Внедрение системы менеджмента качества в вузе (на примере КГТУ имени А.Н.Туполева)

Ибрагимова А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Идея управления качеством продукции, а затем и труда, впервые нашла свое применение в промышленности, где в рамках ее реализации решались различные экономические задачи. Но по мере развития и освоения системного управления качеством круг решаемых задач расширялся и в результате охватил сферы управления качеством окружающей среды, жизни, образования... И это естественно, так как данный вид менеджмента отражает всеобщую тенденцию системного охвата явлений.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционные образовательные технологии, система менеджмента качества



Идея управления качеством продукции, а затем и труда, впервые нашла свое применение в промышленности, где в рамках ее реализации решались различные экономические задачи. Но по мере развития и освоения системного управления качеством круг решаемых задач расширялся и в результате охватил сферы управления качеством окружающей среды, жизни, образования... И это естественно, так как данный вид менеджмента отражает всеобщую тенденцию системного охвата явлений.

Основная проблема высшего образования связана с изменениями требований потребителей к его качеству и замедленной реакцией на это самой системой обучения. Участие в Болонском процессе и вхождение в единое образовательное пространство – выбранный на сегодня государством путь к повышению качества образования. Однако проводимые реформы недостаточно эффективны. Российское образование имеет не только признанные в мире достоинства, но и недостатки, препятствующие его интеграции в европейское образовательное пространство, эффективное вхождение в которое возможно лишь при внедрении во всех учреждениях системы менеджмента качества (СМК), основанной на европейских стандартах ИСО серии 9000.

Сегодня внедрению СМК большое внимание уделяется даже в тех странах, чей уровень образования соответствует мировым стандартам, т.к. это один из путей повышения их устойчивости в конкурентной борьбе. Однако подходы к решению задач повышения качества у них различны. Специалисты Министерства образования и науки Республики Татарстан (РТ) настроены на выполнение положений Болонской декларации, тогда как специалист в области СМК считает, что решением проблемы повышения качества образования, развития и совершенствования личности выпускника является поэтапное внедрение принципов Total Quality Management (TQM) в образовательную сферу.

Серьезной проблемой любой СМК является необходимость документирования процессов и видов деятельности, результатов аудитов и анализа, а также постоянная регистрация данных о качестве, что требует от организации регулярного переобучения персонала и дополнительных временных и финансовых затрат. Предложенный Институтом радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ) КГТУ имени А.Н.Туполева проект структуры СМК позволяет определять степень подготовленности персонала, финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов, технических и программных средств вуза к таким преобразованиям.

Введение в практику предоставления образовательных услуг нового процесса «Обучение с использованием дистанционных технологий» улучшает систему менеджмента качества, так как использование таких технологий успешно сочетается с требованиями СМК по обеспечению результативности обучения и постоянного повышения качества образования. На основе проведенных исследований автором сделан ряд выводов, которые могут оказаться полезными при разрешении проблем повышения качества высшего образования в России.

1. Анализ показал, что в настоящее время можно говорить о целесообразности внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 в процесс высшего образования с учетом специфики российских реформ и имеющегося положительного опыта отечественного образования. Разработка и внедрение Системы менеджмента качества в высших учебных заведениях позволит учитывать изменяющиеся потребности, конкретные цели, требования к образовательному учреждению, применяемые процессы и ресурсы, а также количество и структуру документации, необходимой для определения результативности и эффективности обучения.

2. Внедрение СМК в вузе невозможно без инициативы руководителя, чья убежденность в необходимости преобразований для повышения качества образования должна привести коллектив в состояние творческого энтузиазма, основанного на тщательном анализе проблем вуза, финансово-экономическом расчете и принятии адекватного решения о путях дальнейшего развития. Руководитель должен быть лидером изменений в своей структуре, ему необходимо обучаться самому и обучать подчиненных. В противном случае коллективное сознание не воспримет эти изменения и будет противодействовать преобразованиям.

3. Коллектив вуза должен знать терминологию менеджмента качества, принятую в мире, уметь разрабатывать внутренние нормативные документы, на основе которых будет функционировать СМК. Поэтому целесообразно в организационной структуре предусмотреть службу качества (отдел или управление), фонд его оплаты, рабочие места, оргтехнику, связь, выход в Интернет. Это первый шаг к развитию СМК, т.к. без подобного подразделения ни один сотрудник вуза не будет изучать международные стандарты, на их основе обеспечивать прозрачность своих процессов, поскольку опыт нашей страны приучил людей не доверять своему руководству.

