Анализ роли человеческих ресурсов в становлении современной банковской деятельности

Насибян С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из основных проблем современной банковской системы России является недостаточное развитие института подготовки интеллектуально-креативных ресурсов, обеспечивающего формирование конкурентоспособных специалистов в банковской сфере, способных решать управленческие задачи инновационного характера. Это особенно актуально в условиях политической и социальной нестабильности развития российской экономики, не позволяющей банкам эффективно использовать существующие в мировой практике инструменты финансово-кредитной деятельности.

Ключевые слова: банковский бизнес, человеческий капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, банк, финансово-кредитная сфера



Одной из основных проблем современной банковской системы России является недостаточное развитие института подготовки интеллектуально-креативных ресурсов, обеспечивающего формирование конкурентоспособных специалистов в банковской сфере, способных решать управленческие задачи инновационного характера. Это особенно актуально в условиях политической и социальной нестабильности развития российской экономики, не позволяющей банкам эффективно использовать существующие в мировой практике инструменты финансово-кредитной деятельности.

Несмотря на то, что процесс подготовки специалистов для банковской сферы в России сегодня достаточно развит и за последние 10-15 лет потребности российского рынка в квалифицированных специалистах среднего звена, владеющих банковскими инструментами на высоком уровне, удовлетворены практически в полном объеме, испытывается существенный недостаток в квалифицированных руководящих кадрах, которые способны решать управленческие задачи с тем уровнем креативности, который необходим для успешной работы банков в современных экономических условиях России.

Сегодня всем очевидно, что именно интеллектуальный, точнее интеллектуально-креативный капитал является основой, создающей стоимость компании [1]. Компетентность же ее менеджмента определяется качеством стратегического управления «неосязаемыми» человеческими активами организации.

Или как принято их называть в бухгалтерском учете – нематериальными активами, поскольку «материально» владеть способностями человека к созидательной деятельности организация, в том числе и банковская, не может. Отсюда следует, что повышение роли человеческого фактора как одного из ведущих экономических показателей в обеспечение эффективной инновационной деятельности требует значительных инвестиций в подготовку инновационных менеджеров, обладающих стратегическим видением развития экономики и умеющих успешно вести банковский бизнес.

В целях создания финансово-экономических условий роста инновационной активности в экономике распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий». Достижение поставленных целей должно осуществляться на основе интеграции усилий государства и хозяйственно-предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых и мотивационно-стимулирующих механизмов, привлечения российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий. Однако бессмысленно поручать исполнение сложных банковских операций работникам, не обладающим должной квалификацией или недобросовестно относящимся к своим обязанностям.

Очевидно, что уже в ближайшие годы Россия не сможет решать экономические проблемы за счет простого наращивания численности занятых в народном хозяйстве. Все большее значение будут приобретать качественные характеристики человеческого капитала – уровень квалификации, опыта, умений, способность к получению новых, отвечающих современным требованиям знаний на протяжении всей трудовой жизни

Законы Российской Федерации предоставляют банкам возможность проведения широкого спектра операций, но рынок банковских услуг не только на периферии, но даже и в центральных областях России развит недостаточно и зачастую существует лишь декларативно. Каковы же причины? С одной стороны, откровенно слабо развиты экономические отношения между хозяйствующими предпринимательскими структурами, не способствующие формированию у них потребности, а, следовательно, и заинтересованности в технологических новациях коммерческих банков. С другой – низкое качество банковского (особенно инновационного) менеджмента является следствием технической несостоятельности банка в целом.

Внедрение же новых технологий в банках необходимо для завоевания ими конкурентных преимуществ. Побудительной причиной принятия решения об инвестировании денежных средств в разработку или покупку инновации может служить любая из задач, решаемая банком, но только в рамках его стратегического развития, которое определяется креативно мыслящим топ-менеджментом банковской организации. Причем решение задач в одном направлении неизбежно приведет к улучшению в другом. Не все инновации в банковском секторе хороши и не всем банкам по силам их реализация.

Нельзя отвергать, например, вероятность существования опасности, идя, в погоне за клиентурой, на затраты, не соответствующие возможностям банка и уровню предлагаемой инновации.

Для получения прибыли от той или иной инновации необходимо грамотно подойти к определению ценовой политики в сфере предоставляемых услуг. Существует множество вариантов формирования цены.

Но при её определении в любом случае необходимо учитывать не только позиции конкурентов или затраты на реализацию проекта, но, возможно даже в большей степени, запросы потенциальных клиентов, возможность формирования имиджа банка. А это возможно только в том случае, если банк обладает достаточным уровнем интеллектуально-креативных ресурсов, способных принимать стратегически верные управленческие решения. Модернизация банковской системы РФ потребовала разработки программ подготовки инновационных менеджеров для банковских организаций.

Современный менеджмент строится на принципах специализации, стандартизации, планирования и контроля, иерархии, вознаграждения. В период трансформации экономики основной движущей силой развития становится инновационная деятельность, основанная на использовании креативного мышления, на формировании нового вектора творческой энергии. Значимость интеллектуально-креативного ресурса в инновационной деятельности также требует инвестиционных вложений в подготовку высокопрофессиональных менеджеров, обладающих стратегическим видением развития бизнеса и готовых успешно вести его как в известных («стандартных»), новых (модифицированных), так и в нестандартных ситуациях.

Осознавая важность подготовки инновационных менеджеров, Банк России, коммерческие банки начали широкомасштабную переподготовку своих специалистов по программам профессиональной переподготовки факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ «МВА Банки», «Топ-менеджер банка», «Куратор коммерческого банка – банковский менеджер» и др.

Управление созидательным (креативным) потенциалом, направленным на эффективное взаимодействие специалистов банка при решении бизнес-задач, требует специальных программ подготовки лидеров, способных осознанно изменить современную организацию, привести к высоким экономическим результатам. Важной составляющей технологии подготовки лидеров составляют деловые игры, бизнес-тренинги, основанные на технике «провокации», моделировании сценариев проблемных ситуаций и групповом поиске не запрограммированных решений.

Значительную часть программ составляют обсуждение прикладных проектов, разбор конкретных ситуационных задач, разработка курсовых проектов и их публичная презентация. Это дает возможность слушателям не только накопить необходимые знания, но и творчески реализовать их на практике.


Источники:

1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М. : Машиностроение, 2004, 400 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:14:09