Понятийный аппарат платформенной экономики в контексте экономики распределенного пользования

Тимохина Г.С.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Проблема недостаточности единого подхода к толкованию экономических понятий не нова. Различная интерпретация одинаковых по смыслу понятий учеными из разных отраслей экономических наук, а также разнообразие терминологии в нормативно-правовых документах, регулирующих организационно-экономические и правовые отношения между субъектами экономики, приводят к терминологической путанице, неоднозначному и неверному использованию понятий, что снижает эффективность этих отношений.

Внедрение цифровых технологий и формирование платформенной экономики привело к созданию различных бизнес-моделей на ее основе, что способствовало появлению новых терминов в отношении участников социально-экономических отношений, результата их взаимодействия, видов экономической деятельности и т.д.

Одной из бизнес-моделей платформенной экономики является экономика распределенного пользования. Этот вид экономики распространяется на новые социально-экономические отношения между участниками, основанными в большей степени не на передаче прав собственности на товар, результат работы или оказания услуги, а на доступе к ним в процессе обмена, аренды, дарения, разделения затрат при совместном использовании активов.

Существующее терминологическое разнообразие понятийного аппарата экономики распределённого пользования в научных статьях, бизнес среде и нормативно-правовых документах усложняет интерпретацию понятий и может приводить к ошибкам в их толковании, что отражается на снижении эффективности коммуникаций, неправильному применению норм закона к деятельности новых сервисов.

Цель статьи: определить соответствие терминов экономики распределенного пользования, применяемых в научном и деловом обороте, терминам нормативно-правовых документов, регулирующих платформенную экономику; систематизировать виды экономики распределенного пользования с уточнением статуса участников взаимодействия при использовании разных бизнес-моделей.

Основная часть

В традиционной экономической модели основными субъектами, осуществляющими предложение на рынках самых разных товаров и услуг, закрепленными законодательно, являются изготовители, продавцы материально осязаемых товаров, исполнители при выполнении работ, оказании услуг [10], [12]. В качестве субъектов, предъявляющих спрос на экономические блага, выступают покупатели, потребители осязаемых товаров, потребители - заказчики выполненных работ, оказанных услуг [10], [12]. В научной и бизнес среде существует довольно много названий субъектов предложения и спроса, например, для обозначения субъектов спроса используются термины и понятия: покупатели, потребители, клиенты, заказчики, пользователи, контрагенты, приобретатели, консументы, экономические агенты и др. [1], [2], [3], [4], [6]. Однако, как бы они не назывались, например, если это физические лица, Закон о защите прав потребителей РФ будет защищать их как потребителей, если они соответствуют определению потребителя по смыслу Закона, что подтверждает важность унификации разных терминов для правомерности их использования.

Научные исследования взаимоотношений экономических субъектов в платформенной экономике, в целом, и в экономике распределенного пользования, в частности, привели к появлению самых разных терминов, обозначающих субъектов спроса и предложения, виды экономики, результаты экономической деятельности и др. Например, в традиционной экономической модели ключевой субъект спроса на рынке B2C обозначается термином «потребитель», который определяется Законом РФ «О защите прав потребителей» как гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [12]. В экономике распределенного пользования субъект спроса на товары, услуги, работы, в основном, не приобретает эти экономические блага, а получает временный доступ к ним и не соответствует определению потребителя по смыслу закона и сути новых взаимоотношений между субъектами новой экономической модели. Однако понятие «потребитель» активно используется в контексте бизнес-модели экономики распределенного пользования, искажая ее сущность, и не является правомерным для использования.

Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», [1] вводит новые термины, в том числе, относительно участников платформенной экономики и, казалось бы, должен внести ясность в правомерность использования тех или иных терминов [11]. Однако в научной и деловой среде по инерции используются те же понятия/термины, которые присущи традиционным экономическим отношениям субъектов трансакций, что также искажает смысл взаимоотношений участников новых бизнес-моделей.

В таблице 1 сделана попытка определить соответствие ключевых общепринятых терминов и понятий, описывающих бизнес-модели экономики распределенного пользования в научной и деловой среде, юридическим терминам, используемым в Федеральном законе от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Для сравнения также приведены общепринятые термины и понятия, используемые в исследованиях традиционной экономической модели (табл.1).

