Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (73), Январь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гриценко С.И. Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 73-78.
Аннотация:
Термин «инновация» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на применении новых материалов и компонентов, введении новых процессов, открытии новых рынков, введении новых организационных форм. К приоритетным стратегическим объектам инновационной деятельности в Украине на 2003-2013 годы отнесены транспортные системы, важнейшим логистическим элементом которых является железнодорожный транспорт.
Ключевые слова: логистика, инновации, инновационная деятельность, транспорт, Украина, железнодорожный транспорт
Термин «инновация» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на применении новых материалов и компонентов, введении новых процессов, открытии новых рынков, введении новых организационных форм [1, с. 4]. К приоритетным стратегическим объектам инновационной деятельности в Украине на 2003-2013 годы отнесены транспортные системы [2, 3 с. 4,], важнейшим логистическим элементом которых является железнодорожный транспорт.
Миссией Донецкой железной дороги является усиление позиций на рынке транспортных услуг за счет наращивания существующего потенциала и обеспечения надежного и качественного обслуживания, соответствующего требованиям заказчиков. Данная миссия обусловила выбор стратегии инноваций с целью сосредоточения усилий железнодорожного транспорта на поиске и внедрении передовых технологий, новейшего технического оснащения, информатизации и автоматизации всех технологических процессов и комплекса самых различных инновационных форм и структур.
Существующая динамика развития структуры полных издержек актуализирует ускоренное формирование ведущих центров затрат в логистических процессах и относительное снижение доли производственных затрат. Это вызвано: а) необходимостью повышения уровня сервиса; б) процессами глобализации; в) инновационно-инвестиционным характером финансирования [4, с.169].
Если целью логистики является доставка нужному клиенту нужных товаров в нужное место и с приемлемыми затратами, то продуктом логистики является надежный и качественный сервис транспортного обслуживания.
Проблемам развития логистических инноваций в области управления объектами и процессами посвящены научные работы [5, 6, 7]. Многоплановость логистических инноваций в сфере железнодорожного транспорта раскрывают публикации [8]. Создание и реализация инноваций с «логистическим аспектом» генерирует стратегический мультипликативный эффект развития железнодорожного транспорта Украины.
Логистические центры на сети железных дорог Украины.
С начала XXI века на украинских железных дорогах проводится интенсивная работа по созданию логистических центров интермодальных перевозок. Логистические центры ‑ это организационно-предпринимательские структуры с наиболее прогрессивными способами предоставления грузоотправителю полного комплекса транспортных услуг. Одним из наиболее современных и технически оснащенных является логистический центр интермодальных перевозок на базе Украинского государственного центра транспортного сервиса (УГЦТС) «Лиски». Предприятие располагает надежными и стабильными договорными отношениями с ведущими экспедиторскими организациями СНГ и Европы, что позволяет осуществлять комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание по территории стран СНГ, Балтии, Европы и Азии.
Программой развития логистических центров интермодальных перевозок предусмотрено создание сети логистических центров в местах зарождения мощных грузопотоков, а также в крупных транспортных узлах в зоне тяготения Международных транспортных коридоров (Донецкая ж.д. – Луганск; Приднепровская ж.д. – Днепропетровск, Запорожье; Юго-Западная ж.д. – Киев-Лиски; Львовская ж.д. – Чоп; Южная ж.д. – Харьков-Краснозаводской; Одесская ж.д. – Усатово).
Логистические центры интермодальных перевозок будут предоставлять грузоотправителю полный комплекс транспортно-экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, декларирование груза, доставка груза «от дверей до дверей», доставка груза «точно в срок», обеспечение сохранности груза, страхование груза и т.д.) и обеспечивать эффективное взаимодействие различных видов транспорта ‑ железнодорожного, автомобильного и водного.
Информационные технологии.
Важная роль в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта, его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг отводится современным информационным технологиям, средствам связи и вычислительной технике. Проведение информационно-технологической реформы отрасли базируется на реорганизации всего комплекса деятельности железнодорожного транспорта, широком использовании информационных технологий, создании автоматизированных управляющих систем, повышающих эффективность функционирования производственных, экономических, финансовых и социальных структур.
На данном этапе уже внедрены и эксплуатируются на железных дорогах Украины:
‑ автоматизированная система оперативного управления грузовыми перевозками (АСОУП);
‑ автоматизированная система управления работой сортировочных станций (АСУСС);
‑ автоматизированное рабочее место (АРМ) «ПогранТЕК» для автоматизации работы пограничных и припортовых станций;
‑ новый аппаратно-программный комплекс управления сортировочной станцией на базе современных протоколов обмена информацией;
‑ автоматизированная система полномерного учета вагонов и контейнерного парка;
‑ корпоративная электронная почта, система Интранет Укрзализныци с доступом к системе Интернет.
Подготовлена и утверждена 1-я очередь программы усовершенствования информатизации железнодорожного транспорта Украины. Программой предусматривается внедрение автоматизированной системы оперативного управления грузовыми перевозками, которые включают в себя:
‑ подсистему оперативного учета операций с грузовыми отправлениями;
‑ подсистему учета и обработки заявок на перевозку;
‑ подсистему контроля состояния расчетов с клиентами;
‑ подсистему ведения актово-претензионной работы.
В настоящее время внедряется подсистема оперативной обработки перевозочных документов и контроля над состоянием расчетов с клиентами на всех основных грузовых станциях.
Проводятся подготовительные работы по внедрению автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров. Создан макетный образец автоматизированной системы управления грузовыми перевозками «Укрзализныца» (АСК ВП УЗ), который станет основным информационным уровнем, включающим в себя все подсистемы, связанные с обеспечением, организацией и непосредственно перевозкой грузов.
Ускоренные контейнерные поезда.
Одним из приоритетных направлений в своей деятельности «Укрзализныца» определила развитие комбинированных и контейнерных перевозок, организацию контейнерных поездов и поездов комбинированного транспорта, привлечение к перевозке грузов транзитом через Украину. В направлении международных транспортных коридоров сегодня уже курсируют контейнерные поезда по четырем маршрутам: Будапешт-Москва, Николаев-Москва, Одесса-Москва, Николаев ‑ Средняя Азия. Контейнерный поезд «Чардаш» курсирует с 1998 года; за истекший период отправлено более двухсот таких поездов.Перевозка контейнеров в составе ускоренных контейнерных поездов позволяет доставлять грузы за 1,5-2 суток вместо 6-7 суток при следовании их одиночными вагонами в составе обычных поездов. Разработаны необходимые организационно-технические и тарифные условия для транзитных перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах из стран Азии в страны Европы, в том числе с участием Транссибирской магистрали.
Железными дорогами Украины, Беларуси, Литвы, Польши, морскими портами городов Одесса, Ильичевск, Гданьск, Клайпеда и экспедиторами проведена работа по организации контейнерных и контрейлерных поездов в направлении международного транспортного коридора «Черное море ‑ Балтийское море». Разработаны графики и согласованы сквозные тарифы с учетом грузопереработки в портах. «Укрзализныцей» совместно с Министерством транспорта и связи Украины проводится работа по организации курсирования контейнерного поезда по маршруту Ильичевск (Одесса) ‑ Санкт-Петербург. «Укрзализныца» предоставляет наиболее конкурентоспособные тарифные ставки на перевозку грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:00