Качественное образование – основа развития научно-технологического суверенитета

Феклистов И.Ф.
1 Научно-производственное объединение «Реинжиниринг», ,

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Настоящее исследование посвящено качественному образованию, как основе развития научно- технологического суверенитета. В статье аргументируется организация подготовки качественных человеческих ресурсов, начиная с дошкольного образования, в школах, колледжах, университетах, на предприятиях, являющихся участниками научно-образовательных производственных комплексов. Это позволяет, начиная с детского учреждения, затем со школьной скамьи формировать интерес у детей к труду. Обоснована важность повышения качества образования инженерных кадров в решении задачи развития научно- технологического суверенитета. Ключевым аспектом развития системы качественного образования представляется повышение статуса и престижа российского педагога. Показана необходимость повышения качества подготовки инженерных кадров в решении усложняющихся задач развития научно-технологического суверенитета, опережающей модернизации школьного, высшего и дополнительного образования. Показана роль Российской Академии Наук и Российской Академии Образования в реформировании школьных программ, экспертизе учебников, модернизации аспирантуры.

Ключевые слова: дошкольное образование, школьный учитель, качественное инженерное образование, научно- технологический суверенитет, инженерные человеческие ресурсы, научные диссертации

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



ВВЕДЕНИЕ

Сконцентрировать внимание ученого на нерешенных наукой проблемах – цель любого научного исследования. Представляется, что без качественного образования государство лишается независимости. Качественное образование - основа успешного будущего страны. Оно самое большое богатство нашей страны.

На Восточном экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы должны обеспечить развитие экономики на собственных технологических решениях с высоко квалифицированными, подготовленными и мотивированными кадрами. Нужно качественнее готовить кадры – это важнейшая задача государства.»

Известно, что задачи подготовки квалифицированных инженеров советская система образования решала эффективнейшем образом. Это позволило Советскому Союзу стать сверхдержавой, добиться динамичных успехов в науке, промышленности, медицине. В 60-х годах это убедительно подтвердил Президент США Джон Кеннеди: «Мы проиграли русским космос за школьной партой.»

Исследования показывают, что российский рынок труда испытывает дефицит хороших инженерных кадров. Кадровый дисбаланс вызван перекосами в российской системе профессионального образования, которое очень медленно реагирует на запросы научно- технологического суверенитета. Пока еще остается проблема дефицита специалистов – инженеров нужной квалификации, хотя ежегодно увеличивается число бюджетных мест в университетах на инженерные специальности. В силу еще низких зарплат у молодых специалистов, инженерный труд нередко считается непрестижным. Так же проблема в том, что система профессионального инженерного образования не редко не дает необходимых компетенций. Кроме того, еще слабо развита система дополнительного инженерного образования, доступная переквалификация. На некоторых предприятиях еще пока сложно организовать переобучение специалистов – раз в три года, установленные Минобрнауки РФ.

ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ

Полагаем, чтобы сделать образ квалифицированного инженера в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это с дошкольного образования, а затем в школе. В этих целях необходимо создать заинтересованность детей в развивающих занятиях, специальных кружках, где формируется первый интерес к инженерному творчеству, к изобретательству, к изучению иностранных языков. Конечно же, в этом основополагающую роль могут сыграть квалифицированные педагогические работники.

Проведенный анализ показывает, что недостаточно еще количество мест в дошкольных учреждениях, а также требуются там повысить численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.

Так, численность педагогических работников, осуществляющих дошкольное образование составила в 2023 г. - 652,2 тыс. чел., из них имеет высшее образование – 382,1 тыс. чел., т.е. 58,6%. Имеют высшее педагогическое образование только – 210,9 тыс. чел.. т.е. 32,3%. Среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена – 266,7 тыс. чел., т.е. 40,2%. [8, c. 189] (Rosstat, 2024, p.189).

В ряде стран, ориентированных на воспитание собственной научно – технической элиты, опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий внедряется на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе компьютерно – игрового комплекса, в естественных науках, технологиях, инжиниринге, математике. [9, c. 32] (Savelev, 2021, p.32).

Считаем, что необходимо в российских детских садах давать детям конструкторы, чтобы они собирали, моделировали. Организовать технические кружки, проводить уроки по основам робототехники. Начинать занятия с конструкторами и книжками с техническими научными сказками. Организовать игру с игрушечными подъемными кранами. Собирать первые электрические конструкторы. Показывать научные мультики. Затем начать разбираться в простейших компьютерных программах. Именно таким образом показать, что физика — это интересно.

Полагаем, что приток инженеров в науку связан с дошкольным воспитанием. Как показывают исследования необходимы новые кадры в развивающей отрасли информационных технологий. При этом нужны по отдельным технологиям специальные знания, которые пока отсутствуют в вузовских программах обучения. Поэтому взращивать свою научно – техническую элиту необходимо с дошкольного возраста. Создать для этого условия для развития специальных способностей ребенка, объемно пространственного инженерного мышления.

