Формирование организационно-экономического механизма воздействия на рынок гостиничных услуг в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (68), Август 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Розанова Т.П., Дедусенко Е.А. Формирование организационно-экономического механизма воздействия на рынок гостиничных услуг в регионе // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 8. – С. 103-106.
Аннотация:
В современном представлении, основанном на
системном подходе, туризм является межотраслевым социально-экономическим комплексом, состоящим из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является то, что каждая входящая в комплекс отрасль удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах.
Ключевые слова: национальная экономика, организационно-экономический механизм, туристские услуги, гостиничный комплекс
В современном представлении, основанном на системном подходе, туризм является межотраслевым социально-экономическим комплексом, состоящим из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является то, что каждая входящая в комплекс отрасль удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах.
Ввиду наличия в туристском комплексе мультипликационных эффектов, услуги данных отраслей имеют ограниченные возможности взаимозаменяемости и поэтому в большей степени обладают взаимодополняемостью и взаимосвязанностью развития. Каждая отрасль рассматриваемого межотраслевого комплекса вносит определённый вклад в повышение эффективности функционирования туризма, обусловленной следующими отраслевыми особенностями: специфическим характером производимых услуг, технологии и организации их производства, экономических отношений между субъектами рынка, а также сложившихся условий регулирования и управления деятельностью по предоставлению туристских услуг.
В нашей стране регулирование и управление в туристском комплексе на национальном уровне осуществляется посредством специализированной структуры, имеющей прямые и косвенные взаимосвязи.
Прямые взаимосвязи представляют: а) Департамент туризма Минэкономразвития России; б) комитеты, департаменты, отделы по туризму в администрациях субъектов Российской Федерации; в) комитеты и комиссии в законодательных органах субъектов Российской Федерации.
В качестве косвенных структурных звеньев выступают: а) Совет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации; б) Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России); в) Национальная туристская ассоциация (НТА); г) Российский союз туриндустрии (РАТА); д) Финансово-промышленная группа - Национальная туристская корпорация (НТК).
Кроме того, существуют ассоциативные формы объединений предприятий в туристском комплексе, которые решают важные проблемы в направлении организационно-экономических улучшений деятельности предприятий отрасли. Например, в сфере рынка гостиничных услуг в России действуют такие крупные объединения как Государственное акционерное общество «Москва», занимающееся развитием гостиничного комплекса, поиском инвесторов для реконструкции, модернизации и строительства гостиниц, формированием страховой, аудиторской, банковской инфраструктуры гостиничного комплекса, а также Российская гостиничная ассоциация, деятельность которой направлена на развитие рынка гостиничных услуг, повышение качества гостиничного обслуживания, продвижение гостиничных услуг на международный рынок, участие в разработке региональных программ развития туризма.
На региональном уровне воздействие на рынок гостиничных услуг может выражаться через систему взаимосвязей между уровнями управления или определенный организационно-экономический механизм воздействия на рынок. В практической деятельности формирование организационно-экономического механизма регулирования развития рынка проявляется в централизации функций данной и смежных рыночных систем на уровне региона, позволяющей реализовать комплексный подход в перспективном планировании.
Значение организационно-экономического механизма регулирования рынка сводится к тому, что он позволяет учитывать и согласовывать цели функционирования и развития субъектов различных уровней хозяйствования или управления, а также оптимизировать их соотношение. Рассматривая вопрос оценки эффективности организационно-экономического механизма, следует отметить, что при выборе критериев и показателей эффективности следует исходить из того, на каком уровне иерархии они должны применяться, так как локальные критерии и показатели эффективности часто не совпадают с показателями и критериями эффективности функционирования системы в целом. Считается, что существующая организационная система эффективна, если получено высокое значение результата, определяющего поставленную цель.
В зависимости от горизонта планирования меняется и структура целевой системы развития рынка. На первый план выдвигаются основные цели рыночного механизма, т.е. экономические, а в направлении перспективного развития рыночной системы актуализируется социальные и экологические последствия принимаемых решений. Особенность исследования межотраслевого туристского комплекса заключается в том, что кроме основных целей туризма, каждая отрасль туризма имеет собственную систему показателей, характеризующих её эффективность и применяемую как при ситуационном анализе отрасли, так и при её перспективном планировании.
В связи с этим, процесс определения целей развития рынка гостиничных услуг разбивается на два этапа:
1 этап ‑ сопоставление целей развития туризма и целей развития рынка гостиничных услуг;
2 этап ‑ иерархическая структуризация целей развития рынка гостиничных услуг и выделение наиболее значимых целей.
Совокупность целей развития туризма определятся наличием различных условий, которыми располагает страна или регион. Так, в США целями развития туризма выступают следующие цели:
‑ экономия энергетических ресурсов;
‑ обеспечение полной занятости;
‑ обеспечение экономического роста с низким уровнем инфляции;
‑ улучшение деятельности федерального правительства;
‑ защита окружающей среды;
‑ рациональное использование ресурсов;
‑ экономическое развитие городов;
‑ сохранение национального богатства;
‑ защита прав потребителей туристских услуг;
‑ борьба с дискриминацией по национальному и другим признакам в сфере туристского потребления;
‑ улучшение физического и психического здоровья потребителей;
‑ покрытие отрицательного сальдо от внешней торговли;
‑ использование системы сбалансированного налогообложения;
‑ поддержка малого бизнеса;
‑ минимизация государственного вмешательства в частный бизнес;
‑ улучшение имиджа туристского региона, центра на международном рынке;
‑ рациональное использование национальной транспортной системы [1].
Среди целей развития туризма можно выделить цели, которые способствуют экономическому и социальному развитию региона, а именно: а) достижение стабильной экономической системы; б) оптимизацию вклада туризма и рекреации в экономическое процветание; в) улучшение внешнеторгового баланса; г) формирование имиджа территории, основанного на культурной и национальной уникальности региона; д) активизацию предпринимательской деятельности; е) формирование стратегии полного использования трудовых ресурсов; ж) правовое регулирование общественного благополучия; з) рациональное использование туристских ресурсов региона; и) поддержку личностного роста и повышения уровня образования населения.
Окончание следует
[1] Mill R.Ch., Morrison A.M. The Tourism System: An Introductory Text. – 2 th. edition. – New Jersey: Prentice – Hall Inc., 1992. – 506 p. [с.313].
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:55