Сущность и структура неформальной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Закиров А. Сущность и структура неформальной экономики // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 10. – С. 101-106.
Аннотация:
Процессы и явления, деформировавшие систему социально-экономических отношений в Советском Союзе и стимулировавшие неформальные экономические отношения, вызывались самой системой и формировались параллельно с этапами ее становления, на каждом из которых требовалось свое определение данных явлений. В советской системе противостоящие ей экономические отношения, даже если они способствовали ее укреплению и развитию (как это было, например, с использованием идеологически осуждаемых товарно-денежных отношений), трактовались как хозяйственные преступления.
Ключевые слова: Россия, теневая экономика, неформальная экономика
Процессы и явления, деформировавшие систему социально-экономических отношений в Советском Союзеи стимулировавшие неформальные экономические отношения, вызывались самой системой и формировались параллельно с этапами ее становления, на каждом из которых требовалось свое определение данных явлений. В советской системе противостоящие ей экономические отношения, даже если они способствовали ее укреплению и развитию (как это было, например, с использованием идеологически осуждаемых товарно-денежных отношений), трактовались как хозяйственные преступления. В годы перестройки появилось понятие «нетрудовые доходы», полученные в индивидуальном или семейном хозяйстве. Как правило, речь шла о специализации личного подсобного хозяйства сельских и городских жителей. Развитие отношений, деформировавших неустойчивое советское хозяйство времен перестройки, быстро вышло за пределы того, что можно было называть «нетрудовыми доходами». Более того, гласность и обнародование многих негативных процессов и явлений, которые ранее открыто не назывались, вызвали необходимость в трактовании новых понятий. Таковым, в частности, явилось и понятие «теневая экономика». Между тем, до сих пор оно не только не разъясняет сути экономических отношений, но и вуалирует ряд процессов, смешивая разнородные явления, например, называя «теневыми» и легитимные, и криминальные явления. В его рамках личностные и общественные экономические отношения рассматриваются как однородные, что является ошибочным. В современных условиях наиболее точно определяет отношения, отличные от формально прокламируемых, понятие «неформальные экономические отношения». Во-первых, этим понятием охватываются как негативные, так и позитивные неформальные экономические отношения. Во-вторых, его использование позволяет отойти от чисто правового взгляда на определяемое им явление, в то время как теневые отношения ассоциируются с чем-то нелегальным, нелегитимным и т.п. В-третьих, понятие «неформальные экономические отношения» выступает в качестве важной составляющей хозяйственной системы современной России. Сложность выявления экономического содержания неформальных отношений определяется его многоплановостью и неоднозначным характером. Здесь нужно учитывать правовое восприятие неформальных, или, как часто пишется и говорится, «теневых отношений». Правовой аспект в данном контексте не случаен, поскольку само понятие «неформальные экономические отношения» в определенном смысле «подталкивает» к юридической оценке этого явления. Отсюда неформальная экономика часто ограничивается, во-первых, только системой экономических отношений, функционирующих вне правового поля государства. Во-вторых, в основе неформальных экономических отношений видятся действия предпринимателя специфического типа, склонного в силу своей деловой природы к неформальному экономическому мышлению и поведению. В-третьих, неформальными экономическими отношениями, справедливо увязанными с экономической безопасностью страны, как правило, называется целый комплекс противоправных действий, выходящих далеко за пределы чисто экономических отношений. В-четвертых, экономическая основа неформальных отношений подменяется фиксацией не самой экономической сущности явления, а его внешними проявлениями и даже восприятиями. Это относится к пониманию содержания неформальной экономики через такое понятие, как, например, «фиктивная экономика». В-пятых, предпринимаются попытки выявить криминальную составляющую в содержании неформальных экономических отношений. В то же время, исключение криминального подтекста из неформальной экономики делает ее границы более определенными. Нужно также учитывать тот факт, что современный анализ неформальных отношений оказался, прежде всего, связанным с социологическими методами исследования, которые многое открыли и объяснили в неформальных отношениях, но отчасти и завуалировали их экономическое содержание. С одной стороны, эти методы оказались направленными в основном на выявление и описание как можно большего числа видов неформальных отношений и охват ими различных слоев общества, что само по себе чрезвычайно важно, но явно недостаточно, чтобы вскрыть их суть. С другой стороны, социологические методы оказались наиболее доступным способом выявления неформальных экономических отношений. Но в то же время, методики исследования, в основном разработанные и апробированные на Западе, оказались не всегда пригодными для использования в российских условиях. Наконец, при выявлении экономической основы неформальных отношений исследователи сталкиваются с навязыванием определенной идеологии и в обществе, и в методологии обществоведческих исследований. Такое навязывание было всегда. Достаточно вспомнить «развитой социализм» и поток экономической, правовой, философской и иной социальной литературы, выплеснувшейся в свое время в ответ на призыв КПСС раскрыть явление «развитого социализма» с