Исследования показывают, что сложилось непростое положение с учителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и общего образования. Всего учителей в России - 1 074,7 тыс. чел., из них имеет высшее образование 900,5 тыс. чел., т.е. 83,8%., всего учителей имеющих, педагогическое образование -716,8 тыс. чел., т.е. 66,7%. [8, c. 192] (Rosstat, 2024, p.192).

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в общеобразовательных организациях на одну тысячу обучающихся, составляет 181 шт., из них имеющих доступ в интернет 141 шт. [8 c. 192] (Rosstat, 2024, p.192).

Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в России 20 550,2 тыс. чел., при этом численность обучающихся во вторую и третью смену – 4 000 тыс. чел., т.е. 21% от общей численности обучающихся. [8, c. 191] (Rosstat, 2024, p.191).

Еще в 2019 г. было заявлено на федеральном уровне, что в рамках нацпроекта образования к 2025 г. двусменной формы обучения в школах не будет. Однако оказалось, что пока ликвидация второй смены не будет решена в этом году. В правилах СанПин указано, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.

Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию в феврале 2025 года заявил, что «в школах ревизии должны быть подвергнуты программы по математике и естественно – научным дисциплинам». В рамках обновления, уточнил Президент РФ, предстоит сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и что самое главное, интересным для школьников. Уровень преподавания математики и естественных должен быть высоким по всей стране. так как необходимая база знаний формируется у будущих инженеров уже в 5-9 классах. Для этого как уже раз говорилось нужно увеличивать численность учителей- предметников, повышать качество их подготовки. Причем качество школьного образования должно быть хорошим везде. О том, что это пока не так Президент РФ пояснил на примере. Так победители заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников сосредоточены всего в четырех российских регионах. При этом наблюдается очень большой разрыв. 43% победителей и призеров – это Москва, 14% -Московская область, 8% - Татарстан, 7% - Санкт-Петербург. Надо обратить на это внимание. Что же теперь все школы в Москву переводить? Нет, наверное. Это неприемлемо. Нужно повышать качество школьного образования в регионах. За последние 5 лет, число учеников, выбирающих профильными предметами математику и физику, сокращается. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4)

Исследования показывают, что необходимо изменить систему переподготовки педагогических кадров в России. Это устранит формальный подход к повышению квалификации учителей, а также недобросовестных образовательных организаций, предлагающих сомнительные курсы. В результате учитель физкультуры больше не будет преподавать в 9-11 классах математику и физику. Так по данным за 2024 год из 6,9 тыс. организаций, предлагающих курсы переподготовки, более одной тысячи организаций (15%) вообще не являются учебными или научными организациями. Ситуация усугубляется тем, что из 272 тысяч программ повышения квалификации и 65 тысяч программ профессиональной переподготовки, лишь 5,9% и 4,6% соответственно имеют профессиональную и законную аккредитацию. [2, c. 8] (NG, 2025, p.8)

При этом более половины этих курсов предлагается пройти дистанционно за минимальные сроки. Есть варианты повышения квалификации всего за 36 часов стоимостью от одной тысячи рублей. В интернете можно найти предложения, где за 20 тыс. рублей и месяц обучения «превращают» любого желающего в педагога, независимо от его первоначального знания и опыта.

По заявлению председателя Госдумы РФ В. Володина «В дистанционной форме было организовано 155 тысяч курсов переподготовки и 38,7 тысяч программ повышения квалификации учителей. Это больше половины от общего объема. Они открыто рекламируют возможность получения онлайн, практически любых дипломов. Только на одном из таких сайтов, не выходя из дома предлагается пройти свыше 1,5 тысяч курсов и 4 тысячи программ. В результате в некоторых школах один учитель, имея на руках купленные в интернете у частных фирм документы, преподает несколько предметов, в том числе не смежных.

Представляется, чтобы учитель физкультуры не преподавал по совместительству математику и физику, необходимо проходить переподготовку педагогов по основным общеобразовательным предметам и проводить её только в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также в учреждениях, созданных государством, регионами, муниципалитетами, госкорпорациями или госкомиссиями. В стране с каждым годом растет нехватка учителей. Хотя профильные министерства, говоря о кадрах в сфере образования, утверждают, что все хорошо. Но только учитывая совместителей, а также тех, кто, пройдя переквалификацию, преподает несколько смежных предметов.» [2, c. 8] (NG, 2025, p.8)

По данным В. Володина: в школах нехватка учителей математики 33,2% и физики 24,1%. Причем дефицит этих учителей – предметников увеличивается ежегодно уже 8 лет.

В настоящее время в школах РФ существует только единое учебное издание по истории. Только к 2028 году Министерство просвещения РФ обещает разработать единые учебники по остальным предметам.

