Инновации – эпоха постоянных изменений

Васильев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (76), Апрель 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Затянувшийся экономический кризис в России привел к жизненной необходимости срочного освоения предприятиями современных приемов и способов маркетинга. Сегодня роль маркетинга на предприятии возрастает до ключевой. Можно, впрочем, соглашаться (или не соглашаться) с высказыванием О.С. Виханского: «Менеджмент умер, очередь за маркетингом». Правда, границы в этом «предположении» крайне размыты. Сегодня, чтобы выжить, отечественным предприятиям необходимо осваивать все новые и новые виды товаров и услуг, технологий, более совершенные и эффективные формы бизнеса, заниматься управленческим учетом, бороться за клиента и т.д. Кроме того, важнейшие для маркетологов вопросы ценообразования сегодня невозможно решать без участия бухгалтеров и финансистов.

Ключевые слова: инновации, привлечение клиентов, маркетинг, управление изменениями



Затянувшийся экономический кризис в России привел к жизненной необходимости срочного освоения предприятиями современных приемов и способов маркетинга. Сегодня роль маркетинга на предприятии возрастает до ключевой. Можно, впрочем, соглашаться (или не соглашаться) с высказыванием О.С. Виханского: «Менеджмент умер, очередь за маркетингом». Правда, границы в этом «предположении» крайне размыты. Сегодня, чтобы выжить, отечественным предприятиям необходимо осваивать все новые и новые виды товаров и услуг, технологий, более совершенные и эффективные формы бизнеса, заниматься управленческим учетом, бороться за клиента и т.д. Кроме того, важнейшие для маркетологов вопросы ценообразования сегодня невозможно решать без участия бухгалтеров и финансистов.

Широкая диверсификация товаров и услуг позволяет предприятиям как сохранять старых, так и увеличивать приток новых клиентов. При этом их деятельность подвергается постоянным изменениям. Меняются технологии, формы функционирования, методы конкуренции, системы управления. В то же время велики так называемые «выходные» барьеры. Чтобы перейти на выпуск другого изделия, часто требуется заменить оборудование в соответствии с новым технологическим процессом, а, следовательно, необходимы значительные инвестиции, которые сегодня зачастую недоступны российским предприятиям.

В современной России существует достаточно ограниченный рынок инновационных товаров и услуг, где еще достаточно свободных сегментов, которые «захватываются» иностранными конкурентами. С вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) товарная интервенция по всей вероятности увеличится. Очень медленно и тяжело развивается машиностроение. В 2003 году в России не было изготовлено ни одной автоматической линии. Постоянно появляется информация о потере тех или иных отраслей промышленности.

Производственные отрасли во всем мире, по мнению П. Дойла, разделились на два типа. Первый тип – отрасли традиционного направления, для которых характерны высокая трудоемкость и активное использование сырья и которые стремительно перемещаются в развивающиеся страны. В большинстве своем такие отрасли страдают от проблемы избыточных производственных мощностей, потому что в стремлении завоевать свою долю рынка страны-конкуренты вели агрессивную инвестиционную политику. Результатами становятся падение цен и очень низкая норма возврата инвестиций.

Ко второму типу относятся отрасли, основанные на знаниях и информации. В них расходы на заработную плату, как правило, не превышают 5% общего объема затрат. Здесь-то и скрываются возможности для роста и получения прибыли.

Маркетинг инновационных товаров сегодня выступает в качестве системы современного управления разработкой и сбытом товаров и услуг, прежде всего, на основе интенсивного исследования и прогнозирования рынка, постоянного обновления всех сторон деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Важным этапом деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики является реализация произведенных товаров и услуг.

Инновационные товары и услуги имеют свои особенности. Поэтому, прежде всего, необходимо определить круг инновационных товаров и услуг. Инновации – это изменения. Известный австрийский ученый Й. Шумпетер еще в 1911 году выделил пять типичных изменений:

‑ использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

‑ внедрение продукции с новыми свойствами;

‑ использование нового сырья;

‑ изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

‑ появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 30-е годы ХХ века, он ввел понятие «инновации», которые трактовал как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Часто инновации рассматривают как процесс. Однако термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но, как считают специалисты, не однозначны. Инновационный процесс связан, скорее, с созданием, освоением и распространением инноваций. Подлинная инновация, по мнению многих авторов, – это товар (услуга, концепция, технология), предлагающий новое решение проблемы потребителя и имеющий значительно большую эффективность.

Оригинальное инновационное наблюдение было осуществлено Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах. Он обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как их называют за рубежом, «длинных волн». В течение последних двух столетий каждый новый всплеск экономической активности состоял из трех явно различимых фаз.

На первом этапе компании, специализирующиеся в области новых технологий, будь то железнодорожный транспорт, автомобилестроение или Интернет, получают огромные прибыли, устанавливают новые правила игры на рынке и ведут активную конкурентную борьбу за лидирующие позиции в индустрии на грани монополизма.

На втором этапе рынок становится более зрелым, и прибыли тех компаний, которые смогли устоять на предыдущем этапе, постепенно начинают сокращаться.

На третьем этапе наблюдается резкий спад, после которого внимание инвесторов переключается на некие новые технологии. Таким образом, заканчивается жизненный цикл не только товара, а часто и предприятия, которое не смогло вовремя сориентироваться.

Совершенно очевидно, что сегодня еще рано говорить о том, какие технологии послужат основой для новой инновационной волны. Однако, как и прежде, они будут основаны на результатах, достигнутых в ходе предыдущей волны.

