Региональные программы развития: социально-экономический аспект
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (74), Февраль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Не только отечественный, но и мировой опыт показывает, что все, в том числе и экономические проекты развития регионов, обречены на провал (в лучшем случае, не сразу, а спустя два-три десятилетия), если в них в качестве главной цели не доминирует программа культурного развития региона. При этом основной социально-экономической проблемой является поиск компромисса между его промышленно-экономическим потенциалом и историко-культурными традициями. Сегодня этот вопрос особенно актуален для регионов Крайнего Севера. Вот почему исключительно важным становится развитие национальной культуры коренных северных народов. Для этого требуется качественная перестройка системы развития и сохранения их исторического и культурного наследия при непрерывной (причем, предусмотренной российским законодательством!) финансовой поддержке со стороны государства.
Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, государственная поддержка, культурное развитие, социокультурные отношения
Не только отечественный, но и мировой опыт показывает, что все, в том числе и экономические проекты развития регионов, обречены на провал (в лучшем случае, не сразу, а спустя два-три десятилетия), если в них в качестве главной цели не доминирует программа культурного развития региона. При этом основной социально-экономической проблемой является поиск компромисса между его промышленно-экономическим потенциалом и историко-культурными традициями. Сегодня этот вопрос особенно актуален для регионов Крайнего Севера. Вот почему исключительно важным становится развитие национальной культуры коренных северных народов. Для этого требуется качественная перестройка системы развития и сохранения их исторического и культурного наследия при непрерывной (причем, предусмотренной российским законодательством!) финансовой поддержке со стороны государства.
Финансовое содействие сохранению и развитию историко-культурного наследия коренных народов Севера может включать в себя следующие компоненты:
‑ целенаправленную (под определенные программы) помощь со стороны федерального правительства, а иногда и со стороны зарубежных стран;
‑ сдачу угодий в аренду нефтедобывающим компаниям;
‑ собственные коммерческие мероприятия;
‑ различного рода пожертвования;
‑ доходы от туристического бизнеса;
‑ изготовление и продажу различных изделий народного промысла для туристов;
‑ целевые экономические программы для решения проблем занятости коренного населения.
Для развития системы финансирования социальной сферы целесообразно установить не только гарантированные объемы, но и фиксированные источники средств ее обеспечения, чтобы окончательно покончить с остаточным принципом к их выделению и гарантировать финансирование социальных объектов в условиях нестабильности отечественной экономики.
Основные положения реализации социальной политики могут быть представлены в виде решения следующих задач:
1. Рационального выбора приоритетов и первоочередных мероприятий, обеспечения минимума необходимой финансовой поддержки социально значимых процессов и наиболее перспективных нововведений.
В большинстве случаев приоритетными могут оказаться наименее капиталоемкие, но крайне необходимые для решения общей задачи мероприятия, в частности, связанные с научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими работами;
2. Активного формирования и выявления дополнительных источников финансирования социальной сферы.
Основным источником финансирования социальной сферы должны остаться бюджетные средства, которые, прежде всего, должны постепенно приближаться к уровню, предусмотренному законодательством:
‑ по культуре ‑ не менее 6% местного бюджета;
‑ по образованию ‑ не менее 10% национального дохода;
‑ по медицине ‑ за счет средств, получаемых от страховых взносов в размере 3,6% начислений оплаты труда.
Помимо страховой медицины предполагается сохранение государственной системы финансирования отдельных направлений здравоохранения. Однако в современных условиях некоторым элементам социальной сферы, например, сфере культуры, оказывается более реалистичным рассчитывать на приток бюджетных ассигнований из ведомственных источников и благотворительных поступлений от частного сектора и меценатов;
3. Развитие платных услуг.
Одновременно с бюджетными ассигнованиями муниципальных объектов и дотациями ведомств необходимо повысить роль платных услуг учреждений социальной сферы и их коммерческой деятельности. Однако попытки полной коммерциализации в учреждениях культуры нередко приводят к отказу от «культуры» в пользу так называемых сопутствующих коммерческих услуг. Поэтому как бы ни была заманчива коммерциализация социальной сферы, должен быть найден компромисс между источниками финансирования ее деятельности;
4. Совершенствование ценовой политики платных учреждений социальной сферы.
В принципе учреждения культуры должны быть платными, и цены на услуги должны устанавливать сами учреждения. Однако, в каждом учреждении должны быть внутренние (расчетные) ограничения, чтобы не потерять неплатежеспособную часть посетителей. Кроме того, платные услуги не должны быть единственным источником доходов;
5. Разработка и осуществление целенаправленной налоговой политики, направленной на создание режима наибольшего благоприятствования для социальной сферы.