Исследования показывают, что в настоящее время в школах пользуются восемью различными учебниками по алгебре для 8 класса, содержание этих учебников примерно одинаковое и соответствует требованием Министерство просвещения РФ. Качество же этих учебников по мнению экспертов не одинаковое, пробелы в подаче материала, непонятное изложение. Возникает вопрос почему восемь учебников, а не один? Более того, некоторые учителя ведут уроки по алгебре в 8 классе используя собственные материалы, а не восемь учебников. Это говорит о том, что отсутствует контроль со стороны центральных органов. Потому, что школы управляются и финансируются муниципальными и региональными органами. [5, c.131] (Karpova, 2025, p.131).

В настоящее время у российского учителя нагрузка составляет 46 часов в неделю, а у западного учителя 38 часов. При этом фактическая нагрузка на отечественного учителя еще больше, в связи с дефицитом кадров и расширяющимся расписанием уроков.

Представляется, что большой проблемой для качественного образования, является то обстоятельство, что в 9-11 классах учащиеся школ практически не уделяют внимание предметам, которые не предусмотрены ЕГЭ. При этом происходит натаскивание, зачастую с помощью репетиторских услуг на определенные предметы ЕГЭ.

ЕГЭ не должно быть самоцелью во вред учебе, так как мировоззрение в школе должно формироваться на базе 2-3 предметов.

ЕГЭ на самом деле разрешает ученикам 9-11 классов учиться только по трем предметам, нужным для поступления в вуз, а остальные забросить.

Натаскивание на ЕГЭ также приводит к проблемам, связанных с репетиторством, при этом неимоверно растут финансовые затраты родителей на оплату репетиторов. Выход из этой сложной ситуации, представляется в том, чтобы ЕГЭ был синхронизирован со школьной программой и высокооплачиваемые репетиторские услуги были бы прекращены. При этом репетиторство могут заменить дополнительные занятия, консультации силами опытных преподавателей данной школы.

Разумеется, дополнительные услуги этих преподавателей должны быть оплачены за счет средств школы.

Известно, что пока при поступлении в вуз не учитываются итоговые оценки в аттестате. Представляется, что Министерство просвещения РФ может разработать подходы к формированию портфолио личных достижений школьника, в котором будут собраны его успехи и динамика развития в учебной, социальной, культурной, спортивной и творческой жизни.

Исследования показывают, что в последние годы физически не хватает желающих школьников, чтобы заполнить инженерные специальности в вузах.

Если бы в школе сегодня, начиная с 9 класса, проходили экзамены по математике, химии, физике, информатике, то к концу 11 класса желающих сдать эти предметы было бы гораздо больше. Поскольку сегодня школьник подготовился к урокам, например по физике, химии, математике, получил оценку и забыл, что выучил. Он не держит в памяти большой объем сложных знаний, тем более существующие правила сегодня позволяют школьнику в 9-11 классах выбрать экзамен полегче, например, обществознание. При этом фундаментальные знания по физике, математике оказываются не востребованными. Что также странно, то, что поступающие абитуриенты в педагогические вузы на специальность физика и математика не имеют ЕГЭ по этим предметам, а имеют ЕГЭ по обществознанию.

По данным Министерства просвещения РФ в 2025 г. из 687,8 тыс. школьников сдающих ЕГЭ, профильный экзамен по математике сдавали 336,7 тыс. чел., т.е. 45,3%. ЕГЭ по физике сдавали 117,7 тыс. чел., т.е. 34,9% от сдававших профильную математику. Число сдававших ЕГЭ по информатике - 45,3% от числа сдававших профильную математику. [2, c. 8] (NG, 2025, p.8)

К сожалению, у абитуриентов инженерных направлений вузов по-прежнему была в приоритете информатика. Представляется, что задания ЕГЭ по физике для поступающих в инженерные вузы должны быть частично изменены и стали более интересными и близкими к практическому использованию знаний.

Представляется, что необходимы в этом важнейшем направлении ключевые изменения в объективной оценке преподавания и знаний школьника. Это должны быть единые федеральные образовательные программы по всем предметам для всех регионов, городов, деревень, разработанные с учетом лучшего опыта советской и российской систем образования, обязательной синхронизацией образовательных программ с ОГЭ и ЕГЭ.

Исследования показывают, что негативно влияют на качественное образование низкие зарплаты учителей в школах России.

По данным независимого профсоюза «Учитель», оклады учителей в 90% регионов доведены до минимального размера оплаты труда, правда зачастую с учетом всех надбавок. Выше этого базовый оклад преподавателя оказался лишь в трех регионах в Приморском крае, Татарстане и Москве. Хотя как известно, есть приказ Президента РФ № 597 от 2012 г., который требует довести зарплату педагогов до средней в регионе.