Разнообразные нововведения и связанные с этим переходные процессы, которые некогда приравнивались к стихийным бедствиям (в древнем Китае пожелание «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» являлось проклятием), стали визитной карточкой современной жизни человеческого общества. И этим постоянным изменениям, по-видимому, предстоит стать нормой. Многие люди, как потребители товаров и услуг, так и руководители, и сотрудники фирм, эти товары и услуги производящих, только начинают осознавать, что перемены не просто временное неудобство, но постоянное явление, требующее переоценки и адаптации. Постоянство перемен – это парадокс нашего времени, который требует перестройки всего нашего субъективного опыта с целью его осознания и использования.

Смена приоритетов в деятельности предприятий, вызванная меняющимися технологическими и информационными процессами, влияет на представление о целях и миссии данного предприятия. То, что еще вчера казалось истиной, в новых условиях оказывается только ее частью. При этом изменения часто становятся дезорганизующим фактором работы предприятия. Ведь невозможно осуществлять управление завтрашним предприятием на вчерашних принципах.

Использование изменений и новых возможностей для получения положительных эффектов (денежной прибыли, нового качества продукции, увеличения производительности) становится возможным только после адаптации к «эпохе перемен» с целью устранения неясности этого переходного периода и перехода в новую эпоху постоянных изменений.

Анализ различных теорий показывает: в современных условиях постоянно меняющегося делового мира рыночная ниша, занятая компанией, в лучшем случае является лишь местом временного отдыха. Ее делают непостоянной глобальная всемирная конкуренция, стремительное совершенствование технологий и частые изменения спроса. Успешное предприятие непрерывно эволюционирует с целью поиска улучшений и различий. Таким образом, акцент деятельности компаний сместился с поиска наиболее выгодной рыночной ниши на поиск наиболее выгодного способа передвижения от одной рыночной ниши к другой.

Указанные изменения в организации бизнеса весьма существенны. Это уже не просто надстройка того, что существует. Это системный сдвиг: покой уступает место движению, динамика сменяет статику.

Используя метафору, можно сказать, что для быстрейшего движения в сопротивляющейся конкурентной среде между рыночными нишами в поисках максимальной прибыли фирма должна (в полном соответствии с законами динамики) обладать максимальной движущей силой и минимальной инерцией.

Движущая сила – это максимальное использование каждого из имеющихся ресурсов для достижения множественных целей, что требует постоянного поиска ответов на вопрос: «Для каких еще целей мы можем использовать имеющийся у нас ресурс?». Наиболее ценными в таких условиях становятся людские ресурсы.

Сегодня необходимо ценить сотрудников не только за то, что они делают на своем рабочем месте, но и за их потенциальные возможности и стремление внести свой вклад в работу фирмы. В новых условиях менеджеры стимулируют сотрудников не к точному следованию «опыту» и «привычной практике», а к поиску наилучших способов достижения тех или иных результатов.

Таким образом, сегодня, в условиях системного инновационного сдвига в бизнес-стратегиях и усиления роли не только специальной, но и психологической подготовки человека в организации, необходимо по-новому подойти к процессу обучения сотрудников.

В наши дни уже нельзя заведомо предполагать, что будешь заниматься одним делом всю жизнь. Как правило, в условиях постоянных инноваций происходит переквалификация работников, освоение ими новых профессий. Естественно, здесь имеет место и стремление к изучению новых технологий, поэтому необходимы эффективные способы и подходы, позволяющие помочь людям обновлять имеющиеся знания, навыки и умения и приобретать новые.

Людям, как показывает практика, необходимо помочь приспособиться к изменению обстановки, прежде всего, в отношении их собственного поведения и поведения коллег. Там, где эти проблемы успешно решаются, возникает совершенно иное отношение к работе. Современным специалистам, работающим на различных уровнях, необходимо помочь изменить мнение о том, что представляет собой их работа и что означает установка «выполняй свою работу хорошо»...


Источники:

1. Кулишер И.М. История русского народного хозяйства / Под ред. д.э.н., профессора М.Г. Покидченко, к.э.н., доцента Е.Н. Калмычковой. – Серия «Российская экономическая мысль». – Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, ИМЭМО РАН. – М.: Наука, 2004. – С. 680.
2. Шестун Е. Православная педагогика. – М.: Право славная педагогика, 2001. – С. 22.
3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1. – М.: Мысль, 1993. – С. 48.
4. Хансен Э. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.II. Экономические циклы и национальный доход. Ч.III - IV /. Сост.: А.Г. Худокормов. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. – С. 126.
5. Булатов А.С. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. № 1. – С. 76. 6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – СПб., 1912. – С. 41.
7. Пороховский А.А. Глобальная составляющая национального развития // Философия хозяйства. – Альманах Центра общественных наук и экономического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. – М.: ТЕИС, 2004. № 3 (33) (май-июнь). – С. 20.
8. Развитие механизмов финансирования в инновационной сфере // Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 25). – М.: ИЭПП, 2004. – С. 276 – 277.
9. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки результативности госполитики. – Институт комплексных стратегических исследований. – М.: ТЕИС, 2004. – С. 36-37.
10. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – С. 281.
11. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. – СПб.: Издательство С.- Пб. Университета, 2003. – С. 239 – 241.
12. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века / Отв. ред. член-корр. РАН С.М. Рогов. – Институт США и Канады РАН. – М.: АНКИЛ, 2001. – С. 80 – 82.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:19