Стратегия совершенствования подготовки специалистов МВА
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (75), Март 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современный этап хозяйственной жизни с его глобализацией производства, капитала, рынка труда, потребления, информационных каналов и ускорением научно-технического прогресса совершенно изменил подход к знаниям и компетенциям, необходимым менеджерам и лидерам.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, компетенции менеджера, лидерство, образование, управление знаниями, знания
Современный этап хозяйственной жизни с его глобализацией производства, капитала, рынка труда, потребления, информационных каналов и ускорением научно-технического прогресса совершенно изменил подход к знаниям и компетенциям, необходимым менеджерам и лидерам.
Как утверждают К. Нордстрем и Й. Риддерстрале: «Главная роль лидеров везде и всегда – это привносить элементы хаоса туда, где царит порядок... Лидеры должны заставлять людей отбрасывать традиционный образ мышления и подходы прошлого и разрушать сегодняшние источники прибыли для того, чтобы создать новые… Лидеры – создатели хаоса в такой же мере, в какой они и гаранты порядка. Поддерживать жизнь организации, обеспечивая в ней сосуществование порядка и хаоса, и есть работа для настоящих лидеров». [1]
При всей парадоксальности такого утверждения оно отражает главную черту современного менеджмента: инновации ‑ есть способ существования конкурентоспособной организации.
Исключительно доходная инновационная модель развития вызвала спрос на труд, способный продуцировать инновации или имитировать их на своем производстве, осваивать имеющиеся достижения научно-технического прогресса (НТП). Безусловно, все эти процессы вызвали последующий спрос на высококвалифицированные образовательные услуги. Более того, поскольку НТП стал наращивать темпы и постоянно выбрасывать на рынок новую продукцию и новые подходы к ее изготовлению, потребность в повышении квалификации стала постоянным спутником каждого индивида, работающего в рамках инновационной модели.
Знания, полученные когда-то отдельным работником, даже если они и были первоклассными, не могут гарантировать ему постоянной востребованности на рынке. Старые знания обобщают лишь достижения прошлых лет НТП. Для адаптации к его новым шагам накопленного квалификационного потенциала оказывается недостаточно. К тому же современный НТП ускорил процесс устаревания знаний: в наиболее наукоемких отраслях период их «полураспада» составляет менее 2,5 лет. [2] Хозяйственные реалии сегодняшнего дня требуют уже новых знаний и умений. Натиск меняющихся новаций со стороны непрерывно продвигающегося НТП вызвал необходимость периодического обновления квалификационной подготовки работника.
Новые веяния в бизнесе неизбежно формируют потребность в дополнительных знаниях его успешной организации. Бизнес начинает предъявлять спрос на образовательные услуги, обеспечивающие ему высококвалифицированные управленческие кадры, соответствующие новым требованиям рынка. По мере нарастания процесса производственных новаций, происходит и разрастание новых управленческих подходов, найденных и апробированных в передовых хозяйственных структурах. Растет и потребность в их использовании.
Инновации становятся необходимым элементом бизнес-образования, что остро ставит вопрос о его стратегии в целом и подготовке специалистов квалификации МВА в частности.
Стратегия бизнес-образования определяется воздействием внешней среды, которая диктует миссию и цель этой отрасли и затем оказывает непосредственное воздействие на выбор путей достижения этих целей. Несомненно, важную роль играет и внутренняя среда организаций, осуществляющих подготовку МВА (ресурсы, организационная структура, коммуникации, корпоративная культура). Ее воздействие более регулируемо, нежели воздействие внешней среды, однако имеет свои ограничения, что вынуждает использовать метод SWOT-анализа как необходимый этап определения стратегии подготовки специалистов МВА.
Настоятельная необходимость разработки стратегии подготовки МВА определяется, с одной стороны, возрастающей потребностью государственного и частного секторов народного хозяйства в специалистах высшей квалификации, владеющих всеми современными инструментами управления, с другой стороны – недостаточно четким (по сравнению со странами Запада) пониманием какой уровень квалификации необходим в реальных условиях российского менеджмента.
Опыт показывает, что менеджеры, получившие самое высокое образование в западных бизнес-школах, не могут в полной мере воспользоваться им в России в силу специфики современного этапа функционирования отечественного капитала.
Немаловажным является то обстоятельство, что средний уровень квалификации миддл-менеджмента на российских предприятиях достаточно низок. Это серьезно тормозит внедрение инициатив, идущих от «продвинутых» топ-менеджеров. Анкетирование, целью которого было выяснение направления совершенствования мотивации персонала, проведенное на одном из крупных мебельных предприятий, показало, что лишь 10% опрошенных оценивали свою зарплату как немотивирующую. [3] 87% опрошенных назвали в качестве главного фактора совершенствования мотивации повышение уровня информированности, привлечение коллектива к решению насущных тактических и стратегических задач, участие в разработке перспектив развития предприятия и коллектива.