Исследования показывают, что в школах страны около трети учителей старше 55 лет. Чаще всего педагоги спасаются репетиторством, некоторые молодые учителя приходят в школу на 2-3 года, чтобы потом зарабатывать индивидуальными занятиями для формирования клиентской базы. Также сказывается на качестве образования, работа на две-три ставки в школе, что приводят педагогов к выгоранию, депрессии.

Учитывая большой недостаток учителей, школы, к сожалению, вынуждены брать любого приходящего, иногда, даже случайных людей.

К сожалению, не качественный отбор преподавателей начинается еще с вузов. Конкурс на педагогические специальности с каждым годом все ниже, лишь бы заполнить квоты, выделенные государством. Все это происходит из-за низких зарплат педагогов. Выход один – укомплектовать школы педагогическими кадрами за счет внешнего и внутреннего совместительства. Больше всего востребованы преподаватели математики, физики и химии. [10, c.197] (TM, 2010, p.197).

Исследования показывают, что с 2014 г. число школьников в России выросло на 28% - с 14,1 млн.чел., до более 18 млн. чел. [8, c.191] (Rosstat, 2024, p.191). Число учителей за этот период не изменилось. Это значит, что нагрузка на каждого педагога обновилась сообразно прибавлению учеников. Сегодня в среднем по стране, согласно информации Росстата, на одного учителя приходится 17 учеников, для сравнения в 1990 г -14 учеников. Если вернуться к этой норме, то сегодня потребуется еще более 220 тыс. педагогов.

По данным Министерства просвещения РФ в стране не хватает более 100 тыс. преподавателей начальных классов, 73 тыс. учителей математики, 37 тыс. учителей физики и 59 тыс. преподавателей иностранных языков. [8, c.192] (Rosstat, 2024, p.192)

За последние годы в российских школах уволилось около 200 тыс. учителей. 72% педагогов покидают школы за два первых года работы, из-за разрыва между ожиданиями и реальностью.

Как показывают исследования, основная причина ухода - низкая зарплата и непосильные нагрузки, отсутствие нормальных жилищных условий, конфликты с родителями, давление администрации школ.

Представляется, что в решении этих непростых проблем необходимо сделать оклад в соответствии с указом Президента РФ на уровне среднего по региону. Рассчитать учебную нагрузку в размере 36 часов в неделю, а все, что сверх этого должно оплачиваться как сверхурочная работа.

Современная школа в настоящее время сталкивается со значительным количеством проблем. Например, устаревшие учебные программы, нехватка педагогов, низкая зарплата, иногда не очень качественная подготовка учителей. В результате ученики не приобретают навыки, нужные в XXI веке, порой у них ограничены возможности для развития критического мышления, творческих и практических умений. [1, c.93] (Vahanskiy, 2015, p.93).

Поэтому очень важным, является то, что нужно сделать в школе, чтобы не навязывать излишние рамки, мешающие развитию индивидуальности. Не нужно сильно ограничивать гибкость образовательного процесса, подавлять индивидуальный подход, превращать процесс обучения в механическое выполнение формальных требований.

Организационно-экономические условия качественной подготовки грамотных инженеров: проблемы и решения

Численность студентов обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2023/2024 учебном году составила 4 325,3 тыс.чел., что на 2 724,5 тыс.чел. меньше, чем в 2010/2011 учебном году, т.е. на 39%. [8, c. 199] (Rosstat, 2024, p.199).

Численность студентов на начало учебного года – всего в 2023 – 3 836,4 тыс.чел., в том числе обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг – 1 791,6 тыс.чел., т.е. 46,8%.

Принято студентов в 2023/2024 всего – 1 108,0 тыс.чел., в том числе обучающихся по договорам об оказании платных услуг – 545,3 тыс.чел., т.е. 49,2%.

Выпущено специалистов в 2023/2024 – 717,1 тыс.чел., в том числе обучающихся по договорам об оказании платных услуг всего 344,4 тыс.чел., т.е. 48,1%. [8, c. 203] (Rosstat, 2024, p.203).

Численность профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования составила в 2023/2024 учебном году – 216,1 тыс.чел., что на 39,5% меньше, чем в 2010/2011 учебном году.

Имеющих ученую степень доктора наук – 32,0 тыс.чел., т.е. 14,8%, имеющих ученую степень кандидата наук – 123,5 тыс.чел., т.е.51,7%.

Не имеющих ученых степеней доктора и кандидата наук из числа преподавателей - 33,5%.

Имеющих ученое звание профессора – 19,3 тыс.чел., т.е. 8,9%, имеющих ученое звание доцента – 81,4 тыс.чел., т.е.37,6%. [8, c.200] (Rosstat, 2024, p.200).

