Системный подход к классификации логистических процессов
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Козлов В.К. Системный подход к классификации логистических процессов // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 4. – С. 96-100.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 2/2005. Классификация по функциональному признаку, в общем и целом, обусловлена миссией и ролью экономического субъекта. Конкретные структура и содержание представленных функций могут варьироваться в зависимости от его (субъекта) позиции в процессе общественного производства, предмета и содержания деятельности, а также отраслевой принадлежности.
Ключевые слова: логистические системы
Окончание. Начало в № 2/2005
Классификация по функциональному признаку, в общем и целом, обусловлена миссией и ролью экономического субъекта. Конкретные структура и содержание представленных функций могут варьироваться в зависимости от его (субъекта) позиции в процессе общественного производства, предмета и содержания деятельности, а также отраслевой принадлежности.
По сути, функциональная деятельность любого экономического субъекта представляется следующей функционально-технологической триадой – цепочкой создания ценности, в полной мере реализующейся в деятельности именно производственного предприятия, (фирмы) как основного субъекта экономики: материально-техническое обеспечение (снабжение, закупки-аренда) – производство – сбыт (распределение, продажа-аренда), включая послепродажное обслуживание. Каждая из данных функциональных групп – функций экономического субъекта ‑ в свою очередь, состоит из целого ряда отдельных функций и операций.
Отметим, что и материально-техническое обеспечение, и сбыт являются функциями коммерческой деятельности субъекта в сфере обращения и функционально интегрируют его в общую логистическую систему создания ценности. Производство как функция изготовления продукта в широком смысле может включать в себя и его создание, т.е. проектирование.
Классификация по технологическому признаку в силу огромного разнообразия и специфики отдельных технологических процессов призвана отразить в контексте общей функционально-технологической цепочки создания ценности разделение процессов на основные и обеспечивающие. Последние подразделяются на вспомогательные и обслуживающие.
Основной процесс – это организованный процесс изготовления продукции (создания ценности) в соответствии со специализацией экономического субъекта.
Вспомогательные процессы – это процессы, результаты (продукты / услуги) которых используются в основном или обеспечивают предусмотренное его протекание.
Обслуживающие процессы – это встроенные процессы, обеспечивающие последовательное протекание как основных, так и вспомогательных процессов.
Подобная структура процессов характерна не только для материального производства (где она наиболее полно и точно реализуется), а наблюдается и в других сферах и структурах экономической деятельности.
Классификация по организационному признаку отражает разделение организации процессов во времени и в пространстве.
Организация процессов во времени основывается на технологической последовательности создания ценности и направлена на достижение определённых значений параметров потока: интенсивности, скорости, ритма, такта и др.
Организация процессов в пространстве должна учитывать различную пространственную структуру: организационно-территориальную, организационно-структурную и организационно-правовую.
Организационно-территориальное пространство представляется физическим пространством, общим выражением которого является географическое пространство. Организация процессов в физическом пространстве направлена на определение траектории движения ценности в нужное место.
Организационно-структурное пространство, в свою очередь, представляется распределённой совокупностью различных структурных образований: политико-административных, региональных, отраслевых, корпоративных, общественных и др. как относительно самостоятельных субъектов деятельности, в том числе и экономической. Организация процессов в структурном пространстве направлена на достижение адресности потока.
Наконец, организационно-правовое пространство представляется совокупностью модулей правовых отношений субъектов на базе триады правомочий собственника: владения (обладания ресурсами), пользования (использования ресурсов по своему назначению), распоряжения (распоряжения ценностями в своих целях). Организация процессов в правовом пространстве направлена на достижение правовых результатов имущественных и финансовых отношений в процессе экономической деятельности, в процессе взаимодействия экономических субъектов, обусловливающих в конечном итоге процессы капитализации доходов и результаты накопления. Отдельные составляющие пространства взаимосвязаны между собой.
Теперь становится правомерным и уместным подчеркнуть, что «продуктивность» логистики заключается в создании совокупной добавленной к произведённой ценности: ценности времени, ценности места (в идеале – с точностью до персонифицированной адресности) и ценности права. Последняя составляющая является результатом не только собственно логистики, а и других видов функциональной деятельности: маркетинговой, финансовой и др., – но две первые составляющие добавленной логистикой ценности недвусмысленно свидетельствуют и о значительном вкладе логистики в создание этой третьей.
В завершение следует обратиться к экономическому признаку классификации логистических процессов, в соответствии с которым они разделяются (как составляющие, как две стороны единого процесса) на процессы образования затрат и процессы создания собственно ценности. Такой подход к дифференциации составляющих единого процесса позволяет выявлять и минимизировать затраты, не создающие ценность и, более того, потери, как материальные / денежные, так и времени, снижающие его эффективность.
Представленные выше подходы в целом позволяют заключить, что экономические процессы создания ценности являются интегративными процессами. На этом основании правомерно определить интегрированный логистический процесс (поток) как системную совокупность его составляющих логистических процессов (потоков) создания ценности. Структуру и целостность интегрированного логистического потока и призвана обосновать представленная классификация.
В отсутствие категории ценности все процессы общественного производства сводятся в принципе к множеству технологически детерминированных задач производства заданных продуктов (определённых функциональных возможностей и потребительских свойств) с минимальными (допустимыми) затратами.
Таким образом, данная классификация отражает комплексный и системный характер интеграции логистических процессов: их целевую обусловленность, субъектовую принадлежность, объектовую ориентацию, адресную направленность, предметную определённость, организационно-структурную сложность и взаимосвязность, правовую обусловленность и состоятельность (правомочность), альтернативную затратность и экономическое (ценностное) содержание.
В итоге, осознавая, что целостность не подменяет и не заменяет исчерпанности (естественно, невозможно в структуре одной работы, а тем более статьи охватить всё многообразие содержания, структуры и взаимосвязей логистических процессов реальной экономической деятельности). Полагаем, что сформированная структурная модель интегрального логистического процесса может служить основой для формирования процессов образования, функционирования и взаимодействия логистических систем различного назначения и уровня, в разных сферах и областях деятельности, разной правовой и территориальной принадлежности. Принципиальным изменением в различных локальных системных образованиях (подсистемах) станет не столько содержание их деятельности, сколько объективно обусловленное определение статуса одного из предметных процессов (потоков) как центрального процесса (потока) данной логистической системы.
Источники:
2. Парфёнов А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 183 с.
3. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. – 171 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:54