Любопытна была оценка этих итогов директором фабрики. Он сказал, что ему значительно проще решить вопрос с повышением заработной платы, чем убедить начальников цехов в необходимости осуществления требуемых мер.
Обобщение материала выпускных работ слушателей программ МВА, посвященных совершенствованию управления организациями, показывает, что менеджеры среднего звена, не прошедшие повышение квалификации, с огромным трудом воспринимают современные веяния в управлении, касающиеся, в частности, новых методов управления человеческими ресурсами. Тем самым подчеркивается очевидная актуальность разработки стратегии бизнес-образования для удовлетворения потребности в управленческих кадрах требуемого профессионального и квалификационного уровня с учетом всех вышеизложенных особенностей.
Как всякая стратегия, стратегия подготовки специалистов МВА включает в себя формирование цели, осуществления SWOT-анализа, подбор и оценку альтернатив и принятие решений.
Цели бизнес-образования определяются тем, что управленческий труд включает в себя два блока взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций:
‑ блок координации, обеспечивающий стабильность функционирования фирмы и наилучшее использование наличных ресурсов. Этот блок называют функциональным;
‑ блок развития, ответственный за поиск новых направлений работы фирмы, нацеленных на повышение ее конкурентоспособности и лучшей адаптации к меняющимся рыночным условиям. Участниками этого блока являются руководители высшего звена. Это направление получило название дженералистского.
Оба этих блока управленческого труда требуют определенных знаний и навыков. Усложнение хозяйственной жизни, ужесточение конкуренции требуют совершенствования знаний и навыков по каждому из этих направлений: как по функциональному, так и по дженералистскому. Поэтому в спросе на образовательные услуги можно выделить два сегмента (рис. 1).
‑ спрос на программы обучения функционального менеджера-координатора;
‑ спрос на программы дженералистского направления
Поскольку стратегические цели бизнес-образования являются отражением требований спроса на его услуги, они выглядят следующим образом:
1. Передача знаний, связанная с предоставлением объема общих знаний, необходимых для ведения современного бизнеса.
2. Выработка умений ведения бизнеса. Это направление призвано привить навыки использования уже апробированных методов менеджмента, в короткое для обучения время отработать всевозможные проблемные ситуации (сценарии развития), с которыми обычно сталкивается фирма.
Такое направление бизнеса-образования на основе использования компьютерных технологий позволяет моментально показать конечный эффект намеченных действий и зафиксировать оптимальный выбор. Спрос на подобный качественный аспект бизнес-образования поддерживается тем, что именно оно способно обеспечить задел на долгие годы для формирования успешного менеджмента на фирме.
3. Формирование новых личностных качеств, необходимых для успешного предпринимателя и эффективного менеджера. Это относится к овладению приемами деловой этики, психологическими основами руководства коллективом, знакомству с культурой переговорного процесса и т.д. Культурной и психологической компоненте успехов в бизнесе сегодня уделяется все большее внимание.
4. Облегчение и расширение возможностей самостоятельных нестандартных решений в управлении производством. Это наиболее трудная задача, т.к. она предполагает не только адаптацию известных достижений теории и навыков хозяйствования применительно к своей фирме в конкретной ситуации. Она ориентирует на работу в неизвестных условиях и строится на обдумывании стратегических альтернатив будущего развития и механизмов его формирования.
В зависимости от принятой новой стратегии менеджмент определяет тактику действий, очередность проведения мероприятий и выбирает инструменты стратегической политики.
[1] К. Нордстрем, Й.Риддерстрале. Бизнес в стиле «фанк». Капитал пляшет под дудку таланта //Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. - С. 210.
[2] Бизнес-образование в системе непрерывного образования: Материалы научно-практической конференции от 18-19 марта 2004 года. – Спб.: Питер, 2005. -С. 78.
[3] Мебельная фабрика расположена в провинции и уровень зарплаты на ней – самый высокий в области.
Источники:
экономики в Санкт-Петербурге, 2002. - С. 210.
2 Бизнес-образование в системе непрерывного образования: Материалы научно-практической конференции от 18-19 марта 2004 года. – Спб.: Питер, 2005. - С. 78.
3 Мебельная фабрика расположена в провинции и уровень зарплаты на ней – самый высокий в области.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:55:38