Причиной отчисления за время учебы трети студентов инженерных вузов, является то, что государство ежегодно увеличивает бюджетные места, и поступающих особенно в региональные вузы оказывается столько же, сколько было выделено мест. Оказывается, для получения приличных проходных баллов не нужно глубоких знаний предмета, достаточно научиться решать типовые задачи и сдать ЕГЭ. Поэтому постоянно из известных в стране ведущих инженерных вузов на первых курсах отчисляются значительное количество студентов за академическую неуспеваемость. Потому что студенты, будучи школьниками зачастую не учили физику, так как вместо нее готовили ЕГЭ по информатике. Нередко в школе не было учителя физики и её преподавал по совместительству кто угодно, но не профессиональный преподаватель.

Представляется, что возможность подавать документы для поступления в несколько университетов и на несколько специальностей приводит к тому, что многие идут не туда, о чем мечтали с детства, а туда куда хватит баллов. Одна из важнейших причин – это падение качества преподавания математических и естественнонаучных дисциплин в школе. Причины – нехватка учителей и уход поколений опытных педагогов. После окончания, например Кораблестроительного университета в Санкт-Петербурге, такие выпускник не идут работать по специальности, а главное для них «зацепиться в большом городе». Значит государство зря тратило громадные средства для их обучения.

Более того в инженерных вузах, вместе со студентами бюджетниками в одной группе учатся студенты на коммерческой основе. В результате спрос знаний к ним занижен, потому что, студенты платники пришли с заниженными баллами по ЕГЭ. Но их не отчисляют, потому что они приносят громадные родительские деньги, использование которых в вузе, министерством не контролируется. Чаще всего это деньги используются по усмотрению ректора, и не редко, играют роковую роль для него и его окружения. Так за последние 12 лет около 100 ректоров освобождены за злоупотребление служебным положением, чаще всего за деньги, приносимые студентами за обучение. За 12 лет осужден каждый двенадцатый ректор, в том числе за использование в личных целях внебюджетных средств оплаченных родителями студентов. Не редко у родителей нет денег и студент вынужден подрабатывать дворником, курьером, охранником, не посещая лекции, лабораторные занятия и другие учебные мероприятия. Такая система развращает преподавателя в государственном вузе, и он не требует высоких знаний на экзамене, чтобы не отчислили этого студента, обучающегося на коммерции и приносящего большие деньги вузу. Все это говорит о том, что коммерция в государственном вузе снижает качество профессиональной подготовки и представляется, что есть необходимость государственным инженерным вузам штамповать низкокачественных инженеров на коммерческой основе. Поэтому назрела необходимость оценивать способности абитуриента «не вслепую», и готовить его к ЕГЭ не параллельно со школой у репетитора, а с интегрировать ЕГЭ с программой обучения в школе и по другим дисциплинам. Но и в вузах необходимо обновлять программы обучения инженерным специальностям, так как ряд программ устарел. Особого внимания требует преподаватель вуза, так как необходима государственная система переподготовки преподавателей, потому что ряд программ устарел, а новые профессии могут не готовиться в вузе, хотя они востребованы в промышленности.

Что касается ЕГЭ, то в свое время он был заявлен как ликвидатор якобы коррупции при поступлении в вуз. Но ЕГЭ породил новые проблемы, для поступления в вуз достаточно трех предметов, остальные можно не учить в 9-11 классах. Часто возникает несправедливость, например способный ученик мечтает об инженерной специальности и у него отличные баллы по математике и физике, но занижен балл по русскому языку, и он не дотягивает до необходимых баллов для поступления в вуз. В тоже время у кого-то высокий балл по русскому языку, но невысокий по математике и физике, или даже нет физики, а есть информатика. В результате он поступает на бюджет, но ему трудно будет учиться, и он может быть отчислен за неуспеваемость.

«С учетом стремительного научно-технологического развития нужно серьезно переосмыслить наполнение учебных программ, сами механизмы обучения», обратился Президент РФ В.В. Путин к Министерству высшего образования и науки РФ. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4).

Он привел статистику: доля учащихся инженерных направлений с незаконченным высшим образованием составляет около 40%. Эти данные просто обнуляют все наше планирование объемов подготовки кадров. Он считает, что ключевой причиной потери интересов учащихся к будущей профессии являются устаревшие образовательные программы и курсы. Президент считает, что готовить кадры надо так, чтобы лет через 15-20 полученные в ходе учебы знания и компетенции сохранили актуальность. Чтобы нынешние школьники и студенты были готовы отвечать на вызовы времени в условиях бурных научно-технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4).

Готовить грамотных инженеров, которые обеспечат технологический прорыв страны, одна из приоритетных задач. Необходимо давать практические навыки наряду с базовыми знаниями. Навыки использования современных цифровых технологий в решении комплексных инженерных задач. Участие в каком-то пилотном проекте позволяет гибко адаптировать образовательные программы под новые требования. Уже со второго курса для студентов инженерных вузов необходимо предусмотреть практики на предприятии и погружение в реальные производственные задачи, чтобы выпускники пошли работать на эти предприятия после окончания университета. В этих целях среди выпускников необходима конкурентоспособность, которая будет определяться прежде всего талантами, лидерами изменений. [4, c.149] (Ivanov, 2019, p.149).

