Качество человеческих ресурсов как основа развития технологического суверенитета

Феклистов И.Ф., Феклистов И.Ф.
1 Научно-производственное объединение «Реинжиниринг», ,

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



ВВЕДЕНИЕ

Технологический суверенитет – это высшая степень самостоятельности страны, способность создавать свои технологии, делать их из отечественных комплектующих, а не собирать из деталей и узлов, поступивших из-за рубежа. Технологический суверенитет выгоден России. К примеру, при сборочном производстве автомобилей из зарубежных узлов и агрегатов, добавочная стоимость составляет лишь 8-10% на единицу выпущенной продукции. Известно, что налоги в бюджет государства платятся именно с добавочной стоимости, тем более в экономике, которая производит реальную продукцию все взаимосвязано. Это означает, что на каждом этапе переработки сырья продукция будет становиться дороже, а значит и налоговые отчисления в бюджет страны будут больше. Несмотря на вышеизложенное, значительная часть экспортируемого сырья не проходит переработку. Любая отрасль экономики, например станкостроение, автомобилестроение, авиастроение и т.д., стимулирует технологические достижения множества предприятий из других отраслей экономики. Именно поэтому развитие технологического суверенитета можно отнести к развитию науки, как прикладной, так и фундаментальной. Ведь чем больше рабочих мест по выпуску высокотехнологичной продукции, тем больше государство получает налогов.

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы становится все более очевидным, что развитие науки важно не только для сильной экономики, но и для технологического суверенитета. Представляется, что необходимо убедить бизнес инвестировать капитал в науку и инновационные технологии. К сожалению, в настоящий момент зачастую у российского бизнеса нет заинтересованности в скорейшем внедрении важнейших технологических перспективных инновационных разработок, поскольку предприятиям это экономически не выгодно на первых порах из-за больших финансовых вложений.

Например, в развитых странах Запада, а также в странах: Японии, Китае и Южной Корее инвестиции от бизнеса в высокие технологии в разы превосходят государственные. В России же, пока инвестиции в сфере науки, технологий чаще всего на 100% состоят из государственного бюджета.

Например, в научно-образовательном центре «Сколково», который должен быть готовить стартапы для бизнеса, однако до настоящего времени бизнес в этом не участвует, а образовательный центр финансируется в основном из государственного бюджета.

Подобные центры действуют во всех передовых странах мира, они работают только на средства бизнеса, а не на государственные бюджеты, государству там отводиться только регулирующая роль.

В развитии технологического суверенитета, полагаем, что главная проблема в создании эффективной, работающей смычки науки с инновациями. Пока государственная политика недостаточно стимулирует превращение знания в технологии, ведь бюджетное финансирование науки остается пока на низком уровне .

Представляется, что государство должно привлекать внимание крупного бизнеса к науке, создавать выгодные условия для вложения средств. Исследования показывают, даже пока компании, ориентированные на взаимодействие с наукой, не стремятся финансировать её поисковую, фундаментальную часть. Бизнес проявляет интерес лишь когда видит, что уже кто-то сделал коммерчески успешный продукт, который может вызвать интерес у рынка. В современных условиях важным фактором развития технологического суверенитета, является «экономика знаний» (НИОКР, наука и образование и т.д.), ведь именно это – главная составная часть человеческого капитала.

Важно понимать, что построение основ технологического суверенитета – это не кратковременный процесс, он может занять несколько лет, а реальное его обретение еще более длительный срок. Например, по микроэлектронике нам придется догонять другие страны еще несколько лет.

Одна из основных закономерностей развития экономики России, да и в целом мировой экономики, это взаимосвязь экономического роста и повышения качества образования, что подтверждается увеличением доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, устойчиво развивающейся по мере прогресса общества; роста его производительных сил.

Это, как правило, приводит к увеличению занятости, росту технической оснащенности труда, внедрению все более совершенных технологий, в том числе образовательных.

Так, в американской программе Д. Буша «Америка 2000: стратегия развития образования», речь идет о создании совершенно новой системы образования, отвечающей требованиям XXI века, формирование рыночной экономики и строительства сильного, высокотехнологичного государства. [8, c. 9] (Savelev, 2001)

Резко изменила свое отношение к образованию и руководство Китайской народной республики. Так 18 февраля 1993 года были официально обнародованы «Основы реформы и развития образования в Китае», в которых записано, что тот, кто успешно перестроит образование в соответствии с нуждами XXI века, будет в состоянии удержать доминирующее положение в мировой конкуренции.

