Цели и задачи исследований в области инфокомного менеджмента
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мартынов Л.М. Цели и задачи исследований в области инфокомного менеджмента // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 99-103.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 1 2005. На протяжении всего ХХ века менеджмент выступал в качестве фактора, организующего и направляющего экономическую деятельность предприятий. Выработка ключевых принципов эффективного управления происходила по мере проведения соответствующего теоретического обоснования и разработок, накопления и практического закрепления знаний. Были разработаны продуктивные концепции, обеспечивающие эффективное управление в условиях меняющейся среды.
Ключевые слова: инфокомный менеджмент, информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, ресурс знаний
Окончание. Начало в № 1/2005
На протяжении всего ХХ века менеджмент выступал в качестве фактора, организующего и направляющего экономическую деятельность предприятий. Выработка ключевых принципов эффективного управления происходила по мере проведения соответствующего теоретического обоснования и разработок, накопления и практического закрепления знаний. Были разработаны продуктивные концепции, обеспечивающие эффективное управление в условиях меняющейся среды.
Завершение двадцатого столетия охарактеризовалось тем, что привычное положение менеджмента как системы управления стало подвергаться быстрым изменениям. В результате, накопленный ранее практический и теоретический опыт все чаще стал оказываться неэффективным. Многие достаточно хорошо знакомые изменения рыночной конъюнктуры стали менять свой характер: из отдельных и единичных, дискретных и локальных они стали превращаться в системные, комплексные и системно-сетевые. Обновление продукции и технологий, технологические прорывы, разрушение традиционных границ отраслей и рынков, резкое падение спроса, увеличение количества товаров и повышение их индивидуализированных качеств, утрата прибыльности одних сфер деятельности и стремительный рост новых ее областей происходят непрерывным потоком. И каждое такое изменение, в свою очередь, вызывает серию новых не менее динамичных изменений.
Подобные трансформирования напрямую связаны с ускорением темпов научно-технического прогресса. Принято считать, что современный цикл научно-технического прогресса представляет собой переход к постиндустриальному обществу, начальный этап которого, по-нашему мнению, характеризуется становлением и развитием инфокомной эпохи. Основное содержание данного цикла связывается именно с развитием инфокоммуникаций (ИК) и инфокомных технологий (ИКТ), с их все возрастающими масштабами применения в различных социально-экономических процессах, влияющих и на взаимоотношения людей.
Современные тенденции развития подобных процессов и явлений позволяют сделать вывод о формировании нового экономического пространства – указанной выше информационно-коммуникационной среды (ИКС). Эта сфера не просто служит необходимым условием эффективного функционирования организаций, а энергично влияет на сами процессы управления. Таким образом, ИКС выступает регулятором хозяйственных процессов, влияющим и на формирование отношений всех участников данных процессов. Специфический характер такой среды требует адекватных форм и методов управления в складывающихся условиях.
Однако следует признать, что в настоящее время в литературе недостаточно представлены и разработаны базовые теоретические и методологические проблемы, связанные с управлением организациями в условиях такой новой среды, как ИКС. В связи с этим, необходимо решение задачи разработки и обоснования целостной, системной концепции управления в условиях ИКС в контексте особенностей развития современного менеджмента.
Целью проведенных нами исследований была разработка теоретических, методологических и методических основ, а также практических рекомендаций по совершенствованию системы управления организациями в условиях ИКС. В соответствии с поставленной целью были исследованы следующие проблемы, вопросы и подлежащие решению задачи:
‑ определение основных предпосылок формирования и развития ИКС, ее основных характерных черт;
‑ определение особенностей и закономерностей развития рынка информационно-коммуникационных продукции, работ, услуг как экономической формы ИКС;
‑ системное представление ИКС как особого типа инфраструктуры современной экономики;
‑ анализ эмпирического базиса управления организациями в ИКС;
‑ разработка теоретических и методических основ управления организацией в ИКС;
‑ формирование системной концепции управления организацией в условиях ИКС;
‑ разработка методологических подходов, методического инструментария стратегического управления инновационным развитием организаций на основе использования ИК и ИКТ;
‑ разработка методологических основ организационного механизма управления в условиях ИКС;
‑ постановка и реализация практических задач применения разработанных подходов, методов и процедур для конкретных организаций.