Исследования показывают, что для обеспечения научно-технологического суверенитета в настоящее время не хватает около миллиона специалистов: инженеров, математиков, физиков, программистов и других профессий, способных сократить зависимость от импорта. Только за последние три года спрос на инженеров увеличился в два с половиной раза. Необходимы высококвалифицированные инженерные кадры, подготовленные отечественными вузами, которые должны внедрить принципиально новые образовательные подходы, взаимодействующие с бизнесом и реальным сектором экономики. Университеты должны поддерживать связь с наукой, вовлекать в нее студентов, развивать производственную аспирантуру, чтобы аспиранты вели научные исследования и их результаты могли быть востребованы на производстве.

Исследования, проведенные Министерство высшего образования и науки РФ показали, что из всего выпуска студентов – инженеров работают на должностях, не требующих высшего образования. По инженерным направлениям до 32%, а по некоторым до 40% за время учебы вообще теряется. Из выпускников инженеров только 75% работают на должностях, требующих высшего образования. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4).

Поскольку многие задачи лежат на стыке различных сфер, университеты все больше внимания уделяют междисциплинарности. Таким примером могут быть созданные в университетах «Цифровые кафедры», которые дают возможность студентам получать дополнительное IT образование параллельно с новой специальностью.

Представляется, что в инженерных вузах учебные программы должны обновляться ежегодно, чтобы реализовался баланс между фундаментальными знаниями и практической подготовкой. Имея ввиду формирование целостных и системных знаний, ведение курсов по цифровизации, робототехнике и другим перспективным направлениям. Важно также реализовывать формат проектного обучения, предполагающий работу студентов над реальными исследовательскими задачами.

Первые цифровые кафедры были открыты в университетах были открыты в 2022 году, уже в 2024 году обучение на них вели 123 вуза из 48 российский регионов. Цифровые кафедры предложили более 960 программ на профессиональную подготовку, которые прошли экспертизу бизнеса.

Достичь научно-технологического суверенитета и лидерства без высококачественного образования невозможно.

По мнению Президента РФ В.В. Путина «назрели перемены в вузовских программах подготовки инженерно-технических специалистов, из них следует убрать все устаревшие, сделать отвечающие потребностям экономики. Так по данным опроса «Народного фронта», из опрошенных 4 тыс. респондентов, студенты вузов, работников предприятий, представителей бизнеса из 80 регионов, 65% считают, что высшее образование не обеспечивает их необходимыми практическими навыками для реальной работы. Более того 30% опрошенных заявили, что полученное образование им не пригодилось. При этом, если на первом курсе работать по специальности были готовы 77% опрошенных, то к концу обучения – только 56%. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4).

Поскольку предприятия тоже ждут работников хотя бы с небольшим опытом, полагаем, что необходимо разрабатывать индивидуальные планы для студентов, работающих по специальности. Создать условия на предприятии для работы студенту, который в дальнейшем поможет ему в профессиональном росте, и конечно же при этом заинтересовать материально.

Представляется очень важным увеличить долю практического обучения современным инструментом проектирования, конструирования, которые уже используются на конкретных предприятиях, то есть предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. После завершения определенного этапа, студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определенной квалификации.

«Интересным направлением в профориентационной работе могут стать всевозможные конкурсы, соревнования среди старшеклассников школ и студентов колледжей и вузов, которые показывают свое мастерство высокотехнологичных направлений от разработки мобильных игр и создания беспилотников, до программирования нейронов», считает академик РАН В.В. Окрепилов. [7, c. 59] (Okrepilov, 2014, p.59).

Представляется очень важным, увеличить набор по инженерным специальностям на бюджетные места и полностью исключить платные места в таких вузах, так как известно, что студент обучающийся на коммерции, вместо учебы вынужден работать, чтобы оплачивать учебу.

Министр высшей школы и науки РФ В. Фальков считает, что у ректоров вузов зачастую сугубо коммерческие цели, то есть получение прибыли превалирует над представлением о качестве образования как общественном благе. Проявляется это, уточнил В. Фальков, что вузы принимают на платные места абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ, в результате те не тянут программу и выходят по окончании курса недоучками. [3, c. 4] (RG, 2025, p.4).

Таким образом учиться в вузе, смогут только те, кто действительно имеет знания. Студенты, обучающие на коммерческой основе, не знают зачастую ничего о предмете, поставить им двойку на экзамене и отчислить невозможно – вуз лишается никем не контролируемых денег. О каком подъеме экономики и производительности труда можно говорить? Получается, что большинство студентов- платников учатся только для того, чтобы получить корочки, а юноши не редко, учатся в вузе, чтобы не быть призваны в армию.