В России в конце 90-х годов ХХ века, в связи с переходом к рыночной экономике и фактической остановкой производства на многих предприятиях изменилась система ценностей; труд потерял в жизни общества первостепенное значение; была разрушена система профессионального образования рабочих. Предприятия не смогли больше инвестировать средства в подготовку и повышение квалификации рабочих кадров. [5, c.14) (Мaksimcev, 2014)

Поэтому необходимо создание современной системы образования качества человеческих ресурсов, организация подготовки рабочих и научных кадров, с обязательным участием бизнеса.

Полагаем, чтобы в массовом сознании молодежи сделать образ квалифицированного рабочего, инженера и ученого более современным и привлекательным, необходимо начинать это с дошкольного образования, а затем в школе. Поэтому необходимо создать заинтересованность детей в развивающих занятиях, специальных кружках, где формируется первый интерес к техническому творчеству и изобретательству. Основополагающую роль в этом могут сыграть квалифицированные педагогические работники.

Опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий может внедряться на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе компьютерно – игрового комплекса, в естественных науках, технологиях, инжиниринге, математике.

Необходимо в российских детских садах организовать технические кружки, проводить уроки по основам робототехники. Давать детям конструкторы, чтобы они собирали, моделировали. Начинать занятия с конструкторами и книжками с техническими научными сказками. Организовать игру с игрушечными подъемными кранами. Собирать первые электрические конструкторы. Показывать научные мультики. Затем начать разбираться в простейших компьютерных программах.

Полагаем, что приток высококвалифицированных рабочих, инженеров в науку связан с дошкольным воспитанием. Как показывают исследования необходимы новые кадры в развивающей отрасли информационных технологий. При этом нужны по отдельным технологиям специальные знания, которые пока отсутствуют в вузовских программах обучения. Поэтому взращивать свою научно – техническую элиту необходимо с дошкольного возраста. Создать для этого условия объемно пространственного инженерного мышления для развития специальных способностей ребенка.

Статистика показывает, что недостаточно еще количество мест в дошкольных учреждениях, а также требуются там повысить численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.

Так, численность педагогических работников, осуществляющих дошкольное образование составила в 2023 г. - 652,2 тыс. чел., из них имеет высшее образование – 382,1 тыс. чел., т.е. 58,6%. Имеют высшее педагогическое образование только – 210,9 тыс. чел.. т.е. 32,3%. Среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена – 266,7 тыс. чел., т.е. 40,2%. [7, c. 189] (Rosstat, 2024, p.189).

Статистические данные показывают, что сложилось непростое положение с учителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и общего образования. Всего учителей в России - 1 074,7 тыс. чел., из них имеет высшее образование 900,5 тыс. чел., т.е. 83,8%., всего учителей имеющих, педагогическое образование -716,8 тыс. чел., т.е. 66,7%. [7, c. 192] (Rosstat, 2024, p.192).

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в общеобразовательных организациях на одну тысячу обучающихся, составляет 181 шт., из них имеющих доступ в интернет 141 шт. [7 c. 192] (Rosstat, 2024, p.192).

Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в России 20 550,2 тыс. чел., при этом численность обучающихся во вторую и третью смену – 4 000 тыс. чел., т.е. 21% от общей численности обучающихся. [7, c. 191] (Rosstat, 2024, p.191).

КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Важную роль в развитии технологического суверенитета играет качество среднего специального образования.

В 2025 г. абитуриенты подали 3,3 млн. заявлений в организации среднего специального образования (СПО), что на 800 тыс. чел. больше, чем в 2024 г.

Исследования показывают, популярность СПО вызвана практической направленностью обучения: диплом о специальности выпускник получит за 3-4 года и поэтому вчерашний подросток может выйти на рынок труда или продолжить обучение в вузе.

Девятиклассников в 2025 г. было около 1 066 млн.чел., и почти из 74% этих выпускников пожелали получить среднее специальное образование. В колледжи подано 1,7 млн. заявлений.