4. Внедрение СМК в вузе позволит создать корпоративную культуру, основанную на принципах TQM, атмосфере уважения и доверия, признания и поощрения заслуг, инициативы и творчества персонала. С этой целью целесообразно провести ряд совещаний, связанных с необходимостью повышения авторитета специалистов в области качества, признания их способности разработать и внедрить новую концепцию развития вуза, основанную на мировых процессах созидания.

5. Руководству вуза важно осознать необходимость инвестиций в реализацию и развитие кадровой политики. В рамках СМК целесообразно создать систему «Управление персоналом» на базе новейших достижений, которые предполагают подбор кадров, основанный на выявлении таланта человека (как правило, скрытого) с помощью специальных Human Recearch-технологий. В дальнейшем этот талант будет использован в профессиональной деятельности.

6. СМК, разработанная на основе опыта зарубежных и отечественных лидеров в этой области, безусловно, даст наибольший эффект в процессе ее использования. Это обусловлено применением бенчмаркинга, который является одним из тех элементов СМК, что используются при оценке усилий по сокращению затрат, управлению процессом качества и выполнению стратегии (политики и целей в области качества).

7. Деятельность ИРЭТ уже ориентирована на путь сближения образования и производства. Как показывает практика, молодой специалист при поступлении на работу не ориентируется в специфике работы организации и мало знаком с требованиями современного производства. Для устранения подобных проблем и эффективного удовлетворения требований потребителей целесообразно заключить договора с организациями-заказчиками, оплачивающими образование необходимых им специалистов. Взаимоотношения ИРЭТ с заказчиком образовательной услуги может происходить через представителя заказчика, деятельность которого, должна быть направлена на обеспечение выполнения требований заказчика по подготовке специалистов для его фирмы, указанных в контракте, посредством:

‑ участия в согласовании планов мероприятий по вопросам повышения качества образовательной услуги;

‑ согласования входных данных (требований к специалисту);

‑ участия во внутренних и внешних проверках СМК (при необходимости);

‑ участия в оценке производственной практики студента на предприятии заказчика;

‑ участия в итоговой аттестации «своих» выпускников (ГАК, защита дипломных проектов) и промежуточных испытаниях (при необходимости) и др.

Для успешного внедрения СМК необходимо выделить элементы дистанционных технологий, которые необходимы для процессов мониторинга и контроля, регистрации данных о качестве и при создании базы данных для составления регулярных отчетов руководству со стороны службы качества.

Обучение с использованием дистанционных технологий требует решения сложных задач. В связи с тем, что в России качественные компьютерные обучающие программы редки, руководству вуза целесообразно предусмотреть затраты на разработку или приобретение перспективных программных средств, в том числе по доставке данных по сети потребителю.

Для качественного обучения с использованием дистанционных технологий важно разработать специализированные курсы (в частности, по дисциплинам ИРЭТ) со своей программной системой. Учитывая, что изменения учебного плана из года в год не бывают резкими и принципиальными, целесообразно также корректировать, дорабатывать и улучшать специализированные курсы с учетом предыдущего опыта, анализа удовлетворенности потребителей и всеобщей компьютеризации с целью повышения качества этих курсов.

Обучение с применением дистанционных технологий неотделимо от преподавателей, поэтому целесообразно подготовить преподавателей и сотрудников ИРЭТ к организации и осуществлению обучения с применением дистанционных технологий. Кроме того, руководству ИРЭТ нужно предусмотреть расходы по оплате преподавателям мероприятий, связанных с разработкой и обеспечением качественного функционирования своего электронного курса в центрах обучения.

Обучение с применением дистанционных технологий имеет своей задачей передать студентам знания, умения и навыки по будущей специальности. Для контроля знаний и умений целесообразно разработать тестирующую программу. Навыки же связаны с межличностным взаимодействием студента с преподавателем. Поэтому в учебных планах целесообразно выдержать соотношение виртуального и реального общения с преподавателем не менее 70% к 30%.

Эффективной будет подготовка специалистов в области СМК для сферы образования, базирующаяся на специальности «Менеджмент организации» со специализацией «Управление образованием». В этом случае УКЦ-КАИ необходимо разработать проект программы этого курса с включением сопредельных дисциплин и вынести ее на обсуждение преподавателей и ученых КГТУ им. А.Н. Туполева.

Необходимые «локальные» действия вуза в области качества будут иметь максимальную эффективность при поддержке руководства КГТУ им. А.Н.Туполева и региональных властей. Для этого целесообразно разработать комплексную программу поддержки экономики вуза и повышения качества образования.

Наиболее перспективной может стать государственная поддержка программ повышения качества образования в виде нормативных актов, охватывающих принципиально важные элементы образовательной сферы (в том числе национальных стандартов по СМК, учитывающих специфику развития российского общества).


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:03