В то же время, одаренные ребята не смогут поступить учиться в вузы, потому что не было в школе учителя математики и физики. А подготовиться к ЕГЭ у репетитора не смогли из-за отсутствия денег у родителей.

Государство должно в первую очередь заниматься подготовкой кадров: учителей в педагогических вузах, инженеров технических вузов, для тех отраслей, за функционирование и развитие которых оно отвечает. Представляется, что если студенты учились за счет бюджета, то будет справедливо, чтобы они отработали по полученной специальности установленный законом срок.

Место направления на работу специалистов должно быть заранее определено Министерство высшего образования и науки РФ и Министерство промышленности и торговли РФ. При этом обязательным и ответственным со стороны работодателя к кому определен дипломник, был обеспечен необходимыми условиями проживания и достойным уровнем зарплаты.

Проблемы и решения защиты научных докторских и кандидатских диссертаций.

В соответствии с данными Росстата показатели защиты научных диссертаций в России ежегодно ухудшаются. Выпуск аспирантов ежегодно уменьшается. В 2023 г. всего выпущено аспирантов 13 529 чел., в том числе с защитой диссертаций 1 462 чел., т.е. всего 10,8%. [8, c.206-207] (Rosstat, 2024, p.206-207).

По математике и механике -выпущено с защитой диссертации 15,9%, компьютерно-информационным наукам - 6,4%, физике и астрономии – 24,9%, химии – 14,8%, архитектуре – 4,2%, информатике и вычислительной технике – 9,5%, информационной безопасности – 14,8%, электроники, радиотехники и систем связи – 9,5%, машиностроения – 6,6%, физико – технические науки – 0%, технологии материалов – 10,4%, экономики и управления – 6,3%, в образовании и педагогическим наукам – 5,0%. [8, c.206-207] (Rosstat, 2024, p.206-207).

В 2023 году выпущено из докторантуры 285 чел., в том числе с защитой диссертаций 63 чел., т.е. 22,1%. По математике и механике – 0%, компьютерным наукам и информатике -14,2%, физические науки -18,7%, химические науки – 25,0%, информационные технологии и телекоммуникации – 16,6%, энергетике и электроники – 0%, машиностроении – 20,0%, по экономике – 12,5%, педагогике – 20,0%. [8, c.211-212] (Rosstat, 2024, p.211-212).

Одно из главных причин снижения показателей защиты диссертаций является, то что вузы оторваны от тех организаций, которые могли бы заинтересоваться результатами исследований и трудоустроить защитивших диссертации.

Представляется, что аспирантура в вузе сама по себе и проводимые научные исследования диссертантов на предприятиях никого не интересуют. Поэтому подготовка кадров ученых, может быть, по заявкам производственных предприятий. В первую очередь это предприятия, являющиеся членами научно – образовательных производственных комплексов (НОПК), создаваемых на базе университетов на социативной основе. В состав комплекса могут входить вузы, НИИ, школы и производственные предприятия. Сотрудничество университета с работодателями дает гарантию трудоустройства выпускникам аспирантуры.

Как подчеркивает доктор экономических наук профессор Максимцев И.А.: переход России на путь научно-технологического развития предполагает не только коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование. [6, c.2] (Maksimcev, 2010, p.2).

Как показывают исследования в настоящее время тема диссертации определяется не вовремя учебы в университете, а после поступления в аспирантуру, порой даже другого вуза. Представляется, что университет должен давать рекомендации для поступления в аспирантуру. Пока аспирантура формируется за счет желающих оплатить за учебу громадные суммы денег и при этом практически не учитывается способность быть исследователем. Одной из причин низкого показателя защиты является то, что аспирантура защищает выпускника вуза мужчину от службы в армии. Для оплаты за учебу в аспирантуре необходимы большие деньги, которые аспирант зарабатывает где-то, при этом не занимаясь никакими научными исследованиями. Поэтому представляется важным, что аспирантура может быть организована на предприятиях и аспирант занимается научными исследованиями на производстве, одновременно работая на какой-то должности. Такая аспирантура определяет тесную связь научной организации с предприятием, при этом тема научных исследований формируется на основе прикладных задач на производстве.

Очень важно. что сотрудники предприятия участвуют в процессах отбора кандидатов и приема экзаменов. Желательно, чтобы у аспиранта было два научных руководителя: один преподаватель от университета, другой консультант от предприятия.

Аспиранты в таких условиях проводят свои научные исследования и при этом решают конкретные производственные задачи.

Для написания диссертации предприятие может предоставить оплачиваемый отпуск, на защиту диссертации и в дальнейшем производить постоянные надбавки к зарплате за статус кандидата наук и в дальнейшем, за статус доктора наук.

Представляется, что одной из причин низких показателей защиты аспирантов за последние годы, является отсутствие заказчика в лице предприятия, который мог бы предать работе аспиранта целенаправленный характер.