Самое популярное направление у абитуриентов – IT, медицина, машиностроение и т.д. В регионах проявляется интерес к техническим профессиям. Этому будет способствовать закупка оборудования, лучше, чем на промышленных предприятиях. Благодаря этому на выходе из учебного заведения специалист готов работать на производстве на современных станках. [11, c.4] ( Smakov, 2025, p.4)

По данным Министерства труда РФ ежегодная потребность российской экономики составляет 2,2 млн. новых специалистов. При этом оптимальным для страны станет соотношение: 70% выпускников колледжей и 30% вузов. В 2025 г. пока это соотношение почти 50 на 50. Представляется, что количество бюджетных мест в колледжах надо увеличить. Очень важно определить сколько специалистов, идущих на производство, имеют дипломы об окончании колледжей. Проведенный в 2025 году рекрутинговой компанией Super Job показал опрос родителей будущих выпускников колледжей: 34% родителей сообщили, что их ребенок будет поступать на дневное отделение, дети 18% опрошенных планируют подавать документы на вечернее или заочное отделение вузов и найти работу. Сразу после окончания выйдут на работу и не будут продолжать учебу после колледжа дети только 19% респондентов. Численность студентов, прием на обучение по программам СПО и выпуск специалистов среднего звена в 2023 г. составил – 3133,9 тыс.чел., в т.ч. обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг – 1 285,7 тыс.чел., т.е. 41,2%. Принято на обучение студентов в 2023 г. по договорам об оказании платных образовательных услуг – 4 54,6 тыс.чел., т.е. 45,1%. Выпущено специалистов всего по договорам на оказание платных услуг – 269,3 тыс.чел., т.е. 41,4%. [1, c. 5] (Gerasimova, 2025, p.5).

Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию в феврале 2025 года заявил, что «в школах ревизии должны быть подвергнуты программы по математике и естественно – научным дисциплинам». В рамках обновления, уточнил Президент РФ, предстоит сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и что самое главное, интересным для школьников. Уровень преподавания математики и естественных дисциплин должен быть высоким по всей стране, так как необходимая база знаний формируется у будущих инженеров уже в 5-9 классах. Для этого нужно увеличивать численность учителей- предметников, повышать качество их подготовки. Причем качество школьного образования должно быть хорошим везде. О том, что это пока не так Президент РФ пояснил на примере. Так победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников сосредоточены всего в четырех российских регионах. При этом наблюдается очень большой разрыв - 43% победителей и призеров – это Москва, 14% -Московская область, 8% - Татарстан, 7% - Санкт-Петербург. Нужно повышать качество школьного образования в регионах. За последние 5 лет, число учеников, выбирающих профильными предметами математику и физику, сокращается. В школах сегодня нехватка учителей математики – 33,2%, и физики – 24,1%. При чем дефицит этих учителей- предметников увеличивается ежегодно уже 8 лет. [2, c. 4] (Zamahina, 2025, p.4)

В России должна быть сформирована единая сквозная система подготовки технических кадров – от школы до университета.

Общая потребность в кадрах в России к 2029 году составит более 74 млн.чел. [2, c. 4] (Zamahina, 2025, p.4) Почти на 1 млн. Больше, чем в 2024 году. При этом основной спрос придется на специалистов со средним профессиональным образованием, это следует из 5-летнего кадрового прогноза, который подготовлен в Правительстве РФ.

В своем выступлении Президент РФ В.В. Путин призвал Правительство РФ определить еще и дополнительную потребность страны в кадрах для решения задач развития технологического суверенитета.

России необходимы именно специалисты способные генерировать уникальные решения, в том числе, для новых только формирующихся индустрий. Поэтому необходимо определить параметры госзаказа для колледжей и вузов. Подготовить такие кадры- одна из важнейших задач для всех уровней образования.

Президент РФ обращает внимание властей не только на количество, но и на качество готовящихся специалистов. С учетом стремительного развития технологического суверенитета нужно серьезно переосмыслить наполнение учебных программ, а также сами механизмы обучения.

Готовить надо кадры так, чтобы лет через 15-20 полученные в ходе учебы знания и компетенции сохраняли актуальность, т.е. чтобы нынешние школьники и студенты были готовы отвечать на вызовы времени в условиях бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции.

Президент РФ называет это «заделом компетенции на годы вперед». Он призвал учесть это при разработке новой стратегии образования до 2040 года. Особую обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что значительная часть студентов покидает инженерные вузы, не доучившись до диплома. Президент РФ привел статистику: доля учащихся инженерных направлений с незаконченным высшим образованием составляет около 40%, эти данные попросту обнуляют все наше планирование объемов подготовки кадров. Он считает, что ключевой причиной потери интереса учащихся к будущих профессии, являются устаревшие образовательные программы и курсы. [2, c. 4] (Zamahina, 2025, p.4)

По его оценке, обновление нужно и в школах, и в вузах. Что касается школ, то ревизии должны быть подвергнуты программы по математике и естественнонаучным дисциплинам. Представляется, что в рамках обновления предстоит сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и, что самое главное интересным для школьников.