Таблица 1. – Термины и понятия экономики распределенного пользования в научном, деловом обороте и законодательных актах

Понятия/термины традиционной экономической модели
Понятия/термины экономики распределенного пользования в научной и деловой литературе
Юридические термины платформенной экономики, в том числе, экономики распределенного пользования по ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики»
Основной вид экономической деятельности
Обмен экономическими ценностями
Обмен социально-экономическими ценностями на цифровых платформах
Обмен информацией и ее распространение, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг на посреднических цифровых платформах
Участники экономической деятельности
Производитель- продавец, изготовитель, поставщик товаров
Поставщик недоиспользованных ресурсов,
продавец,
актор,
владелец активов
Партнер-продавец – партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям
Потребитель, покупатель товара,
клиент, пользователь,
контрагент
Актор с потребностью в недоиспользуемых ресурсах,
пользователь,
контрагент,
потребитель
Пользователь посреднической цифровой платформы - лицо, не являющееся оператором посреднической цифровой платформы и использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель)
Исполнитель выполненных работ, оказанных услуг,
продавец услуг, производитель услуг
Поставщик недоиспользованных ресурсов,
актор,
продавец услуг,
владелец активов
Партнер-исполнитель - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг для пользователей-заказчиков
Заказчик, потребитель выполненных работ, оказанных услуг, пользователь
Актор с потребностью в недоиспользуемых ресурсах,
пользователь,
потребитель,
контрагент
Пользователь посреднической цифровой платформы - лицо, не являющееся оператором посреднической цифровой платформы и использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик)
Исполнитель услуг, посредники в цепочке распространения товаров
Платформа,
агрегатор
цифровая платформа,
веб-платформа,
цифровая веб-платформа,
совместно используемая цифровая платформа,
шеринговая платформа [2]
Владелец, оператор посреднической цифровой платформы – юридическое или физическое лицо, оказывающее услуги, связанное с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе
Среда для взаимодействия участников экономической деятельности
Физическое пространство посредников (склады, магазины мелкооптовые, розничные)
Цифровая платформа,
агрегатор,
совместно используемая цифровая платформа,
платформа,
веб-платформа,
цифровая веб-платформа,
шеринговая платформа и др.
Посредническая цифровая платформа - цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнера
Результаты экономической деятельности
Трансакция - товарный обмен посредством отчуждения и присвоения прав собственности на долговременной основе
Трансакция – кратковременный доступ и обмен недоиспользованными активами, а также обмен на долговременной основе для повторного использования товаров
Не указаны
Источник: составлено автором на основе [2], [4], [6], [7], [8], [11], [13]

Анализ ключевых терминов и понятий традиционной экономической модели и модели экономики распределенного пользования в таблице 1, используемых в научном и деловом обороте, показывает определенные различия в понятиях в силу разной смысловой нагрузки. Однако понятия «потребитель», «продавец» используются и в традиционной, и в новой бизнес-моделях, хотя, как указывалось выше, они имеют разные значения.

При сравнении терминов и понятий экономики распределенного пользования, используемых в научном и деловом обороте, и законодательно установленных терминов наблюдается их несоответствие по всем ключевым понятиям (табл.1). Рассмотрим, например, термины, обозначающие субъекта спроса – покупателя материально осязаемых товаров. В Гражданском кодексе РФ - это покупатель, как физическое, так и юридическое лицо, в том числе муниципальный или государственный заказчик, который принимает товар, переданный продавцом, и уплачивает за него определенную денежную сумму (цену) [10], что характеризует отношения между субъектами рынка в традиционной экономической модели. В Законе РФ «О Защите прав потребителей» вместо слова «покупатель» вводится слово «потребитель», если в договорные отношения вступает физическое лицо - гражданин, который намерен, приобретает или пользуется товарами для личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью [12].

Для экономики повторного использования товаров, как бизнес-модели экономики распределенного пользования, также свойственны отношения по передаче товара в собственность, как и в традиционной экономической модели, но на основе использования технических возможностей посреднической цифровой платформы. Однако в Законе РФ по регулированию вопросов платформенной экономики субъект спроса на товар определен как пользователь-покупатель (пользователь посреднической цифровой платформы).

Таким образом, мы видим, что смысловая нагрузка понятий одинаковая, а сами понятия отличаются: покупатель, потребитель, пользователь-покупатель. Какое из них нужно использовать в научном и деловом обороте экономики распределенного пользования, чтобы говорить на одном языке?

