Проблемы таможенно-тарифного регулирования государств-членов Единого экономического пространства (ЕЭП)
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Анализ основных положений нормативно-правовых документов, отражающих таможенно-тарифную политику государств-членов ЕЭП, позволяет сделать вывод о том, что они отвечают принципам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В то же время, ряд документов не содержат обязательных элементов, присущих соглашениям ВТО, например, касающихся процедуры разрешения споров, связанных с применением внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства.
Ключевые слова: ВТО, таможенно-тарифное регулирование, таможенные пошлины
Анализ основных положений нормативно-правовых документов, отражающих таможенно-тарифную политику государств-членов ЕЭП, позволяет сделать вывод о том, что они отвечают принципам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В то же время, ряд документов не содержат обязательных элементов, присущих соглашениям ВТО, например, касающихся процедуры разрешения споров, связанных с применением внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства.
Все документы ВТО нацеливают членов организации на реализацию в конкретных условиях вполне определенных основополагающих принципов. В первую очередь, это касается важнейшей позиции, которая заключается в расширении доступа на рынки стран-участниц, обеспечиваемого использованием таких инструментов, как:
‑ замена количественных ограничений доступа тарифными;
‑ запрет дискриминации как членов ВТО, так и их товаров;
‑ предоставление режима наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым государства-члены ВТО не могут предоставлять товарам других государств, входящих в ВТО, менее благоприятных условий ввоза и обращения, чем товарам из любой иной страны;
‑ режим, не менее благоприятный, чем применяемый по отношению к товарам отечественных производителей после появления импортного товара на национальном рынке;
‑ прозрачность и гласность национальной торговой политики каждого члена ВТО.
В соглашениях ВТО под таможенным режимом понимают совокупность тарифных и нетарифных мер, экспортных и импортных пошлин, которые применяются при ввозе товаров в страну или вывозе из нее.
Предложения по таможенно-тарифному регулированию при формировании Единого экономического пространства, по нашему мнению, должны включать нижеследующие организационные и экономические меры.
Единые принципы таможенной политики должны включать в себя:
1. Разработку основ таможенного законодательства государств-участников ЕЭП в части:
а) устранения расхождений в таможенных правилах и процедурах, препятствующих развитию международной торговли по нормам, принятым в ВТО;
б) внедрения современных технологий таможенного оформления и таможенного контроля с применением прогрессивных информационных технологий;
в) совершенствования таможенных правил по общепризнанным международным нормам.
2. Признание международных принципов регулирования внешнеторговых отношений, предполагающих:
а) развитие внешней торговли без ущерба для обеспечения безопасности государств;
б) содействие предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных правил и процедур;
в) унификацию таможенных правил с международными стандартами;
г) контроль на основе использования управления рисками и методов постконтроля, а также максимальное использование новых информационных технологий;
д) взаимодействие с национальными и таможенными службами других государств;
е) обеспечение доступа заинтересованных сторон к процедурам рассмотрения таможенных споров в административном и судебном порядке.
3. Увязку Международных Конвенций об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Киотской конвенции и привязку их к реалиям государств-участников ЕЭП. По условиям нового Протокола Киотской конвенции любая Договаривающаяся сторона может принять любые из специальных приложений (регулирующие отдельные таможенные режимы и таможенные процедуры), а также сделать оговорки о применении рекомендуемых правил;
4. Учет новых подходов к проведению таможенного контроля, исходя из анализа и управления рисками.
5. Учет статей Генерального соглашения о тарифах и торговле, ориентирующих на:
а) обеспечение упрощения и ускорения любых формальностей, связанных с ввозом или вывозом товаров;
б) ограничение размеров взимаемых при этом сборов приблизительной стоимостью оказанных услуг;
в) обеспечение реализации принципов свободы транзита (в соответствии со статьей V ГАТТ);
г) согласование порядка определения таможенной стоимости и процедуры взаимоотношений между таможенными органами и импортерами товаров по поводу заявления, принятия и контроля таможенной стоимости, включая строго определенный набор прав и обязанностей таможенных органов и импортеров.
Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенные границы, должно проводиться с учетом следующих условий:
1. Единого порядка определения таможенной стоимости товаров на основе общих правил таможенной оценки:
а) увязки согласованных правил с методом определения таможенной стоимости, принятым в нормах и правилах ВТО (статья У11 ГАТТ, Соглашение по применению статьи У11 ГАТТ);
б) согласования содержания основных терминов в области таможенно-тарифного регулирования;
в) права таможенного органа, производящего таможенное оформление товара, принимать решение о допустимости применения избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров на основании документов и сведений, представленных декларантом;
г) возможности корректировки таможенной стоимости товаров в оговоренных случаях.
Единые правила определения страны происхождения товаров из третьих стран должны включать:
1. Согласованные правила определения страны происхождения товаров, реализующих следующие цели:
а) создание единых правил для государств – участников ЕЭП;
б) использование на практике единых подходов к определению страны происхождения для ввоза товаров из третьих стран на территории стран ЕЭП;
в) признание единого документа, подтверждающего страну происхождения товаров, для ввоза товаров на территории стран ЕЭП;
г) упрощение и гармонизацию таможенных процедур в торговле с третьими странами.
2. Учет положений следующих документов:
а) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (от 18.05.73 г. с дополнениями от 26.06.99 г.), регламентирующей вопросы происхождения товаров и работу таможенных органов;
б) правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав Правительств СНГ (от 30.11.00 г.).
Гармонизация таможенно-тарифной политики в отношении стран, которым предоставляются преференции, должны осуществляться с учетом следующих условий:
1. Единого перечня товаров и стран, в отношении которых государства – участники ЕЭП предоставляют преференции.
2. Преференциального режима.
Унификация торговых режимов государств-участников ЕЭП.
Принцип унификации торговых режимов сводится к применению единого торгового порядка в отношении третьих стран. Его реализации предшествуют следующие мероприятия и организационные предпосылки:
а) применение согласованных действий (по срокам) в части установления единых торговых режимов в отношении третьих стран через гармонизацию и унификацию национальных торговых режимов;
б) признание того, что унификация таможенных режимов государств-участников ЕЭП в отношении третьих стран распространяется на такие сферы, как тарифное регулирование ВЭД;
в) объединение правил установления торгового режима; косвенного налогообложения внешнеторговых операций в отношении третьих стран; валютного регулирования операций;
г) недопущение использования индивидуальных налоговых льгот в части ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами;
д) переход к использованию единой терминологии с учетом того, что торговый режим – это установленная договором или законодательством совокупность мер, регулирующих порядок импорта /экспорта товаров;
е) недопущение использования на административных территориях государств фискальных препятствий, имеющих региональный (местный) характер и препятствующих режиму свободной торговли, под которым понимают режим, в соответствии с которым стороны не применяют количественные ограничения, таможенные пошлины, налоги и сборы, оказывающие сдерживающее действие на импорт и экспорт товаров в страны ЕЭП.
Об отмене таможенных пошлин во взаимной торговле.
1. В соответствии с международными правовыми документами и Соглашением о формировании ЕЭП, а также Комплексом основных мер по созданию ЕЭП предстоит создать зону свободной торговли без изъятий и ограничений. Одним из шагов в этом направлении должна быть отмена вывозимых таможенных пошлин, применяемых в ряде случаев в государствах-участниках ЕЭП.
2. В этой связи должны быть отменены двусторонние протоколы между государствами ЕЭП, в которых закреплялись случаи изъятий товаров из режима свободной торговли.
3. Цель отмены двусторонних протоколов – содействие улучшению режима торговли, увеличению товарооборота, увеличению поступлений в бюджет государств-участников ЕЭП.
Создание единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)
1. За основу единой ТН ВЭД для государств-членов ЕЭП целесообразно принять ТН ВЭД ЕврАзЭС (т.е. десятичную), которая учитывает положения международного классификатора товаров (Гармонизированной системы описания и кодирования Всемирной таможенной организации) и ТН ВЭД Содружества Независимых государств. Республика Беларусь, Республика Казахстан и РФ используют эту номенклатуру. Украина применяет пока национальную украинскую классификацию товаров, предполагая перейти на международную принятую номенклатуру в 2005 году.
2. Переход на единую ТН ВЭД позволит упростить таможенную процедуру, а также осуществить обобщение и сопоставление статистических сведений. Унификация товарных номенклатур позволит ускорить решение вопроса о согласовании ставок таможенных пошлин и упростит толкование таможенными службами товарных позиций.
Окончание следует
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:12:33