По его словам, уровень преподавания математики и естественных наук должен быть высоким по всей стране, так как необходимая база знаний формируется у будущих специалистов формируется уже в 5-9 классах. Для этого, как уже не раз говорилось нужно увеличивать численность учителей предметников, повышать качество их подготовки.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Исследования показывают, что необходим закон, направленный на повышение качества дополнительного образования педагогов, который бы изменил систему переподготовки педагогических кадров в России. [2, c. 4] (Zamahina, 2025, p.4) Представляется, что это очень важно и устранит формальные существующие подходы к повышению квалификации учителей и недобросовестных образовательных организаций, предлагающих сомнительные курсы. Так по данным за 2024 год из 69,9 тыс. организаций, предлагающих курсы переподготовки, более одной тысячи (15%) вообще не являются учебными или научными учреждениями. [2, c. 4] (Zamahina, 2025, p.4) Ситуация усугубляется тем, что из 272 тыс. программ повышения квалификации, только 5,9% имеют профессиональную и законную аккредитацию, а из 65 тыс. программ профессиональной подготовки, лишь 4,6% имеют эту аккредитацию. При этом более половины этих курсов предлагается пройти дистанционно за минимальные сроки. Есть варианты повышения квалификации всего за 36 часов стоимостью от 1 000 руб. В интернете можно найти предложение, где за 20 тыс.руб. и месяц обучения превращают в «педагога» любого желающего, независимо от его первоначального образования и опыта. В дистанционной форме было организовано 155 тыс. курсов переподготовки и 38,7 тыс. программ повышения квалификации. Это больше половины от общего объема, они открыто рекламируют возможность получения онлайн практически любых дипломов. Только на одном из таких сайтов, не выходя из дома предлагается пройти свыше 1,5 тыс. курсов и 4 тыс. программ. [9, c.8] (Savitskay, 2025, p.8)

Представляется, что все это ставит под сомнение качество переобучения преподавателей, а также размывает реальную картину оснащенности педагогическими кадрами системы образования. В результате в некоторых школах один учитель, имея на руках купленные в интернете у частных фирм документы, преподает несколько предметов в том числе не смежных.

Поэтому представляется, что переподготовку педагогов по основным общеобразовательным программам необходимо проводить только в государственных и муниципальных организациях, а также в учреждениях, созданных государством, регионами, муниципалитетами, госкорпорациями или госкомпаниями.

В этой связи, представляется необходимым внести поправки к федеральному закону об «Образовании», что позволит повышение квалификации проводить только по основной специальности учителя. Если требуется переподготовка, например, математика, который собрался преподавать информатику, физику или другие дисциплины, программы переобучения должны занимать не менее 250 часов. Тогда учитель физкультуры точно не сможет преподавать естественно-научные предметы. Учитывая дефицит учителей- предметников в стране, представляется, что для всех обладателей документов, уже выданных в сомнительных организациях, необходимо провести переаттестацию. [9, c.8] (Savickaa, 2025, p.8)

Если бы в школе сегодня, начиная с 9 класса, проходили экзамены по математике, химии, физике, информатике, то к концу 11 класса желающих сдать эти предметы было бы гораздо больше. Сегодня же школьник подготовился к урокам, например по физике, химии, математике, получил оценку и забыл, что выучил. Он не держит в памяти большой объем сложных знаний, тем более существующие правила сегодня позволяют школьнику в 9-11 классах выбрать экзамен полегче, например, обществознание. При этом фундаментальные знания по физике, математике оказываются не востребованными. Что также странно, то, что поступающие абитуриенты в педагогические вузы на специальность физика и математика не имеют ЕГЭ по этим предметам, а имеют ЕГЭ по обществознанию.

По данным Министерства просвещения РФ в 2025 г. из 687,8 тыс. школьников сдающих ЕГЭ, профильный экзамен по математике сдавали 336,7 тыс. чел., т.е. 45,3%. ЕГЭ по физике сдавали 117,7 тыс. чел., т.е. 34,9% от сдававших профильную математику. Число сдававших ЕГЭ по информатике - 45,3% от числа сдававших профильную математику. [9, c. 8] (Savitskay, 2025, p.8)

К сожалению, у абитуриентов инженерных направлений вузов по-прежнему была в приоритете информатика. Представляется, что задания ЕГЭ по физике для поступающих в инженерные вузы должны быть частично изменены и стали более интересными и близкими к практическому использованию знаний.

