Функция маркетинга в системе управления НИР технического университета

Овсянникова А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Овсянникова А.Б. Функция маркетинга в системе управления НИР технического университета // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 4. – С. 86-88.

Аннотация:
Окончание. Начало в 11/2005. В соответствии с положением участников НИР по уровням иерархии управления, функция маркетинга в разной степени затрагивает их интересы. Соблюдение баланса интересов всех участников НИР будет способствовать более гармоничному и безболезненному внедрению новой функции управления в университете. Рассмотрим подробнее функции представленной иерархии.

Ключевые слова: инновации, маркетинг, управление вузом, нир



Окончание. Начало в 11/2005.

В соответствии с положением участников НИР по уровням иерархии управления, функция маркетинга в разной степени затрагивает их интересы. Соблюдение баланса интересов всех участников НИР будет способствовать более гармоничному и безболезненному внедрению новой функции управления в университете. Рассмотрим подробнее функции представленной иерархии.

Непосредственные исполнители НИР, руководители исследовательских групп или руководители темы (1-й уровень).

На этом уровне находятся сотрудники, осуществляющие наибольший объем работ по конкретной тематике. Они самым непосредственным образом вовлечены в осуществление функции маркетинга, как с точки зрения их вклада в маркетинговую деятельность, так и с точки зрения использования ее результатов в работе над проектом.

Одной из важнейших маркетинговых задач на начальном этапе развития НИР является так называемая «внутренняя продажа» проекта. С одной стороны, авторам необходимо доказать руководителям более высокого уровня состоятельность их тематики с технической точки зрения. С другой стороны, участники НИР должны сделать идею доступной для понимания широкому кругу специалистов.

Для успешного развития деятельности недостаточно только технических знаний, поэтому грамотная презентация идеи может привлечь специалистов из других областей, которые привнесут в работу ценные дополнительные навыки. Проведение маркетингового анализа необходимо и полезно не только с точки зрения «внутренней продажи». Иногда проект «умирает», не сумев преодолеть те или иные препятствия. В этом случае участники проекта смогут проанализировать факторы неудачи и пересмотреть ориентиры своей научной работы.

Непосредственные исполнители вносят значительный вклад в реализацию функции маркетинга. Основываясь на информации, полученной в ходе анализа проекта и внешней среды, исследователи разрабатывают план развития НИР с учетом технического задания, технологических возможностей, ресурсов подразделения и научно-технологической стратегии вуза в целом. При этом крайне важно обеспечить им методическую поддержку, гарантирующую корректность рассуждений и тщательность анализа, а также разработать специфические инструменты маркетинга для каждого конкретного исследования.

Руководители структурных подразделений (факультетов, кафедр), директора НИИ, ответственные за совокупность тематик (2-й уровень).

Руководители подразделений и программ являются ключевыми звеньями информационного обмена между нижним и верхним уровнями организационной структуры управления НИР.

Для повседневной управленческой деятельности руководителям промежуточного звена необходима информация маркетингового характера, которую им могут предоставить исполнители НИР. Эта информация помогает руководителям подразделений сформировать глобальное видение портфеля научно-исследовательских проектов своего подразделения. Следовательно, они должны быть заинтересованы в том, чтобы маркетинговая деятельность проводилась в рамках всех подотчетных им тематик.

В целом, руководители среднего звена дают импульс маркетинговым мероприятиям в рамках подотчетных им тем. Они не принимают непосредственного участия в сборе маркетинговой информации, однако их роль на данном этапе весьма значительна. Руководители подразделений обладают наиболее точной информацией о прошлых или существующих внешних партнерах и могут оказать содействие в налаживании контактов и осуществлении партнерских связей.

План маркетинга, разрабатываемый для каждой темы, позволяет руководителям планировать работу подразделений на период, обозначенный промежуточными целями. Руководители подразделений вносят стратегический аспект в разработку плана развития НИР и корректируют его в зависимости от ресурсов, находящихся в распоряжении подразделения, и возможности синергии с другими подразделениями.

Маркетинговая информация полезна в процессе принятия решений по развитию НИР, в частности, при определении моментов, наиболее подходящих для представления проекта третьей стороне (руководству вуза, потенциальным партнерам, клиентам), или для оформления интеллектуальной собственности. Регулярная маркетинговая деятельность является для руководителей среднего звена хорошим инструментом для управления портфелем проектов.

НИЧ, руководство университета (3-й уровень).

Роль руководителей высшего звена заключается в создании благоприятных организационных и финансовых условий для проведения маркетинговых мероприятий по всей совокупности НИР университета. Задача НИЧ и руководства вуза состоит в том, чтобы мотивировать ученых-исполнителей, руководителей отдельных НИР и подразделений к осуществлению маркетинговых мероприятий.

Основные организационные усилия необходимо направить на то, чтобы маркетинговая деятельность была предусмотрена в процессе выполнения НИР, начиная с самых ранних этапов работы. Необходимо убедить научный коллектив в том, что маркетинг является инструментом структурирования научно-исследовательской деятельности, чтобы эта функция не казалась работникам второстепенной, так как непосредственно не связана с технической стороной НИР.

С целью минимизации стресса, который может вызвать внедрение функции маркетинга в структуре управления НИР, необходимо провести подготовительную работу в организации с учетом трех основных аспектов:

1. Убедить сотрудников университета в необходимости проведения маркетинга НИР. Возможно, для этого потребуется организация дополнительных образовательных мероприятий по повышению уровня знаний ученых в области маркетинга с учетом специфики НИР.

2. Предусмотреть проведение маркетинговых исследований в качестве обязательного этапа выполнения НИР.

3. Обеспечить соответствующую методологическую поддержку исследовательским коллективам в проведении маркетинговых мероприятий.

Одним из важных организационных шагов по внедрению маркетинга в практику управления и планирования НИР является создание системы методологической поддержки во избежание возможных ошибок при реализации маркетинговой деятельности. Роль специалистов по маркетингу и менеджменту заключается в том, чтобы организовать информационное обеспечение, адаптировать, а при необходимости и разрабатывать новые методики маркетинговых исследований с учетом специфики конкретных подразделений и конкретных НИР, оказывать помощь в систематизации и анализе маркетинговой информации.

Одной из основных задач специалистов по маркетингу является систематизация результатов маркетинговой деятельности подразделений и создание единой базы данных университета для дальнейшего использования в стратегическом планировании НИР.


Источники:

1. Developper les marches industriels/ P. Millier. – Paris: Dunod, 1995. – 200 p.
2. Strategie et Marketing de l’Innovation Technologique/ P. Millier. – Paris: Dunod, 1989. – 199 p.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:05