Использование юридического языка и применение его в экономике распределенного пользования весьма обосновано, поскольку одной из целей Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» является «обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также обеспечение гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц» [11]. Обоснованность такого подхода объясняется и тем, что главными барьерами для развития бизнес-моделей экономики распределенного пользования является недоверие пользователей, боязнь мошенничества, сомнение в отношении качества товаров, услуг. Применение единой терминологии, принятой законом, в определенной степени будет способствовать обеспечению гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц в платформенной экономике.

Соответственно, применение термина «пользователь-покупатель» в научной и бизнес среде экономики распределённого пользования правомерно и обосновано. Вместе с тем возникает вопрос: пользователь-покупатель – это юридическое или физическое лицо? Какой законодательный акт: Гражданский кодекс РФ или Закон РФ «О защите прав потребителей» будет его защищать в случае нарушения прав, если в этих документах нет норм закона о защите прав «пользователя-покупателя»? Пока нет таких норм закона, сложно понять, на что нужно ссылаться в случае нарушения прав как «пользователя-покупателя», так и «пользователя-заказчика», использующего технические возможности посреднической цифровой платформы в целях получения результатов выполнения работ, оказания услуг, что чаще всего и является предметом взаимоотношений партнера, оператора, владельца посреднической цифровой платформы и пользователя-заказчика в экономике распределенного пользования,

Вероятно, этот вопрос будет отрегулирован в последующих законодательных и нормативно-правовых актах, однако, с точки зрения автора, в настоящий момент для единообразия понятийного аппарата модели экономики распределенного пользования уместно пользоваться юридическими терминами.

Поскольку обязательным условием и центральным звеном экономики распределенного пользования является веб-платформа, остановимся на обозначающих ее терминах (табл.1). В таблице 1 представлены синонимы понятий, которые используются в научном и деловом обороте: платформа, цифровая платформа, агрегатор, веб-платформа, цифровая веб-платформа, совместно используемая цифровая платформа, а также названия платформ в зависимости от той бизнес-модели, которую они применяют, например, шеринговая платформа, крауд-платформа, краудфандинговые, платформы частичной занятости и др.

В Федеральном законе «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» даются дефиниции двух терминов: цифровая платформа и посредническая цифровая платформ. Термин «цифровая платформа» определен в законе с позиций информационной инфраструктуры, обеспечивающей технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [11]. В контексте экономики распределенного пользования уделим внимание определению термина «посредническая цифровая платформа» и особенностям ее функционирования.

Посредническая цифровая платформа определяется законом как цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнера, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ [11].

Посредническая цифровая платформа для сервисов экономики распределенного пользования относится к прикладным платформам, которые осуществляют алгоритмизированный обмен социально-экономическими ценностями между независимыми участниками рынка в условиях снижения транзакционные издержек [4].

В зависимости от владения активами и ресурсами для совместного использования, степени ответственности, распределения рисков Дж. Валленштейн и У. Шелат выделяют три типа посреднических цифровых платформ: децентрализованную, централизованную и гибридную [14].

Компании, которые развивают сервисы распределенного пользования в рамках предпринимательской деятельности могут использовать все три типа платформ:

- децентрализованную, при которой партнер как владелец активов осуществляет трансакцию для пользователя за вознаграждение оператора платформы, например, платформы потокового вещания музыки, игровых систем, для размещения и поиска краткосрочной аренды частного жилья Airbnb и др.;

- централизованную, при которой владелец и оператор цифровой посреднической платформы владеет активами и ресурсами, что позволяет обеспечить высокую степень безопасности и доверия пользователей; такой тип платформы подходит для компаний, которые диверсифицируют свой бизнес-портфель за счет создания сервисов совместного потребления в дополнение к существующему бизнесу в рамках расширения охвата рынка и реализации концепции устойчивого развития, например, Яндекс - владелец платформы Яндекс.Драйв для оказания услуги каршеринга;

- гибридные, при которой владельцы активов и ресурсов осуществляют трансакцию на условиях платформы, что гарантирует качество товаров и услуг, безопасность трансакций для пользователей, например, платформа коливинга – совместного проживания на одной территории Colife и др.