различных сторон. Так было с демократизацией общества и либерализацией экономики в ходе радикальных реформ, когда объективный анализ, не говоря уже о малейшей критике, конечно, не самих демократизации и либерализации, а того, как они проводятся по-российски, вызывали протест и негодование у идеологов либерализации и государственных деятелей, проводивших эту политику в жизнь. Экономическое содержание неформальных отношений, их сущность определяются выбором варианта стратегии социально-экономического развития общества. Причем этот выбор обусловливает как характер и формы проявления неформальных экономических отношений, так и их масштабы. Подтверждение того, что именно социально-экономическая стратегия является основой организации и развития неформальных экономических отношений, можно найти в динамике выбора концепции и реализации стратегии и тактики социально-экономического развития. Избранный путь в России в течение советских и постсоветских лет менялся, по меньшей мере, пять раз (период «военного коммунизма»; новая экономическая политика ‑ НЭП; «великий перелом»; «перестройка»; период радикальных рыночных преобразований). Каждый из периодов давал свой достаточно полный набор неформальных экономических отношений, причем со сменой стратегии и тактики развития страны неформальные отношения предшествующих периодов полностью не исчезали, а «обогащались» и приумножались новыми. Необходимо отметить, что важнейшей экономической основой эскалации неформальных отношений является выбор экономических приоритетов в границах избранной стратегии социально-экономического развития страны. К ним можно отнести: распределение в ущерб производству в период «военного коммунизма»; противоречия между идеологией и практикой в период НЭПа; опору на преимущественный рост производства, средств производства в брежневские времена; «ускорение» социально-экономического развития страны в период перестройки; ориентацию народного хозяйства на отрасли, связанные с природными ресурсами, в настоящее время. Экономическую основу неформальных экономических отношений в целом формирует специфика организации распределительных отношений в воспроизводственном процессе. С точки зрения развития неформальных отношений, проблемы распределения имеют две стороны. Первая связана с тем, что в российских условиях советского и постсоветского периодов распределительные отношения всегда предшествовали производственным. В конце концов, национализация в свое время, так же, как в современных условиях приватизация, есть такой же процесс перераспределения собственности, ресурсов, власти, но никак не способ наращивания производства. Вторая сторона этого явления связана с социальной дифференциацией, социальным расслоением общества по уровню доходов, потребляемых благ, возможности получения льгот и преференций. Под экономической основой неформальных отношений также следует понимать различия во времени между проявлением экономических процессов и явлений и их оформлением в правовые и формальные нормы и регламентации, поскольку экономические отношения всегда первичны по отношению к правовым. Только наработанный, накопленный и осмысленный опыт проявления экономических отношений дает возможность сформулировать адекватные правовые нормы и регламентации и разделить экономические отношения на формальные и неформальные. Раскрытие экономического содержания неформальных отношений связано с экономической этикой. Под ней понимается свод неписанных правил, которые на практике регулируют экономические отношения и без которых (или при невыполнении которых) нарушаются экономические связи, разрастаются негативные экономические явления и создаются условия для распространения неформальных отношений. Таким образом, неформальные экономические отношения представляют собой совокупность хозяйственных действий акторов различных уровней, базирующихся на неадекватной оценке и использовании экономического потенциала и хозяйственного механизма, на необоснованно выбранных приоритетах, на временами объективно созданной возможности функционировать вне формальной регламентации, на нарушении правил экономической этики. Способы ослабления и тем более преодоления неформальных экономических отношений всех видов, в первую очередь, негативных, заключаются: 1) в создании адекватной социально-экономической стратегии развития страны и пересмотре существующей доктрины; 2) в опоре на реальный ресурсный, кадровый и социальный потенциал, имеющийся в стране; 3) в использовании многопланового опыта, приобретенного экономикой страны в ходе отбора и реализации различных элементов хозяйственного механизма, накопленного на разных этапах советских и постсоветских кризисов; 4) в сокращении временного лага между проявлениями новых экономических явлений и процессов и их оформлением в правовые нормы и регламентации; 5) во введении в экономическую деятельность различных акторов свода правил, не обязательно закрепленных формально, но регулирующих практически экономические отношения на принципах экономической этики; 6) в формировании общества как главного социального актора, выражающего интересы всех его социальных слоев, и преодолении тенденций макроакторов к монопольному представлению интересов отдельных и весьма ограниченных групп населения. В настоящее время в России отсутствуют предпосылки ослабления неформальных экономических отношений как в стратегическом выборе развития страны, так и в конкретной хозяйственной практике, которая в ней реализуется. Изменение такой ситуации будет означать снижение уровня негативных неформальных экономических отношений с 50-70% до 10-15% ВВП ‑ общепризнанного порога относительного благополучия социально-экономического положения страны.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:21