Представляется, что необходимы в этом важнейшем направлении ключевые изменения в объективной оценке преподавания и знаний школьника. Это должны быть единые федеральные образовательные программы по всем предметам для всех регионов, городов, деревень, разработанные с учетом лучшего опыта советской и российской систем образования, обязательной синхронизацией образовательных программ с ОГЭ и ЕГЭ.

К сожалению, не качественный отбор преподавателей начинается еще с вузов. Конкурс на педагогические специальности с каждым годом все ниже, лишь бы заполнить квоты, выделенные государством. Все это происходит из-за низких зарплат педагогов. Выход один – укомплектовать школы педагогическими кадрами за счет внешнего и внутреннего совместительства. Больше всего востребованы преподаватели математики, физики и химии. [4, c.197] (Karpova, 2010, p.197).

Исследования показывают, что с 2014 г. число школьников в России выросло на 28% - с 14,1 млн.чел., до более 18 млн. чел. [7, c.191] (Rosstat, 2024, p.191). Число учителей за этот период не изменилось. Это значит, что нагрузка на каждого педагога обновилась сообразно прибавлению учеников. Сегодня в среднем по стране, согласно информации Росстата, на одного учителя приходится 17 учеников, для сравнения в 1990 г -14 учеников. Если вернуться к этой норме, то сегодня потребуется еще более 220 тыс. педагогов.

По данным Министерства просвещения РФ в стране не хватает более 100 тыс. преподавателей начальных классов, 73 тыс. учителей математики, 37 тыс. учителей физики и 59 тыс. преподавателей иностранных языков. [7, c.192] (Rosstat, 2024, p.192)

За последние годы в российских школах уволилось около 200 тыс. учителей. 72% педагогов покидают школы за два первых года работы, из-за разрыва между ожиданиями и реальностью.

Как показывают исследования, основная причина ухода - низкая зарплата и непосильные нагрузки, отсутствие нормальных жилищных условий, конфликты с родителями, давление администрации школ.

Представляется, что в решении этих непростых проблем необходимо сделать оклад в соответствии с указом Президента РФ на уровне среднего по региону. Рассчитать учебную нагрузку в размере 36 часов в неделю, а все, что сверх этого должно оплачиваться как сверхурочная работа.

Современная школа в настоящее время сталкивается со значительным количеством проблем. Например, устаревшие учебные программы, нехватка педагогов, низкая зарплата, иногда не очень качественная подготовка учителей. В результате ученики не приобретают навыки, нужные в XXI веке, порой у них ограничены возможности для развития критического мышления, творческих и практических умений. [3, c.93] (Ivanov, 2019, p.93).

Поэтому очень важным, является то, что нужно сделать в школе, чтобы не навязывать излишние рамки, мешающие развитию индивидуальности. Не нужно сильно ограничивать гибкость образовательного процесса, подавлять индивидуальный подход, превращать процесс обучения в механическое выполнение формальных требований.

Из-за нехватки учителей в школах, уже сейчас студентов 4 курса педагогических вузов приглашают работать в учебные учреждения.

Исследования показывают, что среди многих причин нежелание молодых выпускников педвузов оставаться в школе, можно выделить две. Первая - молодой учитель, столкнувшись со школой, понимает, что неправильно выбрал свой профессиональный путь, все оказалось не таким как виделось. Вторая - отсутствие стимулов.

По данным исследований Института развития образования университета Высшей школы экономики более молодые кадры работают по таким предметам, как иностранные языки и физкультура и очень заметен перекос в сторону возрастных кадров среди педагогов начальных классов. Эти педагоги неплохо оценивают изменения, связаны они непосредственно с их работой в своей школе, но не удовлетворены тем, что касается их жизни за рамками класса и школы. Поскольку работа не дает учителям заниматься собой, семьей, обеспечивать себя материально, отдыхать, учиться новому. Еще педагогов беспокоит ухудшение отношения к их профессии в обществе.

Молодые учителя сразу после диплома в школы идут охотно, но, к сожалению, долго не выдерживают и уходят.

