы реформ он значительно сократился.
В составе лесопромышленного комплекса функционирует более 18 тысяч предприятий, из них около 3 тысяч крупных и средних. В основном предприятия отрасли приватизированы - около 96% от общего количества крупных и средних. При этом доля государства (от 10 до 60%) имеется в уставных капиталах пятисот акционерных обществ. Практически полностью приватизированы предприятия мебельной, фанерной, лесопильной, целлюлозно-бумажной подотраслей и около 90% лесозаготовительных предприятий.
Структура лесопромышленного комплекса (ЛПК) РФ по формам собственности в настоящее время такова:
‑ государственная – 5,7%
‑ муниципальная – 0,4%
‑ частная – 52,7%
‑ смешанная без иностранного участия – 12,4%
‑ смешанная с иностранным участием – 28,3%
‑ собственность общественных организаций – 0,5%
Наиболее успешно в течение последних лет функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Выпуск целлюлозы, бумаги и картона стимулируется как расширением внутреннего рынка данной продукции, так и стабильным спросом со стороны зарубежных потребителей. Наиболее интенсивный рост отмечался в производстве картона. Несколько медленнее развивался выпуск целлюлозы.
Продукция лесопромышленного комплекса традиционно являлась одной из значительных составляющих экспортного потенциала России. Динамика валютной выручки от лесного экспорта России показана на рис. 1.
Рис. 1. Общая валютная выручка от лесного экспорта России
(млрд. долл. США)
Вместе с тем, по объему экспортной выручки Россия существенно отстает от лидеров мирового рынка лесоматериалов (Рис. 2).
Рис. 2. Экспортная выручка ведущих стран-экспортеров лесоматериалов (среднегодовое значение 1999 – 2001 г.г. млрд. долл.) [1, с. 93]
Одной из причин отставания России от ведущих стран на рынке продукции лесной и целлюлозно-бумажной продукции является неэффективная структура экспорта: вывозятся преимущественно круглый лес и наиболее дешевые продукты деревообработки и целлюлозно-бумажных производств. При этом удельный вес лесо- и пиломатериалов в начале двухтысячных годов несколько увеличился.
Для Северо-Западного Федерального округа лесопромышленный сектор может быть по праву отнесен к «регионообразующим» секторам экономики. Его удельный вес в общем объеме промышленного производства и экспорта продукции региона существенен.
Место и роль Северо-Западного Федерального округа в ЛПК России показаны в табл. 1. Из приведенных данных видно, что его доля в вывозке древесины составляет 32,5%, в производстве пиломатериалов – 27,2%, а в производстве бумаги и картона – 56,8%.
Таблица 1
Объемы производства основных видов лесобумажной продукции по Федеральным округам в 2004 г.
Федеральный округ
|
Вывозка древесины, млн.м3
|
Пиломатериалы
млн.м3 |
Бумага и картон
тыс.тн. |
Россия
всего |
112,1
|
21,3
|
6830
|
Центральный
|
9,8
|
2,1
|
429
|
Северо-Западный
|
36,4
|
5,8
|
3877
|
Южный
|
0,4
|
0,2
|
110
|
Приволжский
|
14,6
|
4,2
|
1845
|
Уральский
|
8,1
|
1,9
|
50
|
Сибирский
|
28,5
|
6,0
|
498
|
Дальневосточный
|
14,3
|
1,1
|
21
|
Первый. Более половины, а именно, 54% всей лесопокрытой площади Европейской части России и 67% площади ее ценных хвойных лесов – это территория Северо-Запада.
Второй. Лесопромышленное производство Северо-Запада расположено довольно близко к границам России со странами Европейского Союза, имеет выходы на сухопутные, внутренние водные и морские транспортные коммуникации.
Третий. Лесопромышленный комплекс Северо-Запада имеет развитую производственную базу. Достаточно сказать, что 7 из 11 крупных целлюлозных производств и 7 из 10 крупных бумажно-картонных комбинатов России находятся на территории СЗФО.
Четвертый. Важное звено Северо-Западного ЛПК - предприятия лесопильно-деревообрабатывающей промышленности.
Пятый. Северо-Запад занимает ведущее место в России в области научного и кадрового обеспечения ЛПК. Здесь находится одно из старейших в Европе специализированных высших учебных заведений — Санкт-Петербургская Лесотехническая академия, а также Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, Архангельский технический университет, ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций.
Шестой. Предприятия ЛПК СЗФО занимают ведущее место в России по реализации на них систем управления качеством и систем управления окружающей средой в соответствии с международными стандартами серий ИСО-9000 и ИСО-14000.
Давая характеристику ЛПК, следует отметить, что значительная часть лесозаготовок ведется в теневом секторе и не отражается в официальной статистической отчетности. Нелегальная вырубка древесины в настоящее время приняла исключительно большой масштаб. По некоторым оценкам, их объем составляет более 20 - 30% от показателей, регистрируемых Госкомстатом. Такая «конкуренция» негативно сказывается на показателях легального бизнеса.
Выработка более технологичной продукции - фанеры и древесностружечных плит - в течение последних лет демонстрирует достаточно заметный рост. Вместе с тем, имеющиеся успехи в развитии ЛПК не дают пока оснований говорить о преодолении экономического и структурного кризиса, в котором отрасль оказалась в ходе проведения рыночных реформ.
Осуществление в отрасли приватизации, помимо положительных моментов в части расширения самостоятельности предприятий, повышения ответственности, диверсификации производства, привело к возникновению ряда негативных последствий. Проведение приватизации без учета специфики лесопромышленного производства привело к дестабилизации положения в отрасли:
- разрушены существовавшие производственные, технологические и кооперированные связи между предприятиями;
- нарушена межотраслевая сбалансированность;
- разрегулирован экспорт лесопромышленной продукции.
В данной ситуации основными направлениями государственной политики в области развития лесной промышленности становятся:
во-первых, укрепление позиций России на традиционных экспортных рынках полуфабрикатов и лесного сырья;
во-вторых, самообеспечение внутреннего рынка продукцией глубокой переработки древесины и выход с этой продукцией на внешние рынки.
Для реализации указанных целей необходимо решить следующие узловые проблемы:
- продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей лесные отношения;
- совершенствовать структуру управления лесным хозяйством;
- улучшить таможенную политику при экспорте лесобумажной продукции и импорте современного оборудования, необходимого для модернизации лесопромышленного комплекса;
- усилить влияние государства на регулирование тарифов естественных монополий;
- создать благоприятные условия для кредитования лесопромышленных предприятий;
- активизировать инвестиционную и инновационную политику государства в сфере лесопромышленного комплекса.
Отсутствие единой инновационно-инвестиционной политики в ЛПК привело к тому, что значительная часть предприятий отрасли оснащена устаревшим оборудованием и выпускает зачастую продукцию невысокого качества.
Таким образом, проблема реформирования лесного сектора экономики остается на повестке дня и на сегодняшний день. Повышению эффективности функционирования ЛПК, обеспечению его устойчивого развития и увеличению вклада в экономическую мощь страны должны способствовать резкий рост инвестиций, существенное увеличение доли перерабатывающих отраслей, внедрение принципиально новых инновационных технологий, улучшение качества продукции, обновление основных фондов, изменение структуры экспорта, повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов и т.д.
Источники:
2. Лесной комплекс Российской Федерации. – М.: ОАО «НИПИЭНлеспром», рп 2005.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:24