Вектор концептуальных направлений логистических исследований
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Щербаков В.В., Козлов В.К., Торопацкий М.И. Вектор концептуальных направлений логистических исследований // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 36-41.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 2 2005, № 4 2005, № 5 2005. Международная конкуренция в области технологий всё в большей мере определяет тесную взаимозависимость как отдельных фирм, так и национальных экономик в целом. Новая динамика интернационализации технологий отличается не только ускорением их распространения (трансфера), но и уменьшением времени, в течение которого можно будет воспользоваться относительными преимуществами «первопроходца», что обусловливает существенные изменения в сотрудничестве различных фирм в области их коммерциализации.
Ключевые слова: логистические исследования, коммерциализация, трансфер
Международная конкуренция в области технологий всё в большей мере определяет тесную взаимозависимость как отдельных фирм, так и национальных экономик в целом. Новая динамика интернационализации технологий отличается не только ускорением их распространения (трансфера), но и уменьшением времени, в течение которого можно будет воспользоваться относительными преимуществами «первопроходца», что обусловливает существенные изменения в сотрудничестве различных фирм в области их коммерциализации.
Коммерциализация технологий представляет собой процесс трансформации результатов НИОКР в рыночную ценность – товары (продукты и услуги). Этот процесс требует активного обмена идеями, мнениями и знаниями как в части производства и технологий, так и в части коммерции и рынка. Трансфер технологий подразумевает применение знаний, их целевое использование, являясь особенно сложным видом коммуникации, поскольку требует скоординированных действий двух и более индивидуумов или функциональных образований, разделённых структурными и организационными, традиционными и культурными барьерами. В силу важности роли человеческого фактора в процессе трансфера технологий он должен рассматриваться не как простое перемещение информации, а как процесс взаимодействия и взаимообмена информацией между структурами и людьми в течение определённого продолжительного периода времени.
Центральной составляющей коммуникационной модели трансфера технологий является двусторонний процесс информационного обмена, как правило, лишённого упорядоченности и достаточно хаотичного, между источником технологии и её получателем. Его участники одновременно и постоянно обмениваются идеями, стирая различия между отправителем и получателем. Передаваемая технология зачастую не является полностью сформулированной идеей.
Для идеи характерно то, что она может ещё не иметь чёткого оформления или цены, но она уже идентифицирована и ценна в умах участников информационного обмена. При этом отправитель и получатель чаще всего имеют различное восприятие одной и той же технологии, однако обратная связь позволяет партнёрам постепенно достичь согласованности по важнейшим параметрам. Таким образом, успешный трансфер технологий вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый системный обмен информацией.
В основе распространенных представлений, что успешные технологические инновации вырастают из качественных научных исследований, лежит линейная модель научных исследований и промышленных инноваций, являющая собой логистическую цепь взаимосвязанных и целенаправленных действий: фундаментальные научные исследования – разработка идей нового продукта и процесса – создание и испытание прототипа – промышленное производство – распространение (логистическая «диффузия») новой технологии.
Линейная логистическая модель представляет собой частный – имеются альтернативы – вариант процесса развития исследования и инноваций. Во-первых, линейная последовательность действий подразумевает разделение труда, представляемое последовательностью действий различных групп людей, выполняющих определённые функции и решающих конкретные задачи. Во-вторых, каждая связь в цепочке зависит от предшествующих связей, определяя, в свою очередь, характер последующих действий в верхнем и нижнем потоках.
Следует заключить, однако, что линейная модель научных исследований и промышленных инноваций не является особенно продуктивной: она не точна в описании способа, которым осуществляется процесс, и не может быть особенно продуктивной в выработке новых идей. Такая модель предполагает непрерывную линейность, что, в общем и целом, неверно, ибо не отражает всю сложность взаимоотношений между наукой и производством, где, по сути, каждая функциональная фаза значимой инновации неким образом связана с остальными.
Логистическая концепция технологического трансфера расширительно трактует организационное пространство взаимодействия субъектов в процессе его коммерциализации – трансформации технологических знаний в конкурентное преимущество – как иерархическую, ступенчатую, интегрированную, высокоинтерактивную, динамическую систему, отличающуюся более широкой структурой ее состояний (запасов) и процессов (потоков) взаимовыгодного обмена, предусматривающего неизбежность неформальных связей, что в совокупности обусловливает специфику логистического потока технологического трансфера.