Главной проблемой молодых учителей, определяют эксперты, что педагоги не понимают того факта, что учитель больше не просто транслятор знаний. Мир, в котором почти любую информацию можно найти в Сети, не нуждается уже больше в том, кто транслирует информацию.

Учитель сегодня это человек, который ведет ребенка. Он – тот, кто не просто учит конкретному навыку вроде решения математической задачи, а объясняет зачем ребенку это вообще нужно.

По мнению экспертов, пединститут готовит учителей сегодня, для работы завтра по учебникам, написанным вчера. Потому, что учебники тяготеют к знаниевой «парадигме», где учитель выступает транслятором знаний. Так, что новые учебники еще пишутся.

Что же с учителями, которые не нашли себя в школе, которые учились шаблонно по указке родителей, с выбором педагогического вуза. Анализ показывает, что, к сожалению, немало выпускников педвузов не идут в школы, а устраиваются на работу, где меньше нагрузки, больше зарплата. Например, крупные компании берут людей с педагогическим образованием на должность кадровика. Другая значительная часть выпускников, даже не проработав ни часа в школе, занимаются онлайн- просвещением.

В настоящее время существует только одно единое издание, это учебник истории. Но к 2028 году Министерство просвещения РФ обещает разработать учебники и по остальным предметам. Издание готовиться в тесном сотрудничестве с учеными Российской Академии Наук, представители которой уже заявили, что «скорость, с которой меняются научные знания фантастическая», поэтому учебники требуют постоянной актуализации.

Так, например, в настоящее время в школах пользуются восемью различными учебниками по алгебре для 8 класса, содержание этих учебников примерно одинаковое и соответствует требованием Министерство просвещения РФ. Качество же этих учебников по мнению экспертов не одинаковое, пробелы в подаче материала, непонятное изложение. Возникает вопрос почему восемь учебников, а не один? Более того, некоторые учителя ведут уроки по алгебре в 8 классе используя собственные материалы, а не восемь учебников. Это говорит о том, что отсутствует контроль со стороны центральных органов. Потому, что школы управляются и финансируются муниципальными и региональными органами. [4, c.131] (Karpova, 2025, p.131).

Анализ показывает, что цены на учебники по которым сейчас преподают в школах (входят в федеральный перечень Министерства просвещения, подавляющее большинство печатается издательством «Просвещение»), вызывает у Министерства финансов опасения, «так как они зафиксированы в среднем на уровне 700 руб.». [9, c. 8] (Savitskay, 2025, p.8) В прошлом году на закупку учебников регионы потратили около 34 млрд. руб. В ведомстве полагают, что оптимальная цена должна быть снижена до 500 руб., с учетом доставки. Отдельная субсидия по поддержке регионов вряд ли получится. Сложившаяся система буквально вынуждает школы покупать дорогие учебники, а деньги на это есть далеко не у всех субъектов. В результате получается, что высокая цена на учебники ляжет на бюджет родителей школьника.

РОЛЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

По мнению академика РАН Окрепилова В.В. на многотрудной дороге от рождения идей до воплощения новшеств в практику и распространения инноваций не все зависит от исследователей-инноваторов, часто требуется получить одобрение идеи, решение о внедрении новшества, его распространение, что является компетенцией разных организаций и их руководителей. [6, c. 137] (Okrepilov, 2014, p.137)

Число научно-исследовательских организаций в 2023 году – 1517, что меньше, чем в 2010 г. на 17.6%, конструкторских организаций – 236, что меньше, чем в 2010 г. на 34,8%, проектных и проектно – изыскательских организаций в 2023 г. -15, что меньше чем в 2010 г. на – 58,4%, опытных заводов в 2023 г. – 30, что меньше чем в 2022 – 36,2%.. [7, c.480] (Rosstat, 2024, p.480)

Без качества образования не может быть технологического суверенитета страны. Поэтому необходимо повышать стандарты обучения.

Подано заявок на выдачу патентов на изобретение всего: в 2010 г. – 42500, в 2023 г. -26651, из них российскими заявителями в 2010 г.– 28722, в 2023 г. – 20582.

На полезные модели: в 2010 г. – 12262, в 2023 г. – 9707, из них российскими заявителями в 2010 г. – 11757, в 2023 г. – 9547.

Выдано патентов на изобретение: в 2010 г. – 30332, в 2023 г. – 23371, из них российскими заявителями в 2010 г. – 21627, в 2023 г. – 16928.