Исследования показывают, что защита диссертаций на производстве будет способствовать укреплению связей университета с предприятием. Это позволит студентам с первого курса сотрудничать с предприятием, проходить практики, работать в каникулы. В свою очередь предприятие получит высококвалифицированных инженеров с высшей квалификацией и кандидатской степенью, которые могут предлагать качественно новые профессиональные решения.

Исследования показывают, что качественно учиться невозможно никого заставить, можно только научить или заинтересовать обучением. Тогда основную работу ученик выполняет сам.

Заключение

Проведенные исследования показывают, что основы развития научно-технологического суверенитета является качественное инженерное образование на всех его этапах: дошкольном, школьном, вузовском и научной аспирантуре.

Ключевым аспектом повышения качества инженерного образования является повышение статуса и престижа российского педагога.

Аргументированно, что инженерное качественное образование способно обеспечить развитие экономики на собственных технологических решениях с высококвалифицированными, подготовленными и мотивированными кадрами. Раскрыта необходимость обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с учетом интеграции программ обучения с подготовкой ЕГЭ и подходах к учету индивидуальных достижений школьников при поступлении в вузы и колледжи.

Показано негативное влияние на качество образования низких окладов учителей в школах России.

Определена необходимость переосмысления наполнения учебных программ, сами механизмы обучения, чтобы через 15-20 лет полученные в конце учебы знания и компетенции сохранили актуальность. Чтобы нынешние школьники и студенты были готовы отвечать на вызовы времени в условиях бурных научно-технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции.


Источники:

1. Виханский О.С. Менеджмент. / Учебник, 6 изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2015. – 656 c.
2. Герасимова Е. Для армии учителей не хватает учеников. Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru.
3. Замахина Т. Инженеры все нужны. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://iwww: rg.ru.
4. Иванов А.А. Метрология, стандартизация и сертификация. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 523 c.
5. Карпова О.И., Максимова И.Н. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством. / Учебное пособие. - Москва: Вологда: Инфра -Инженерия, 2025. – 244 c.
6. Горелов Н.А., Мельникова О.Н., Литун О.Н., Абрамов Е.Г., Лебедев Е.А., Моисеенко С.С., Синов В.В., Курочкина Ю.А. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). - М: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 455 c.
7. Окрепилов В.В. Развитие науки о качестве. / Избранные труды. - СПб: Издательство Политехнического университета им. Петра Великого, 2014. – 869 c.
8. Российский статистический ежегодник 2024. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2024. – 630 c.
9. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - M.: НИИ ВО, 2021. – 120 c.
10. Теория менеджмента. / Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. - СПб.: Питер, 2010. – 464 c.

Страница обновлена: 12.12.2025 в 20:59:44

 

 

High-quality education as the foundation for the development of scientific and technological sovereignty

Feklistov I.F.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines quality education as the basis for the development of scientific and technological sovereignty. The article argues for the organization of training high-quality human resources, starting with preschool education, in schools, colleges, universities, and companies that are participants in scientific and educational production complexes. This makes it possible to form children's interest in work, starting from a children's institution and then from school. The importance of improving the quality of education of engineering personnel in solving the problem of developing scientific and technological sovereignty is substantiated. The key aspect of the development of a quality education system is to increase the status and prestige of the Russian teacher. The necessity of improving the quality of engineering personnel training in solving the increasingly complex tasks of developing scientific and technological sovereignty, advanced modernization of school, higher and additional education is shown. The role of the Russian Academy of Sciences and the Russian Academy of Education in the reform of school curricula, the examination of textbooks, and the modernization of postgraduate studies is shown.

Keywords: preschool education, school teacher, quality engineering education, scientific and technological sovereignty, engineering human resources, scientific dissertations

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28

References:

Management theory (2010). SPb.: Piter.

Russian Statistical Yearbook 2024 (2024). Moscow: Rosstat.

Gorelov N.A., Melnikova O.N., Litun O.N., Abramov E.G., Lebedev E.A., Moiseenko S.S., Sinov V.V., Kurochkina Yu.A. (2010). Fundamentals of Knowledge-based Economics (Knowledge - Creativity - Innovation) M.: Izdatelstvo «Kreativnaya ekonomika».

Ivanov A.A. (2019). Metrology, standardization and certification Moscow: INFRA-M.

Karpova O.I., Maksimova I.N. (2025). Metrology, standardization, certification and quality management Moskva: Vologda: Infra -Inzheneriya.

Okrepilov V.V. (2014). Development of quality science SPb.: Izdatelstvo Politekhnicheskogo universiteta im. Petra Velikogo.

Savelev A.Ya. (2021). Higher education: the state and problems of development M.: NII VO.

Vikhanskiy O.S. (2015). Management Moscow: INFRA-M.