Креативность и инновации в деятельности предприятия

Бережнов Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бережнов Г.В. Креативность и инновации в деятельности предприятия // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 4. – С. 54-57.

Аннотация:
Креативную деятельность предприятия можно рассматривать как творческий процесс решения научно-практических проблем. Ее концепция представляет собой отрицание искусственного разделения теории и практики, а также утверждает неразрывность знания и действия, единство знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: инновации, креативность, знания, креативная деятельность предприятия



Креативную деятельность предприятия можно рассматривать как творческий процесс решения научно-практических проблем. Ее концепция представляет собой отрицание искусственного разделения теории и практики, а также утверждает неразрывность знания и действия, единство знаний, умений и навыков.

Креативность, т.е. творческий характер деятельности, является универсальным требованием современной экономики, доминирующим условием развития любого предприятия или вида деятельности.

В информационной экономике креативность проявляется в изменении структуры активов в сторону преобладания нематериальных активов, которые представляют собой компетенции (знания, навыки и умения) работников и интеллектуальный капитал организации (патенты, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, лицензии, условную стоимость репутации и деловых связей фирмы, торговые марки и авторские права).

Самым неосязаемым и невидимым из всех активов (но весьма важным фактором) являются репутация и деловые связи фирмы, поскольку они формально не зафиксированы ни в каком документе, а их коммерческую стоимость трудно определить.

Продукт креативной деятельности представляет собой особое рыночное явление. Его специфика состоит в том, что он задумывается и производится, как правило, при отсутствии такого важного рыночного фактора, как покупательский спрос.

Креативная деятельность, как избирательный творческий поиск, совмещает творческие требования с ориентацией на реальные проблемы предприятия и включает в себя формирование новой модели мышления, нематериальных (интеллектуальных) активов. На этапе формирования производственных, организационно-финансовых и производственно-коммерческих активов креативная деятельность переходит в инновационную.

Управление активами построено на том, что они рассматриваются с логистических позиций, т.е. как поток активов, который можно оценивать как разницу между запасами какого-либо актива в два разных момента времени. Разрывы в активах, т.е. разница между запасами активов, требуемых для реализации стратегии или осуществления крупных изменений в стратегии, и запасами активов, имеющихся в настоящее время, показывают недостающие объемы по каждому типу активов, которые должны быть закрыты.

Продуктивная деятельность невозможна без творческой деятельности, которая включает в себя мотивационно-эмоциональные процессы, способы формализации которых в логическом мышлении и в электронных программах не найдены. И хотя источником креативности являются преимущественно спонтанно-творческие проявления со стороны специалистов организации, но на уровне деятельности предприятия креативная ориентация представляет собой интеллектуальную экспериментальную деятельность, сочетающую систему и бессистемность, порядок и организованный хаос.

Инновационная деятельность предприятия представляет собой взаимосвязь и взаимодействие творчества (креативности) и интеллекта (логического мышления), осуществляемые в процессе инновационной (коммерчески ориентированной) деятельности предприятия.

В процессе инновационной деятельности предприятия, которая представляет собой процесс превращения интеллектуальных продуктов в коммерческую добавленную стоимость за счет реализации новых товаров или услуг, необходимыми элементами являются и творческий продукт, и материальные системы. Этот процесс можно представить в виде следующей логической формулы:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =

= творческая деятельность + интеллектуальная деятельность + материальная деятельность (производство и реализация).

Таким образом, с позиций структуры стратегической деятельности и последовательности действий креативность (творческий элемент) есть предварительное условие инновационной деятельности.

Стратегия, как инструмент инновационной деятельности, является организационно-финансовым процессом, объединяющим принципы инновационной стратегии, стратегического менеджмента, финансовой стратегии и финансового менеджмента. Общие принципы стратегического процесса также включают в себя: анализ и прогноз, формулирование, оценку, осуществление, контроль.