На полезные модели в 2010 г. – 10581, в 2023 г. – 6630, из них российскими заявителями в 2010 г. – 1187, в 2023 г. – 6522.

Число действующих патентов на полезные модели в 2010 г. – 54848, в 2023 г. – 39620. [7, c.481] (Rosstat, 2024, p.481)

Всего текущих затрат на исследования и разработки в 2021 г. – 223,1 млрд. руб., в т.ч. на технические области науки – 43,4 млрд.руб., всего в 2023 г. – 256,2 млрд.руб., в т.ч. по техническим областям науки 41,8 млрд.руб. [7, c.480] (Rosstat, 2024, p.480)

Численность исследователей по техническим областям науки всего в 2010 г. – 224 641 чел., в 2023 г. – 201 569 чел., снижение на 10,3%. Из них докторов наук в 2010 г. – 4620 чел., в 2023 г. – 3464 чел., снижение на 25,1%, кандидатов наук в 2010 г. – 21 260 чел., в 2023г. – 16 893 чел., снижение на 20,6%.

Численность исследователей по возрастным группам всего в 2010 г. -368 915 чел., в т.ч. до 29 лет – 71 194 чел.(19,2%), 50-59 лет – 88 362 чел.(23,9%), 60-69 лет – 60 997 чел. (16,5%).

Всего в 2023 г. – 338 900 чел., в т.ч. до 29 лет – 54 680 чел. (16,1%), 50 -59 лет – 43 164 чел.(12,7%), 60 -69 лет – 46 986 чел.(13,9%).

Из них имеют ученую степень доктора наук всего в 2010 г. -26289 чел., в. т.ч. до 29 лет – 52 чел., т.е.0,2%, 50-59 лет – 7211 чел., т.е. 26,9%, 60-69 лет – 7743 чел., т.е. 28,9%.

Всего в 2023 г. – 22 626 чел., в т.ч. до 29 лет – 13 чел. (0,5%), 50 -59 лет – 3 569 чел. (15,7%). 60-69 лет – 6768 чел. (29,9%).

Из них имеют ученую степень кандидата наук всего в 2010 г. – 78 325 чел., в т.ч. до 29 лет – 4354 чел. (5,6%), 50-59 лет – 1805 чел. (24,0%), 60-69 лет – 16 001 чел. (20,4%).

Всего в 2023 г. – 69 975 чел. в т.ч. до 29 лет – 1197 чел. (1,7%), 50-59 лет – 11 082 чел. (15,8%), 60-69 лет – 11 531 чел. (16,5%). [7, c.477] (Rosstat, 2024, p.477)

К сожалению, негативно на развитие технологического суверенитета влияют показатели снижения численности исследователей по техническим наукам в 2023 г. по сравнению с показателями 2010 г. на 10,3%. Снизилось число докторов наук на 25,1%, кандидатов наук на 20,6%.

Снижается численность исследователей до 29 лет, если их было в 2010 г. – 19,2%, то в 2023г. – 16,1%, 50-59 лет в 2010 г. – 23,9%. В 2023 г. -12,7%.

Снижается численность исследователей, имеющих ученую степень доктора наук, в 2010 г. в возрасте до 29 лет было – 0,2%, в 2023 г. – 0,05%, в возрасте 50 -59 лет в 2010 г. – 26,9%, в 2023 г. -15,7%.

Снижается число исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук, всего в 2010 г. до 29 лет – 5,6%, в 2023 г. -1,7%, 50-59 лет в 2010 г. – 24%, в 2023 г. – 15,8%. [7, c.477] (Rosstat, 2024, p.477)

Исследования показывают, что России нужна национальная программа развития робототехники – они есть во многих ведущих экономиках мира. Такая программа необходима для развития компетенций в университетах, а уже затем – для поддержки индустрии. Известно, что без сильных университетов у страны не будет технологического суверенитета. При этом отбором проектов должны заниматься профессионалы.

К 2030 году в России на производствах должно быть 99 325 роботов. Сейчас по статистике Министерства промышленности и торговли, в стране только 14 382 промышленных робота. По оценкам экспертов, роботизация производства обеспечивает рост производительности труда в 2-3 раза при одновременном снижении производственных издержек на 15-30%, но есть и сдерживающие факторы, мешающие внедрению роботов. [10, c.9] (Tetyrekov, 2025, p.9)

В России роботизация признана национальным приоритетом. К 2030 году страна должна войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации. Для достижения этой цели реализуется федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства», под руководством Министерства промышленности и торговли РФ с объемом финансирования, около 37 млрд. рублей до 2027 года.

