Инновационный бизнес: привлекательность и риск
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
«Надо сделать что-то новое, что мир еще не видел. Необходимо придумать что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество». Эти слова А. Нордстрема и Й. Риддерстрале из их знаменитой книги «Бизнес в стиле фанк» выражают кредо инновационного бизнеса.
Ключевые слова: Россия, инновационный бизнес, оценка риска
«Надо сделать что-то новое, что мир еще не видел. Необходимо придумать что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество». Эти слова А. Нордстрема и Й. Риддерстрале из их знаменитой книги «Бизнес в стиле фанк» выражают кредо инновационного бизнеса [1].
Развитие инновационного бизнеса в России ‑ ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее. Она характеризуется качественными и количественными изменениями, ведущими к преобразованию структуры и правил функционирования экономики. Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой современного общества. Сегодня актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах. Есть у нее и другие черты: высокий динамизм, когда скорость и темп жизни становятся нормой; жесткая конкуренция; значительное усиление неопределенности будущих результатов предпринимательской деятельности.
Бизнес – одна из самых рискованных сфер деятельности. Предприниматель постоянно сталкивается с необходимостью оценки риска возможных потерь или недостижения прогнозируемого результата своей деятельности. Это может быть эмпирическая (статистическая) оценка или оценка, основанная на аналогиях с подобными ситуациями в предпринимательской деятельности, либо субъективная оценка в уникальных случаях, складывающихся в бизнесе. Разные подходы к оценке рисков связаны с неопределенностью, которая имеет место в предпринимательской деятельности. Для того, чтобы оценить риск предпринимательства ее – неопределенность ‑ следует распознать и классифицировать.
В качестве одного из базовых принципов систематизации рисковых ситуаций используется принцип «тип неопределенности», связанный со степенью вероятности возможных потерь при принятии хозяйствующими субъектами решений относительно своего бизнеса. В основе такого подхода к рискам лежит концепция Ф. Найта, который различал три типа вероятностей – априорную, эмпирическую и оценочную [2]. Два первых вида он связывал с наличием собственно риска, а последний определял как подлинную (неизмеримую) неопределенность, риск в такой ситуации оценить, по мнению Ф. Найта, не представлялось возможным.
В качестве аргументов дифференциации неопределенности и, соответственно, вероятностей, Ф. Найт выдвигал следующие. В действительности существуют типичные случаи и ситуации, идентичные во всех отношениях, которые связаны с риском. Отсюда ‑ его вероятность можно определить теоретически. Если имеют место случаи, явления, процессы, для которых можно выявить сходные черты, свойства и на этой основе сгруппировать ситуации, то риск наступления неблагоприятного исхода предпринимательской деятельности можно определить эмпирической вероятностью. Главная отличительная особенность данного типа вероятности состоит в использовании эмпирической базы для классификации случаев, например, в бизнесе.
Когда речь идет об уникальных ситуациях, и нет возможности определить ни теоретическую, ни эмпирическую вероятности наступления неблагоприятных событий, тогда будут оправданы субъективные оценки. Специфика этого типа вероятности заключается в отсутствии какой бы то ни было реальной основы для классификации отдельных случаев. Но это уже, по мнению Ф. Найта, находится за пределами возможности измерения рисков. В то же время, и Ф. Найт, и другие авторы неоднократно упоминали о том, что область предпринимательской деятельности как раз сосредотачивается там, где заканчиваются идентичные случаи, или явления, сходные во всех отношениях, а напротив – имеет место новаторство и уникальность.
Это подтверждается и практикой предпринимателей, для которых интуиция часто оказывается единственным фактором принятия решения, связанного с риском. Интуиция предпринимателя – это мгновенное ощущение, механизм которого не изучен. Очевидно, что в какие-то моменты мозг мобилизуется и начинает работать как высокоскоростной компьютер. При этом им субъективно оценивается уровень приемлемого риска, в область которого попадает множество возможных решений. Из них интуитивно выбирается оптимальное. В результате такого отбора мозг получает сигнал, и предприниматель воспринимает его как единственно верное решение, подсказанное интуицией.
По нашему мнению, принцип классификации рисковых ситуаций по типу неопределенности (теоретическая, эмпирическая и оценочная) распространяется на все три вида ситуаций соответственно: идентичные, типичные и уникальные. При этом, безусловно, авторы разделяют положение о том, что есть область неопределенности, в которой невозможно определить риск. Такая неопределенность имеет место в связи с ограниченностью знаний, полным отсутствием информации и т.п.
Представляется, что возможно измерить риск и в той области, где оценка ситуации может быть лишь субъективной. Тогда речь идет о той области бизнеса, где ранее (еще со времен Ф. Найта) риск, как вероятность наступления неблагоприятных событий, не изучался из-за объективно высокого уровня неопределенности. Считаем, что в этой области следует выделять так называемую преференциальную зону (смежную зону, «ничью землю» по выражению Ф. Найта), где степень неопределенности очень высока.
Сейчас, когда бизнес и особенно его инновационная составляющая сосредотачиваются в этой области – преференциальной зоне, игнорировать вопрос об определении в ней риска нельзя, напротив, этот вопрос необходимо актуализировать. Это вызывает трудности в оценке вероятности наступления событий существующими способами.
Наиболее распространенный подход к оценке риска в этой ситуации – интуиция самих предпринимателей. Интуицию они определяют как подсознательное ощущение ситуации и принятия решения. Причем, по их мнению, чем меньше времени уделяется логическому объяснению ситуации и попытке анализа, тем более правильное решение может быть принято. Однако снижение степени неопределенности в этой зоне может способствовать и оценке ситуации, и оценке достоверности последней. Сказанное выше отражено в графическом виде на рис 1. Рис. 1. Оценка риска в условиях неопределенности
Постановка проблемы в такой плоскости позволяет систематизировать представления об области риска предпринимательской деятельности в условиях неопределенности и выявить особую преференциальную зону, степень неопределенности в которой максимальна, а риск может быть определен лишь на основе субъективных оценок предпринимателя. Именно в этой преференциальной зоне и сосредотачивается инновационная деятельность.
На основе выдвинутого базового критерия – типа неопределенности, возможна декомпозиция рисковых ситуаций в бизнесе по способу определения вероятности наступления неблагоприятных событий (рис. 2).
Рис. 2. Классификация рисковых ситуаций в предпринимательской деятельности
В реальной предпринимательской деятельности практически не существует идентичных и типичных ситуаций, степень неопределенности которых минимальна и возможно точное прогнозирование результатов деятельности. В целях получения более высокой прибыли бизнес перемещается в область повышенной неопределенности, происходит освоение им новых сфер деятельности.
Окончание следует
[1] См.: Нордстрем А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк / Пер. с англ. – Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. – 2002. – С. 44.
[2] Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003. – С. 218.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:56