Заслуженное признание

Брагин Л.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В мире специальной литературы по экономике и организации коммерции получил заслуженное признание учебник «Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм)» (СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 416 с.), написанный д-ром экон. наук, профессором Новиковым О.А., д-ром экон. наук Бахаревым В.О., д-ром экон. наук, профессором Уваровым С.А., д-ром экон. наук, профессором Шевченко С.Ю., д-ром экон. наук, профессором Щербаковым В.В., канд. экон. наук, доцентом Козловым В.К., канд. экон. наук, доцентом Торопацким М.И. Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Ключевые слова: СПбГУЭФ, Новиков О.А., коммерция



В мире специальной литературы по экономике и организации коммерции получил заслуженное признание учебник «Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм)» (СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 416 с.), написанный д-ром экон. наук, профессором Новиковым О.А., д-ром экон. наук Бахаревым В.О., д-ром экон. наук, профессором Уваровым С.А., д-ром экон. наук, профессором Шевченко С.Ю., д-ром экон. наук, профессором Щербаковым В.В., канд. экон. наук, доцентом Козловым В.К., канд. экон. наук, доцентом Торопацким М.И. Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Качество представленного в нем материала предопределено высоким профессионально-квалификационным уровнем членов авторского коллектива, а также их опытом работы в высшей школе. Последнее прослеживается в том, насколько представленный материал отработан предметно и методически. Он сгруппирован в три раздела:

I - Научно-методические основы коммерческой деятельности производственного предприятия (фирмы);

II - Практическая коммерция;

III- Финансовое и информационное обеспечение коммерции; сопровожден списком нормативно-правовой, общеэкономической и специальной литературы.

Логика изложения материала подчинена практической схеме организации коммерческой деятельности в фирме производственного профиля, которая, в свою очередь, родилась из тех рыночных реалий, которые сложились в ходе реформенных преобразований в российской экономике. Сегодня примат производства преодолен, утверждается принцип: производится то, что находит спрос, а потому вся коммерческая деятельность естественным образом ориентируется на сбыт. Сбыт становится основной сферой проявления предпринимательской активности, а снабжение организуется с тем, чтобы обеспечить производство продукции, пользующейся спросом, в режиме исполнения заказов. Такая ориентация требует большой восприимчивости к конъюнктуре рынка и этим дает основание для применения элементов стратегического менеджмента и логистики. Стратегический подход и логистика в управлении потоковыми процессами - это два принципиально новых момента в организации коммерции, которые отражает данный учебник и этим выгодно отличается от ранее опубликованных изданий.

Как всякий новаторский и по своему замыслу и по его реализации труд, он не лишен некоторых недостатков. Возможно, именно вследствие новых приоритетов в организации коммерции необоснованно малое внимание в содержании учебника уделено вопросам материально-технического обеспечения производства. В своем обращении к читателям и критикам авторы выражают готовность принять различного рода рекомендации, которые смогут быть учтены при подготовке следующих изданий. Пусть это замечание будет воспринято ими именно в такой форме.

В целом же учебник, бесспорно, полезен той аудитории, которой он адресован - студентам вузов, обучающимся по специальности “Коммерция”. Более того, он может быть с интересом прочитан аспирантами и слушателями системы послевузовского образования, так как часть его материалов (глава 8) содержит элементы исследований и предлагается в порядке обсуждения. Благодаря тому, что каждая из глав учебника сопровождена перечнем вопросов, подчас поставленных нетрадиционно, он служит развитию способности творчески мыслить, что в полной мере отвечает правилу: коммерция - это не только область практической деятельности, но и искусство управления.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:40