Полагаем, что необходимо разработать меры поддержки для производителей, интеграторов и промышленных предприятий. Считаем важным среди них – налоговые льготы, субсидии, льготное финансирование, компенсация части затрат на внедрение робототехнических решений. Полагаем, что главным препятствием для внедрения роботов на производствах являются технологические ограничения, поэтому необходимо достаточно развитая инфраструктура для внедрения автоматизированных решений и серьезная модернизация существующих производственных линий. Представляется, что барьером остаются и высокие первоначальные затраты на роботизированные технологии. Это не только стоимость оборудования, но и расходы на его интеграцию в производственные процессы и подготовку кадров.

Также необходима система научных грантов. В России сейчас существует только один фонд – Российский научный фонд (РНФ), который в основном поддерживает фундаментальные исследования. В тоже время ведущая грантовая система Евросоюза HORIZON 2020 фокусируется на прорывных прикладных проектах, с общим бюджетом в 80 млрд. евро. К сожалению, у нас таких фондов нет. Поэтому лаборатории не могут нанять инженеров, не говоря уже о закупке оборудования и даже комплектующих.

Представляется, что в вопросе развития робототехники огромное внимание должно быть уделено подготовке кадров, известно, что способных обслуживать и программировать сложные робототехнические системы нужно специально готовить в инженерных университетах. Сегодня каждая страна, претендующая на лидерство в робототехнике, ищет свои пути решения кадровых вопросов, так, например стратегией Китая стало возвращение своих ведущих специалистов из США, им были предоставлены условия, превосходящие те, к которым они привыкли в США. В результате они привезли с собой огромные компетенции в тех областях, где Китай сильно отставал. Так в Японии прикладное обучение робототехнике начинается с раннего детства в игровой форме, почти каждый второй японец мечтает создать умного робота, этому способствует и культура анимэ, где главные герои добрые роботы, которые помогают людям.

Как известно, что в экономике давно идет процесс вытеснение монотонного тяжелого труда передовыми технологиями, роботами. Однако процесс роботизации проходит очень медленно. Так в России производятся на одну тысячу промышленных работников – 6 шт. роботов в год, в Южной Корее – 920 шт. роботов, в Японии, Великобритании, Германии – от 200 до 600 шт. роботов. Это показывает, к сожалению, как сильно экономическая политика 90-х годов отбросила назад Россию в развитии науки. [10, c.9] (Tetyrekov, 2025, p.9)

Заключение

В современном мире обеспечение технологического суверенитета немыслимы без качественного образования человеческих ресурсов. Развитие технологического суверенитета требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому приоритетное внимание необходимо уделять сохранению и качественному усилению человеческих ресурсов в сфере образования и науки. Для воспитания собственной научно – технологической элиты необходимо развивать в дошкольном возрасте специальные инженерные способности с использованием информационных технологий. Чтобы обеспечить развитие технологического суверенитета квалифицированными качественными специалистами, система профессионального образования должна кардинально менять подходы к обучению. Главное в направлении – это гибкость и ориентация на практику. Колледжи должны перейти на подготовку кадров по прямым заявкам предприятий, студенты должны учиться на самом современном оборудовании. Это возможно на базе научно – образовательных производственных комплексов в составе учебных заведений, НИИ, колледжей, школ и предприятий.

Подготовка специалистов в колледжах и вузах должна вестись по профессиям и количеству обучающихся, исходя из заключенных договоров предприятий с образовательными учреждениями, чтобы выпускник, получив диплом, сразу мог приступить к работе на предприятии. При этом предприятия могут помочь колледжам и вузам обновить материально – техническую базу с тем, чтобы студенты могли учиться на самом современном оборудовании – от станков с ЧПУ и 3D принтеров. Если колледжи и вузы не могут приобрести это оборудование, то студенты должны обучаться и проходить практику на оборудовании, имеющемся у предприятия. При этом, специалисты, получившие образование за счет бюджетов федерального, регионального, должны остаться после учебы в этом регионе, в городе, районе.


Страница обновлена: 15.12.2025 в 09:17:40

 

 

Kachestvo chelovecheskikh resursov kak osnova razvitiya tekhnologicheskogo suvereniteta

Feklistov I.F., Feklistov I.F.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation: