Использование франчайзинга в торговле
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В условиях рынка торговые предприятия вынуждены устанавливать принципиально новые отношения как с партнёрами, так и с контрагентами. Мировая практика доказала, что одним из эффективнейших способов развития бизнеса (и, в первую очередь, торгового) для организаций, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. С другой стороны, это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена или даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом, что весьма актуально для торговли, главным образом, розничной.
Ключевые слова: торговля, бизнес, франчайзинг, торговые предприятия, франчай
В условиях рынка торговые предприятия вынуждены устанавливать принципиально новые отношения как с партнёрами, так и с контрагентами. Мировая практика доказала, что одним из эффективнейших способов развития бизнеса (и, в первую очередь, торгового) для организаций, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. С другой стороны, это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена или даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом, что весьма актуально для торговли, главным образом, розничной.
Для многих торговых организаций франчайзинг ‑ это способ развития своего бизнеса и успешного «захвата» территорий. Для предпринимателей это один из способов стать владельцем бизнеса. На таких растущих рынках, как Россия, эта форма хозяйственной интеграции является самым быстрым и малозатратным способом экстенсивного развития торговых организаций, с одной стороны, и обучения предпринимателей использованию принятых стандартов на практике, которые необходимы, чтобы вести прибыльный торговый бизнес, с другой.
Система предоставления крупной компанией (франчайзером) права выступать под своей торговой маркой малой компании (франчайзи), оказывается взаимовыгодной для двух сторон по нескольким причинам. Для первой, это, прежде всего, эффективное оружие роста, не требующее вложений средств. Вторым преимуществом франчайзинговой сбытовой цепочки (или сети) является большая мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым предприятием ‑ не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией «выживания» бизнеса.
Таким образом, использование принципов франчайзинга в торговле позволяет:
‑ значительно расширить рынки сбыта товаров и услуг, и увеличить степень контроля на рынке;
‑ достигать более широкого охвата и более глубокого проникновения на территориальные рынки.
Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Учитывая, что франчайзи более точно знает конъюнктуру и особенности местного рынка, франчайзер (торговая организация) существенно сокращает свои коммерческие риски. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке.
Франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Он работает под соответствующим торговым знаком, тем самым, обеспечивая рост его стоимости, рекламируя как франчайзера, так и его товары, и процедуры обслуживания. Это дает возможность:
‑ достигать больших размеров экономии от масштаба и опыта. Каждая отдельная торговая организация – франчайзер ‑ получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой даже у крупной торговой организации – франчайзера ‑ никогда не хватило бы денег;
‑ достигать более высоких значений и темпов роста объемов товарооборота (продаж). Для потребителя франчайзинг открывает широкие возможности больше узнать о товаре и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг;
‑ осуществлять продажу товаров и услуг на удаленных территориях и проводить территориальный раздел рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи;
‑ достигать экономии постоянных издержек, обусловленной отсутствием необходимости создания региональной сети собственных торговых организаций. Действительно, организация филиалов, собственных торговых предприятий требует значительных финансовых вложений. В то время как франчайзинг позволяет сэкономить денежные средства путем привлечения капитала франчайзи. Основным вкладом франчайзера здесь становится торговая марка, ноу-хау, технологии. Затраты же на непосредственную организацию торгово-технологических процессов лежат на франчайзи, в том числе, расходы на содержание аппарата управления, помещения и т.д.;
‑ сэкономить дополнительные средства на формировании материально-технической базы (торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности;
‑ экономить на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи.
‑ обеспечивать наличие высокой экономической мотивации партнеров по совместной деятельности. Заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе, определенным образом гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительных доходов;
‑ создавать дополнительный источник дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации, а также от используемых коммерческих технологий, ноу-хау;
‑ получать дополнительные доходы при низких рисках потери собственного капитала, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования;
‑ франчайзеру сконцентрировать большие усилия на самом товаре, совершенствовании технологических процессов.
Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзера.
Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Предоставление данного вида услуг всеми работающими франчайзи ежемесячно оплачивается. Часть этих денег идет на поддержку франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).
Однако, у франчайзинга есть и серьёзные изъяны… но об этом в следующем номере журнала.
Окончание следует
Страница обновлена: 27.09.2024 в 19:50:28