Тематике этих исследований посвящены более 120 книг, статей и докладов автора, из которых более 40 публикаций послужили основой научного обобщения этого исследования.
В качестве предмета нашего исследования выступают принципы, а также формы, средства, инструментарий и процедуры управления организацией как механизмы процессов адаптации и развития организаций в условиях формирующейся и развивающейся ИКС. Объектом исследования стали организации (предприятия) различных сфер деятельности.
Методологической и методической базой выполненных исследований послужили теория и методология системного подхода и системного анализа, современных концепций менеджмента и предпринимательства, теории организации; теория экономической информации, принятия управленческих решений; другие теории и концепции; работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в исследуемой области. Кроме того, в этих исследованиях впервые был применен инфокомный метод с его системно-сетевой основой (в качестве соответствующей архитектоники). Все это позволило впервые предложить целостную концепцию, методологию и методический инструментарий управления организациями в современных условиях рассматриваемой ИКС.
К наиболее важным результатам проведенных исследований можно отнести следующие:
‑ сформулированы особенности, проблемы, предпосылки и основные направления современной информационно-коммуникационной среды;
‑ сформулированы системные характеристики ИКС как особого типа инфраструктуры современной экономики;
‑ определены закономерности, тенденции и проблемы эмпирического базиса управления организацией в условиях инфокомной среды;
‑ разработаны теоретические положения управления организацией в условиях ИКС;
‑ сформулированы методологические принципы управления организацией в условиях инфокоммуникационной среды;
‑ разработана системная концепция управления организацией в условиях ИКС;
‑ разработана методология и методический аппарат формирования стратегий инновационного развития организаций в ИКС;
‑ разработана методология и методический инструментарий диагностики и стратегического позиционирования организации в ИКС;
‑ разработаны методологические основы организационного механизма управления в условиях ИКС, в том числе, сетевых структур;
‑ разработаны методики формирования адаптивных структур управления на макро- и микроуровнях и т.д.
Практической значимостью выполненной работы можно считать следующее:
1) использование на практике разработанных теоретических, методологических и методических положений может способствовать решению важнейшей народнохозяйственной задачи перехода к устойчивой и эффективной модели рыночной экономики, максимальной адаптации организаций и предприятий к условиям развивающейся информационно-коммуникационной среды, их развитию на основе принципов предложенного автором инфокомного менеджмента;
2) разработанные теоретические и методологические положения доведены до стадии, позволяющей использовать их в конкретных организациях и предприятиях для достижения ими своих целей и повышения эффективности управления.
Сегодня нами планируется напечатать в журнале «Российское предпринимательство» ряд статей по данной теме с изложением основ теории и методологии управления организациями в условиях ИКС. Кроме того, в настоящее время автором подготовлена монография по концепции инфокомного менеджмента (издается Информационно-техническим центром «Мобильные коммуникации») и книга о системе основных принципов инфокомного менеджмента (издается компанией «Спутник +» ).
Источники:
2. Мартынов Л.М. Развитие инфокоммуникаций и качество жизни. //Аспирант и соискатель. Экономические науки (Экономика и управление народным хозяйством), 2003, №3(16). - С. 19-25.
3. Мартынов Л.М. Инновационные модели в инфокоммуникационном управлении развитием предприятий. //Актуальные проблемы современной науки. Экономические науки (Экономическая теория), 2003, №3(12). - С. 59-68.
4. Мартынов Л.М. Инфокоммуникационная среда для создания знания организации. // Вопросы экономических наук. Экономика и управление народным хозяйством, 2003, №3(3). - С. 79-84.
5. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент – управление организациями в инфокоммуникационной среде. //Мобильный Мир, 2004, №62003-12004. - С. 26-30.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:22