Влияние мероприятий по оптимизации транспортных затрат на финансовые результаты предприятия (на примере ЯУТТ НГДУ «Ямашнефть»)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Себестоимость продукции является показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Она отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости, как в обобщающем экономическом показателе, качественно отражены все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы производственно-хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: себестоимость продукции, нефтедобывающая отрасль, транспортные затраты
Себестоимость продукции является показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Она отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости, как в обобщающем экономическом показателе, качественно отражены все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы производственно-хозяйственной деятельности.
Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость, является рассмотрение факторов, влияющих на определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.
Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.
Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Ямашнефть» - одно из стабильно развивающихся подразделений ОАО «Татнефть». Правильно выбранная стратегия развития данного управления в области разработки месторождений, сбора и транспортировки нефти, сервисного производства и организации труда позволила за последние 15 лет добиться положительной динамики. Добычи нефти проводится с сохранением ее обводненности на уровне 40-42%, тогда как в соответствии с проектами разработки она уже должна быть свыше 60%. Данная стратегия позитивно отразилась и на величине эксплуатационных затрат. В течение десяти лет затраты на 1 тонну добычи нефти ниже средней по ОАО «Татнефть» на 3-5%.
Производственная деятельность НГДУ «Ямашнефть» изначально была сориентирована на разработку трудноизвлекаемых запасов. В настоящее время в НГДУ «Ямашнефть» идет процесс изменения структуры извлекаемых запасов. Если в начале соотношение карбонатных и терригенных отложений было соответственно 52% и 48%, то на сегодняшний день - 66% и 34%. Следует отметить, что запасы с каждым годом будут все больше перераспределяться в пользу карбонатных отложений. В этих условиях основной задачей нефтегазодобывающего предприятия «Ямашнефть» является организация грамотной и рентабельной разработки именно этих отложений.
Сегодня себестоимость 1 тонны нефти из карбонатных отложений на 25-30% выше, чем из терригенных. Поэтому в будущем рентабельная разработка карбонатных отложений возможна только при оптимизации технологических процессов, внедрении ресурсосберегающих технологий и поиске путей сокращения эксплуатационных затрат, в том числе, при рациональном использовании транспорта.
Можно выделить следующие этапы оптимизации транспортных затрат НГДУ «Ямашнефть»:
1. 1991-2000 гг. Перевод свыше 300 единиц автотранспортной техники непосредственно на базы нефтепромыслов позволил снизить величину транспортных затрат на 10%.
2. 2000-2002гг. Пересмотрено Положение, регулирующее взаимоотношения между цехами НГДУ (заказчиками) и Ямашским УТТ (подрядчиком), в основу которого положен жесткий контроль транспортных затрат и материальное стимулирование за их экономию. За последние 5 лет сокращены сверхурочные часы с 15 до 6,3 часов на 1 единицу техники.
3. 2003-2004 гг. Разработаны собственные тарифы с учетом марки автомашины и категории техники. Введение их в действие позволяет наиболее объективно формировать расходы на содержание автотранспорта снизу, а заказчику ‑ определять ее реальную стоимость. Такие тарифы разработаны и используются только на данном предприятии.
4. Внедрение программного комплекса по управлению транспортными затратами.
Таким образом, все это подтверждает, что важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние различных факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию производственных возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:19