Всё сказанное свидетельствует о возможности и, более того, необходимости существования иных логистических моделей инновационного процесса. Модель, известная как интерактивная модель процесса технологических инноваций, соединяет воедино проектирование, маркетинг, производство и коммерческую деятельность наряду с НИОКР. В соответствии с данным подходом весь цепной логистический процесс исследования, проектирования и разработки в интерактивном режиме актуализируется на основе данных маркетинговых исследований (в том числе и на стадии реализации и использования) с последующими изменениями «настроек» в процессе производства и его технологического обеспечения.
Сложность инновационных процессов требует возможности разработки идей практически на любой стадии, для чего необходимы высокоинтерактивные модели. Одна из таких моделей – логистическая модель инноваций с цепными связями. Эта модель дополнительно к предыдущей предусматривает разработку и реализацию идей и новых научных и технологических знаний практически на любой стадии процесса инновационной деятельности и воспроизводит сложные составляющие инновационного процесса и особенности взаимодействия между фирмами и более широкой научно-технологической средой.
Инновация рассматривается как динамический процесс, который может быть смоделирован в виде комбинации двух различных типов взаимодействий с обратной связью. Исходя из этого процессы, происходящие внутри фирмы, представляются как поток, инициированный восприятием новой рыночной возможности и/или нового научного изобретения в направлении аналитического проектирования нового продукта или процесса, разработки, производства и конечной реализации (в виде горизонтальных функционально-технологических отношений). Короткие петли обратной связи соединяют каждую нижележащую фазу в центральной цепи с предыдущей фазой, длинные петли обратной связи соединяют воспринимаемый рыночный спрос с вышележащими фазами.
Второй тип взаимодействия (вертикальные соотношения) отражает ступенчатые отношения между отдельной фирмой и более широкой научно-технологической средой, внутри которой эта фирма функционирует. Сталкиваясь с проблемой технологической инновации, специалисты обнаруживают невозможность её разрешения в рамках существующих знаний, что, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения научных исследований.
Необходимо подчеркнуть, что интерпретация цепной логистической модели подразумевает стимулирование возникновения специальных логистических структур, являющихся связующим звеном между наукой и бизнесом, и, в частности, создания исследователями собственных предприятий. Техническая инновация не является четко выраженным последовательно происходящим многостадийным процессом. Напротив, соединение НИОКР с рынком должно производиться параллельно продвижению технологии на рынок, достигаемому одновременными координированными действиями, осуществляемыми в различных организациях.
Стратегическая перспектива вектора логистических исследований обусловливается актуальной необходимостью охвата ресурсного пространства конкурентного развития и интегрированного проникновения в ресурсообеспечивающие структуры на основе формирования, организации функционирования и развития, соответственно, кластерных логистических образований, с одной стороны, и логистических цепей поставок, с другой, как системно дополняющих составляющих стратегического подхода к созданию интегрированных логистических систем формирования ценности. В структуре последних определённо проявляется и формируется тенденция трансформации традиционного обмена ценностями в целенаправленное и адресноориентированное обслуживание потребительских запросов, формируются реальные условия организации Парето-оптимального взаимодействия партнёров в структуре логистических систем создания ценности.
Реальную силу, наконец, обретает знание как ключевой (при прочих равных) ресурс конкурентного развития. Подчеркнём, что во-первых, знания как особый ресурс являются источником инноваций – основы конкурентного преимущества фирмы; во-вторых, знания являются предметом (продуктом) специфической функциональной деятельности и в этом качестве – неотъемлемой составляющей создаваемой ценности (продуктов, услуг), с одной стороны, и, с другой, – относительно самостоятельной ценностью как для внутреннего, так и для внешнего потребления; наконец, в-третьих, в силу отмеченного выше знания становятся предметом как внешних, так и внутренних трансакционных связей (отношений) и в цепочке (в системе функциональной деятельности) фирмы, и во всей системе создания ценности – предметом, соответственно, как внутреннего взаимодействия, так и взаимовыгодного обмена в процессе коммерциализации технологического трансфера. Настоящие особенности позволяют квалифицировать знания как специфический стратегический ресурс (фактор) конкурентного преимущества фирмы в структуре ресурсной составляющей её конкурентного потенциала.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:26