Таким образом посредническая цифровая платформа в лице ее владельца и оператора выступает как самостоятельный экономический агент [6], [7] обеспеченный юридическим статусом с набором прав, обязанностей и ответственности согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

Терминологическое разнообразие наблюдается также в названиях разных видов экономики распределенного пользования. Синонимами термина «экономика распределенного пользования» являются такие термины: коллаборативная, шеринговая, долевая экономика, экономика совместного потребления, экономика доступа, экономика по требованию, экономика повторного использования, одноранговая экономика, гигономика и др. Эти виды экономики распределенного пользования с одной стороны, отличаются мотивацией участников, результатом экономической деятельности, бизнес-моделями, применяемыми операторами посреднических цифровых платформ, с другой стороны, вписываются в парадигму экономики распределенного пользования и являются ее частью.

По мнению профессора Ю. Сагинова экономика распределенного пользования – это широкое понятие, включающее в себя другие виды экономики (бизнес-модели), что следует из сформулированной им дефиниции. Экономика распределённого пользования - это экономические отношения между физическими и (или) юридическими лицами по поводу предоставления доступа, передачи в собственность или совместного использования активов и ресурсов на основе посреднических цифровых платформ, позволяющих рационально использовать и распределять инвестиции, ресурсы, человеческий капитал и другие активы для поддержания гармоничного и устойчивого развития [8]. Ю. Сагинов в своем определении акцентирует внимание на вкладе экономики распределённого пользования в достижение целей развития общества в силу ее сути: нацеленности на циклическую хозяйственную деятельность на основе возобновляемых решений [3].

В таблице 2 систематизированы виды экономики распределенного пользования – развивающиеся бизнес-модели новых экономических отношений, кратко дана их сущность, определены виды экономической деятельности, приведены примеры платформ отдельных видов экономики распределенного пользования. Наряду с этим, применительно к каждому виду экономики распределенного пользования уточнен статус участников социально-экономических отношений в бизнес-модели, приведены их юридические названия в соответствии с Федеральным законом «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации».

Таблица 2. – Виды – бизнес модели экономики распределенного пользования

Вид
Бизнес-модель
Сущность бизнес-модели
Участники экономики распределенного пользования
Вид экономической
деятельности
Примеры платформ
Экономика совместного потребления
Обмен нематериальными активами между индивидами со схожими интересами
Партнер-исполнитель: физическое, юридическое лицо.
Пользователь- -заказчик: физическое лицо
Оператор, владелец посреднической цифровой платформы (ПЦП)
Оказание услуг
Коливинг: Collective, «Деревня».
Открытые курсы и обмен знаниями: Coursera,
Нейрон
Экономика
по требованию
Совместное потребление услуг по заказу
Партнер-исполнитель: физическое, юридическое лицо.
Пользователь- -заказчик: физическое лицо
Оператор,
владелец ПЦП
Оказание услуг
Поиск, вызов такси или частных водителей: Uber
Экономика
доступа
Временное предоставление активов в виде аренды, бартера, обмена
Партнер-исполнитель: физическое, юридическое лицо.
Пользователь- -заказчик: физическое, юридическое лицо
Оператор,
владелец ПЦП
Оказание услуг
Транспортные платформы: Каршериинг Делимобиль,
Яндекс.Драйв
Платформы совместной аренды офисов - коворкинг
Office Sharing.
EasyWeek и др.
Одноранговая
экономика
Обмен материальными и нематериальными активами между контрагентами: физическое лицо-физическое лицо;
юридическое лицо-юридическое лицо
Партнер-исполнитель, партнер-продавец: физическое, юридическое лицо
Пользователь- заказчик, пользователь-покупатель: физическое, юридическое лицо
Оператор, владелец ПЦП
Оказание услуг Выполнение работ
Продажа товаров
На рынке С2C: BlaBlaCar, Airbnb,
На рынке B2B аренда оборудования:
Machinery Link Solution
Экономика
повторного
использования
Обмен или продажа подержанных товаров
Партнер-исполнитель, партнер-продавец: физическое, юридическое лицо
Пользователь- заказчик, пользователь-покупатель: физическое, юридическое лицо
Оператор, владелец ПЦП
Продажа товаров
Сервис повторного использования товаров: Авито,
«КупиПродай», «Доски.ру».
Гигономика
Краткосрочный договор услуг с оплатой за результат, в том числе, использование работодателем трудовых ресурсов на временной основе
Партнер-исполнитель: физическое лицо
Пользователь- заказчик: – физическое, юридическое лицо
Оператор,
владелец ПЦП
Оказание услуг Выполнение работ
Freelancer — глобальная платформа.
Пдатформа обмена разными навыками и видами деятельности
TalkTalkBnb.com.,
Workaway.info.
Долевая
экономика
Совместное производство и распределение материальных и нематериальных благ
Партнер-исполнитель физическое, юридическое лицо
Пользователь -заказчик: физическое, юридическое лицо
Оператор,
владелец ПЦП
Оказание услуг Выполнение работ
Совместный дизайн: UX Archive.
Совместное распределение: Фонд продовольствия «Русь».
Краудфандинг:
Planeta.ru.
Экономика участия – шеринговая экономика
Совместное распределение, обмен,
потребление благ
Партнер-исполнитель физическое, юридическое лицо
Пользователь -заказчик: физическое, юридическое лицо
Оператор,
владелец ПЦП
Оказание услуг
Выполнение работ
Совместное потребление электроэнергии и коммунальных услуг Mosaic, Energy, SolarCity и др.
Источник: составлено автором на основании [3], [5], [7], [8], [9], [11]