Для предприятий, финансирующих культуру, должны быть увеличены льготы по налогообложению. Снижение доли необлагаемой прибыли предприятий, направляющих средства на культуру, предусмотренные законодательством, должно быть сохранено на местном уровне хотя бы на ближайшие 5-7 лет;
6. Поддержание стабильности бюджетного финансирования.
Объем средств, выделяемых из бюджета, не должен быть ниже уровня, достигнутого в 1991 г., скорректированного на индекс удорожания зарплат. Бюджетная система должна играть ведущую роль в социальной сфере. За счет этих средств все население должно обеспечиваться гарантированным государством «минимумом услуг». В денежном выражении гарантированный минимум может быть установлен на уровне минимальных текущих затрат в учреждениях социальной сферы
Остановимся более детально на подходах к решению указанных социальных задач в контексте тенденций экономического развития Ненецкого автономного округа. Освоение новых месторождений, строительство систем транспортирования нефти здесь планируется производить в основном вахтовым методом. В качестве базовых поселений вахтовиков используются Нарьян-Мар, а также друге населенные пункты Ненецкого автономного округа и, возможно, Архангельской области и Коми. Это означает, что потребуется, так называемое, вахтовое жилье, а также различные сборочно-комплектовочные площадки для размещения ремонтных и производственных баз. Как следствие, это потребует расширения социальной сферы ‑ образования, здравоохранения и т.п.
Концептуальными положениями развития инфраструктуры Ненецкого автономного округа в настоящее время являются следующие:
1) в качестве жилья для вахтовиков (при отдыхе в базовых населенных пунктах) должны использоваться благоустроенные, с современным набором элементов инженерной инфраструктуры дома гостиничного типа. Естественно, значительная часть указанных площадей перейдет после завершения строительных работ в жилой фонд округа;
2) опережающими темпами должно развиваться строительство объектов инженерной инфраструктуры, существенно отстающей сегодня от современных требований и норм - систем водоснабжения, отопления, канализации, телефонизации и др. Указанные объекты являются весьма дорогостоящими и трудоемкими, что следует учесть при организации финансирования и планировании работ. В максимальной степени для нужд округа должны использоваться все элементы инфраструктуры нефтегазового комплекса ‑ дороги, связь и т.д.
В связи с целесообразностью рассмотрения конкурирующих с Нарьян-Маром и поселками Ненецкого автономного округа вариантов организации базовых поселков вне территории Ненецкого автономного округа (Ухта, Печора и др.) предлагается рассмотреть схемы, предполагающие часть капитальных вложений направить в социальное развитие указанных территорий. В этом случае общий объем капитальных вложений в социальное развитие Ненецкого автономного округа, как показывают прогнозные расчеты, можно определить в интервале 13-19 млрд. руб. Сюда войдут:
‑ жилищное строительство ‑ 2,5-3,0 млрд. руб.;
‑ объекты социально-культурного строительства ‑ 0,5-1,0 млрд. руб.;
‑ объекты инфраструктуры (ЛЭП, дороги, водоснабжение и канализация, газификация и др.) – 10-15 млрд. руб.
В заключение поясним роль природных богатств Ненецкого автономного округа в экономике России, обусловливающую необходимость осуществления указанных значительных капитальных затрат в модернизацию жилой, социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов округа в целях их дальнейшей разработки.
После развала Союза и перехода к рыночной экономике резко изменившаяся геополитическая ситуация привела к качественному и количественному нарушению минерально-сырьевого баланса России. В этой связи резко возросла роль экономического освоения арктических недр с крупными и уникальными месторождениями платиновых металлов, меди, никеля, олова, алмазов, апатитов, нефти, газа, редких металлов, а также других видов минерального сырья.
При этом доля природных богатств Арктики так велика, что без их использования наша страна не сможет успешно существовать и развиваться. Арктические территории и акватории в общем балансе земель России занимают не более 30%, но на них размещено 70-90 % ее сырьевых прогнозных запасов.
Совершенно очевидно, что все долгосрочные прогнозы развития России, а в ряде случаев и мира (никель, алмазы, платиновые металлы, нефть и газ) связаны с перспективами промышленного освоения сырьевых ресурсов Арктики. Представляется, что пройдет время, и в арктических условиях окажутся рентабельными средние и даже мелкие компактные месторождения. Это и определяет необходимость комплексного социально-экономического развития северных территорий.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:53