Инновационными принципами такой стратегии являются:

‑ прогнозирование будущего;

‑ идентификация и выбор ключевых бизнес-процессов;

‑ разработка новых процессов;

‑ оценивание текущих процессов и анализ разрывов;

‑ планирование перехода к будущему варианту;

‑ реализация программ изменений.

Инновационная деятельность есть коммерциализация творческих, интеллектуальных и материальных активов предприятия. Поэтому инновационная стратегия должна оцениваться с финансовой точки зрения. Именно этот подход, который соединяет процесс принятия решений, осуществляемый менеджментом, с оценкой финансовых последствий этих решений, называют менеджментом, основанным на управлении стоимостью предприятия.

Одним из базовых элементов инновационной стратегии предприятия является концепция стратегических финансов, смысл которой заключается в установлении непосредственных связей между корпоративной стратегией и финансовым менеджментом. В общем виде принцип совмещения корпоративной стратегии и финансового менеджмента формулируется следующим образом: реальный выбор стратегии развития определяется процессом принятия решений, который осуществляет менеджмент, и оценкой финансовых последствий этих решений.

На практике это выражается в способности предприятия генерировать больше денежных средств, чем требуют поставщики капитала, т.е. когда чистая прибыль после налогообложения в долгосрочной перспективе оказывается выше, чем средневзвешенная стоимость капитала, которую ждут поставщики акционерного и ссудного капитала.

Система управления компанией должна быть ориентирована на получение экономической стоимости, а не прибыли, как это было в традиционной концепции. С введением управления стоимостью акцентируется принцип платности средств, что выражается в необходимости тщательно оценивать стратегию с точки зрения того, какой результат даст каждый конкретный вид инвестиций.

Для организации полноценной инновационной деятельности необходима развернутая финансово-стратегическая оценка основных параметров будущей деятельности. Кроме общих стратегических показателей (объем капитала, т.е. денег, которые предприятие инвестирует в свою хозяйственную деятельность, включая акционерный капитал, стоимость акций и их объем, размер заемного капитала, соотношение акционерного и заемного капитала) необходима стратегическая оценка показателей стоимости капитала.

Критерием отнесения к инновационным формам, методам и инструментам является целевая ориентация на формирование и коммерческое использование активов предприятия. Так, квазифинансовым инструментом обретения предприятием новых активов является принцип бартерной сделки, при которой одна ценность (актив) меняется на другую без денежной оплаты, при этом пропорция такого обмена устанавливается непосредственно обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре (стратегические альянсы). Здесь принципиальным является не финансовый (денежный) фактор, а факт обретения новых активов, не средства, а цель, т.е. наращивание инновационного потенциала предприятия.

Промежуточное положение занимают всевозможные формы обретения активов, где не осуществляется сделки купли-продажи и не происходит смена собственника (лизинг, селинг). Поэтому собственно финансы, как денежные средства, рассматриваются только в качестве одного из инструментов инновационного развития.

Для инновационной деятельности характерны:

‑ хорошо организованная и финансируемая система получения новых знаний и обучения;

‑ ориентация на творческий потенциал личности, группы людей и организации;

‑ развитая инфраструктура получения и усвоения знаний;

‑ постоянное гармоничное наращивание имеющегося потенциала предприятия.

Инновационные предприятия развивают творчество и ориентированы на коммерческий результат. Они имеют общие ценности, децентрализованную структуру, гибкость в творческой импровизации и переоснащении.

Инновационная деятельность предприятия может быть определена как способность извлекать стоимость из инновационного потенциала, т.е. управлять отношениями между человеческим капиталом (способностями и знаниями сотрудников), капиталом клиента (уровнем взаимной интегрированности) и организационным капиталом (знания и культура организации), максимизирующими потенциал организации с целью создания стоимости. Во взаимодействии с материальными активами и информационными технологиями это есть инновационный потенциал организации.

Продолжение следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:00:36