Представляя данные в таблице 2, автор не исключает существование других классификаций, задействующих другие виды экономики распределенного пользования и совместного потребления. Экономическая модель новых форм взаимоотношений участников трансакций находится в состоянии развития и систематизированный набор бизнес-моделей экономики распределенного пользования априори не может быть исчерпывающим.

Выводы

В настоящей статье автором выявлено несоответствие терминов и понятий экономики распределенного пользования, используемых в научном и деловом обороте законодательно установленным терминам. Это несоответствие, отчасти, обусловлено тем, что результаты кабинетного исследования были получены на основании обзора научных источников за 2025 год и ранее. Соответственно, научное сообщество еще не успело внедрить в свой лексикон новые термины и понятия, закрепленные в Федеральном законе от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Поэтому настоящая статья носит просветительский и информирующий характер, объясняя «как было» и «как должно быть».

Вместе с тем, сравнительный анализ терминов и понятий традиционной экономической модели и модели распределенного пользования показывает некоторую инерционность мышления исследователей и практиков, при которой понятия из одной сферы деятельности переносятся в другую без учета новой сути взаимоотношений между экономическими субъектами.

Автором систематизированы виды экономики распределенного пользования, являющиеся, по сути, бизнес-моделями, многообразие которых представлено в научных статьях, посвященных новой модели социально-экономических отношений. Автор отмечает, что, с одной стороны, все эти бизнес-модели вписываются в парадигму экономики распределенного пользования, с другой стороны, весьма разнообразны и имеют свои отличительные особенности. Следует отметить, что все эти бизнес-модели охватывают сферу оказания услуг, выполнения работ посредством посреднических цифровых платформ, которые классифицированы в научной литературе по многим признакам и параметрам.

Таким образом, выявленное автором терминологическое разнообразие понятийного аппарата экономики распределённого пользования и применение в нем тех же понятий/терминов, которые присущи традиционным экономическим отношениям субъектов трансакций, может искажать суть применяемых терминов, снижать эффективность социально-экономических отношений и коммуникаций, приводить к неправильному применению норм закона к деятельности новых сервисов. В связи с этим, важно использовать единый юридический язык и унифицированный понятийный аппарат, закрепленный законодательным актом. Такой подход к применению терминов и понятий в экономике распределенного пользования является весьма актуальным в силу существования таких проблем для развития соответствующих бизнес-моделей, как проблемы доверия, безопасности и защиты прав пользователей посреднических цифровых платформ.

[1] Прим.: вступает в силу 01.10.2026 года

[2] Прим.: платформы могут иметь название в зависимости от той бизнес-модели, которую они применяют: например, шеринговая платформа, крауд-платформа, краудфандинговые, платформы частичной занятости и др.

[3] Экономика замкнутого цикла. Департамент многостороннего экономического сотрудничества URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414.pdf?ysclid=mix7g9sqek462109238 (дата обращения 15.11.2025)


Страница обновлена: 16.12.2025 в 10:37:13

 

 

Ponyatiynyy apparat platformennoy ekonomiki v kontekste ekonomiki raspredelennogo polzovaniya

Timokhina G.S.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation: