Стратегическое управление трудовым потенциалом как ключевым драйвером развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем

Мигранова Л.И.
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Россия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена стратегическому управлению трудовым потенциалом территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) в условиях трансформации факторов социально-экономического роста, цифровизации и усиления глобальной конкуренции за квалифицированные кадры. Автором обосновывается необходимость перехода от традиционного структурно-ресурсного подхода к комплексному, многомерному пониманию трудового потенциала, включающему латентные компоненты, такие как инновационный, мотивационный потенциал и социальный капитал. Предлагается интегративная теоретико-методологическая концепция, объединяющая системный, институциональный, пространственный, междисциплинарный и агент-ориентированный подходы. Особое внимание уделяется агент-ориентированному моделированию как инструменту проактивного, антиципативного управления, позволяющему динамически симулировать процессы на рынке труда, прогнозировать кадровые дефициты и тестировать стратегические инициативы. Практическая применимость концепции демонстрируется на примере Республики Башкортостан, где предлагается создание Единого регионального аналитического центра трудового потенциала и развитие соответствующей институциональной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Ключевые слова: стратегическое управление, трудовой потенциал, территориальные социально-экономические системы, человеческий капитал, агент-ориентированное моделирование, рынок труда, образовательные услуги

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00571-25-00 на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 годов.

JEL-классификация: J20, J24, E24, J23



Введение

Трудовой потенциал территориальных социально-экономических систем в начале XXI века приобретает особое значение, обусловленное трансформацией факторов социально-экономического роста, цифровизацией производственных процессов и усилением глобальной конкуренции за квалифицированные кадры. В условиях, когда человеческий капитал становится ключевым фактором конкурентоспособности, способность территории формировать, воспроизводить и эффективно использовать трудовой потенциал определяет не только уровень её социально-экономической устойчивости, но и траекторию долгосрочного развития. В связи с этим стратегическое управление трудовым потенциалом выступает важнейшим направлением совершенствования региональной политики, требующим обоснованного теоретико-методологического аппарата, позволяющего учитывать сложность, многоуровневость и динамичность процессов, связанных с формированием и использованием человеческих ресурсов.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании концепции стратегического управления трудовым потенциалом территориальных социально-экономических систем с использованием агент-ориентированного моделирования (АОМ), как ключевого инструмента для повышения конкурентоспособности регионов и качества жизни населения.

Основная часть

Развитие категории «трудовой потенциал» в научной литературе прошло длительную эволюцию: от трактовки как совокупности физических, психофизиологических и квалификационных характеристик человека к более широкому пониманию, включающему социальные, мотивационные, культурные, ценностные и инновационные компоненты (Г. Беккер, Т. Шульц и др.) [13, 15, 16] (Becker, 1975, Schulz, 1960). В отечественной научной традиции долгое время доминировал структурно-ресурсный подход, опирающийся на количественные характеристики рабочей силы (численность трудоспособного населения, уровень занятости, профструктура кадров). Однако с переходом к экономике знаний, усложнением структуры региональных рынков труда и усилением территориальных различий всё более востребованными становятся концепции, в которых трудовой потенциал рассматривается как сложная, саморазвивающаяся система.

В контексте перехода к экономике знаний и цифровой трансформации, категорию «трудовой потенциал» необходимо рассматривать не только как совокупность количественных и квалификационных характеристик рабочей силы, но и как сложный, многомерный феномен, интегрирующий латентные, неявные компоненты. К таким компонентам относятся инновационный потенциал (способность к генерации и внедрению новых знаний), мотивационный потенциал (готовность к профессиональной мобильности, саморазвитию и принятию риска) и социальный капитал (сетевые взаимодействия, уровень доверия и включенность в профессиональные сообщества). Именно эти качественные характеристики определяют адаптивность ТСЭС к внешним шокам и ее способность к самовоспроизводству и саморазвитию. Таким образом, стратегическое управление трудовым потенциалом должно быть переориентировано с простого учета трудовых ресурсов на антиципативное управление развитием и использованием этих неявных, но критически важных, компетенций и социальных связей.

Исследования зарубежных авторов, включая Р. Флориду, П. Ромера [12, 14] (Romer, 1990, Флорида, 2007), усилили внимание научного сообщества к роли человеческого капитала, креативного класса, инновационного поведения работников и институтов развития компетенций. Эти идеи оказали существенное влияние на формирование современных теорий территориального развития, в которых человек становится центральным элементом социально-экономической динамики. Отечественные исследователи (С. Глазьев, А. Татаркин, В. Евсеев,Е. Завьялова и др.) [3, 4, 5, 11] (Glazev etc., 2022, Tatarkin, 2013, Evseev, 2021, Zavyalova, 2021) также подчёркивают роль человеческих ресурсов как системообразующего фактора функционирования регионов и муниципальных образований, акцентируя внимание на необходимости интеграции управления трудовым потенциалом в стратегическое планирование.

Современные методологические подходы к исследованию трудового потенциала ТСЭС можно структурировать по нескольким направлениям. Первое – концепции человеческого капитала, в рамках которых трудовой потенциал понимается как вложение в образование, здоровье и развитие компетенций [6, 10] (Kapelushnikov, 2012, Ryazantsev etc., 2022). Второе направление – институциональная теория, рассматривающая структуру институтов, правил и норм, определяющих мотивацию и поведение участников рынка труда [1] (Babenko etc., 2012). Третье направление – теория социального развития, акцентирующая внимание на социальном капитале, доверии, взаимодействиях и уровне включённости населения в социально-экономические процессы. Четвёртое – системный и пространственный подходы, позволяющие учитывать специфику регионов, агломераций и муниципалитетов, их неоднородность и роль в формировании кадрового потенциала. Пятое – концепция компетентностного подхода, подчеркивающая важность конкурентных навыков, гибкости и адаптивности работников.

Особое место в современной методологии занимает междисциплинарный подход, позволяющий объединять элементы экономической теории, социологии труда, психологии, институционализма, теории управления и региональной экономики. Это необходимо в условиях усложнения процессов профессионального самоопределения, миграционных потоков, цифровизации рынков труда и изменяющейся структуры занятости [2] (Buranshina, 2011).

В рамках междисциплинарных исследований значительное внимание уделяется феноменам территориальной мобильности, образовательных траекторий, карьерной экосистемы, предпринимательской активности и инновационного поведения, что позволяет рассматривать трудовой потенциал как многоаспектную категорию, тесно связанную с институциональной средой региона [8] (Minaev, Zjarova, 2021).

Анализ динамики трудового потенциала Российской Федерации и Республики Башкортостан за период 2010–2023 годов выявляет синхронное развитие двух критических тенденций. На общефедеральном уровне наблюдается исчерпание экстенсивных резервов рабочей силы, о чем свидетельствует резкое снижение уровня безработицы с 7,3% в 2010 году до 3,9% в 2022 году и уменьшение совокупного показателя недоиспользования рабочей силы с 9,0% до 5,9% за тот же период . Это сопровождается структурным риском, связанным с сокращением выпуска высококвалифицированных кадров (например, выпуск специалистов среднего звена сократился с 580,5 тыс. в 2010 г. до 161,2 тыс. в 2022 г.). Республика Башкортостан, в свою очередь, демонстрирует более выраженную деградацию количественных показателей: численность трудовых ресурсов с 2010 по 2022 год сократилась с 2549,8 тыс. до 2232,6 тыс. человек, что подтверждает острый демографический дефицит . При этом Башкортостан опережающими темпами абсорбировал резервы безработных (сокращение с 111,5 тыс. в 2017 г. до 45,2 тыс. в 2023 г.), что указывает на высокую степень напряженности регионального рынка труда и приближение к состоянию полной занятости при одновременном сокращении общей численности рабочей силы. Таким образом, стратегическая задача управления трудовым потенциалом смещается от мобилизации к интенсивному воспроизводству качества человеческого капитала и эффективному управлению его пространственной и профессиональной мобильностью.

В условиях выявленного дефицита и структурной неоднородности, когда макроэкономические показатели отражают лишь агрегированный результат сложного взаимодействия множества субъектов, традиционные методы анализа становятся недостаточными. Агент-ориентированное моделирование (далее АОМ) представляет собой методологию, которая через формализацию поведения гетерогенных агентов, их адаптивных правил принятия решений и локальных взаимодействий позволяет воспроизводить эмерджентные макропаттерны, недоступные агрегированным моделям [7, 9] (Makarov etc., 2022, Rossoshanskaya, 2023. Благодаря детальному описанию образовательных траекторий, миграционных предпочтений, карьерных стратегий и институциональных воздействий, такие модели дают возможность анализировать влияние структурных и институциональных преобразований на распределение квалификаций и занятости во времени и пространстве, учитывать стохастичность и вариативность индивидуальных решений, а также калибровать сценарии по региональным данным для повышения прикладной релевантности выводов в задачах стратегического управления трудовым потенциалом. Интеграция АОМ в анализ трудового потенциала РБ критически необходима для точного таргетирования мер по привлечению и удержанию молодых специалистов, прогнозирования локальных кадровых дефицитов и оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал в условиях жестких демографических ограничений.

АОМ опирается на динамическую симуляцию множества взаимодействующих агентов – работников, работодателей, образовательных учреждений, институтов власти, карьерных центров и инфраструктурных субъектов. Каждый агент обладает собственными характеристиками (компетенции, мотивация, предпочтения, трудовая история), принимает решения в зависимости от внутренней логики и внешних условий, а их массовые взаимодействия формируют макродинамику рынка труда. Такая модель позволяет воспроизводить реальные процессы занятости, миграции, профессионального самоопределения, карьерного роста, образовательных выборов и институционального влияния.

Важнейшим преимуществом АОМ является возможность моделирования сценариев стратегического управления трудовым потенциалом: внедрения новых образовательных программ, развития карьерных хабов, изменения структуры профессиональных стандартов, стимулирующих мер работодателей, субсидирования кадровых проектов, создания инновационных зон и технологических парков. АОМ позволяет оценить реакцию различных групп населения на изменение институтов, прогнозировать кадровые дефициты, оценивать эффективность мер по привлечению и удержанию молодых специалистов, моделировать возможные последствия региональных реформ рынка труда.

Структура агент-ориентированной модели трудового потенциала ТСЭС включает несколько ключевых элементов (табл. 1).

Таблица 1

Структура агент-ориентированной модели трудового потенциала ТСЭС

Агенты
Параметры
Правила поведения
Индивиды
возраст, пол, образование, текущее место работы/ безработица, семейное положение, доходы, предпочтения (поиск работы, желание получить образование, миграционные намерения)
поиск работы, принятие решения об обучении, переезде (внутри региона/за пределы), смене профессии, исходя из уровня заработной платы, перспектив карьерного роста, качества социальной инфраструктуры и информации о рынке труда
Предприятия
Отрасль (ВЭД), размер, потребность в кадрах (по квалификациям), уровень технологического развития, готовность инвестировать в обучение сотрудников, предлагаемый уровень заработной платы, локация
найм, увольнение, инвестиции в производство, изменение требований к квалификации, адаптация к рыночным условиям
Образовательные учреждения
тип (ВУЗ, СПО), специализация, количество бюджетных мест, условия поступления (балл ЕГЭ), качество образования
формирование учебных планов, набор студентов, взаимодействие с предприятиями
Органы власти
бюджетные ограничения, приоритетные отрасли, программы поддержки (например, "Земский доктор", "Молодой специалист", субсидии бизнесу)
принятие решений о финансировании образования, разработке программ занятости, регулировании миграции, развитии инфраструктуры
Источник: составлено авторами

Каждый агент функционирует в определённой среде, включающей институциональные правила, доступность образовательных ресурсов, инфраструктуру рынка труда, уровень развития цифровых сервисов, территориальные условия и социальные нормы, разделение региона на городские агломерации, монопрофильные города, сельские районы. В модели учитываются также вероятностные механизмы принятия решений, которые позволяют имитировать неопределённость и вариативность поведения. Параметризация модели основывается на статистических данных, опросах, экспертных оценках и региональных особенностях.

Использование АОМ в исследованиях трудового потенциала позволяет перейти от анализа статических показателей к моделированию динамических процессов, формирующих кадровую ёмкость территории. Это обеспечивает более точную оценку стратегических решений и позволяет выявлять скрытые закономерности развития региональных рынков труда.

Применение АОМ особенно важно для анализа таких факторов, как профессиональное самоопределение молодежи, территориальная мобильность, закрепление кадров в муниципалитетах, а также функционирование карьерных экосистем как инструментов поддержки профессиональных траекторий.

Ключевая ценность применения АОМ заключается в возможности преодоления проблемы институциональной несогласованности и нелинейности эффектов, характерных для сложных социально-экономических систем. Моделирование позволяет не только прогнозировать количественные изменения (например, кадровый дефицит), но и оценивать качественные сдвиги в поведении агентов, вызванные изменением стимулов или правил игры. Это обеспечивает переход от реактивного управления, основанного на ликвидации текущих дисбалансов, к антиципативному стратегическому планированию, позволяющему заблаговременно формировать профили компетенций, необходимые для реализации долгосрочных приоритетов развития ТСЭС.

Успешная имплементация интегративной концепции, базирующейся на применении агент-ориентированного моделирования для анализа и прогнозирования динамики регионального трудового потенциала в Республике Башкортостан, детерминирована необходимостью глубокой институциональной и организационной трансформации. Внедрение столь сложного аналитического аппарата требует перехода от разрозненных функциональных подходов к созданию синергетической, высокоинтегрированной экосистемы принятия решений.

Ключевым элементом этой трансформации выступает институционализация компетенций через учреждение Единого регионального аналитического центра трудового потенциала (ЕРЦТП). Данная структура призвана аккумулировать междисциплинарную экспертизу (моделирование, статистика, социология, экономика) и стать центральным узлом сбора, валидации, агрегации и интерпретации многомерных данных (демографические тренды, образовательные траектории, миграционные потоки и структура спроса рынка труда). ЕРЦТП обеспечивает методологическую и аналитическую базу для разработки и эксплуатации сложных прогностических моделей, в первую очередь, АОМ.

Второй критический аспект связан с формированием нормативно-правового каркаса, обеспечивающего легитимность и оперативность функционирования новой системы. Это подразумевает разработку региональных законодательных актов, строго регламентирующих протоколы межведомственного информационного взаимодействия, устанавливающих прозрачные механизмы государственно-частного партнерства в сфере кадрового обеспечения, а также институционализирующих форсайт-подход как обязательный элемент цикла стратегического планирования развития региональной экономики.

Для обеспечения горизонтальной координации и поддержания социального диалога предлагается институционализация механизмов синхронизации усилий через формирование постоянно действующих рабочих групп и координационных советов. Эти площадки, объединяющие представителей ключевых министерств (труда, образования, экономического развития, отраслевого развития), муниципальных образований, ведущих образовательных учреждений и крупного бизнеса, обеспечат необходимую обратную связь, верификацию сценариев и достижение консенсуса стейкхолдеров.

Функционирование ЕРЦТП и координационных советов невозможно без развития интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Требуется создание унифицированной цифровой платформы, характеризующейся высокой степенью интероперабельности и обеспечивающей защищенный, но бесшовный обмен данными между всеми участниками процесса. Платформа должна предоставлять доступ к актуализированной аналитике и интерактивным инструментам для соучаствующего формирования стратегических предложений.

Ключевым условием устойчивости системы является развитие человеческого капитала. Программа повышения квалификации управленческих кадров должна быть сфокусирована не только на освоении базовых методов работы с большими данными, но и на освоении специфики сценарного анализа, методов форсайта и принципов интерпретации результатов агент-ориентированного моделирования. Это обеспечит способность государственных и муниципальных служащих эффективно интегрировать результаты сложного моделирования в рутинные процессы принятия управленческих решений.

Таким образом, предлагаемый комплекс мероприятий представляет собой переход от дискретного управления трудовыми ресурсами к системно-динамическому проактивному регулированию, основанному на интеграции передовых аналитических методов и институциональных инноваций.

Предложенная концепция Единого регионального аналитического центра трудового потенциала представляет собой качественно новый подход к стратегическому управлению человеческим капиталом, интегрируя разрозненные информационные потоки, передовые аналитические методы и междисциплинарные знания в единую интеллектуальную экосистему (рис. 1). ЕРЦТП позволяет перейти от традиционного, реактивного реагирования на кадровые вызовы к проактивному, антиципативному управлению, основанному на создании «цифрового двойника» регионального рынка труда и использовании агент-ориентированного моделирования как «виртуальной лаборатории» для тестирования стратегических инициатив. Отличается данное предложение комплексным синтезом данных, методологий и стейкхолдеров, что обеспечивает беспрецедентную точность прогнозирования, обоснованность принимаемых решений и адаптивность кадровой политики к динамично меняющимся социально-экономическим реалиям, тем самым повышая конкурентоспособность региона и качество жизни его населения.

Рисунок 1. Архитектура Единого регионального аналитического центра трудового потенциала

Источник: составлено автором

Заключение

Таким образом, теоретико-методологические основания исследования трудового потенциала ТСЭС в контексте стратегического развития предполагают интеграцию системного, институционального, пространственного, междисциплинарного и агент-ориентированного подходов. Это позволяет сформировать комплексное понимание процессов, определяющих формирование, воспроизводство и использование человеческих ресурсов на территории, и создаёт основу для разработки эффективных стратегий управления трудовым потенциалом, направленных на повышение конкурентоспособности регионов, устойчивость социально-экономических систем и обеспечение кадровых потребностей в условиях трансформации экономики.

Практическая реализация интегративной концепции стратегического управления трудовым потенциалом на примере Республики Башкортостан демонстрирует ее высокую применимость и актуальность. В условиях сложной демографической ситуации, структурных дисбалансов рынка труда и необходимости перехода к инновационной экономике, системный подход, подкрепленный мощным инструментарием агент-ориентированного моделирования, позволяет региональным органам власти принимать обоснованные и проактивные решения. АОМ выступает не просто как инструмент прогнозирования, но как виртуальная лаборатория для тестирования стратегических инициатив, минимизации рисков и оптимизации затрат, что является ключевым элементом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и повышения качества жизни его населения.


Источники:

1. Бабенко И.А., Волкова О.А., Егоренко А.О. Человеческий капитал в представлениях различных категорий населения // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2012. – № 1(63). – c. 153-157.
2. Бураншина Н.А. Человеческий капитал в современных междисциплинарных исследованиях // Креативная экономика. – 2011. – № 10(58). – c. 74-79.
3. Глазьев С.Ю., Воронов А.С., Кудина М.В., Орлова Л.Н. Прогноз развития человеческого капитала в Российской Федерации в условиях изменений в мировой экономике // Государственное управление. Электронный вестник. – 2022. – № 91. – c. 24-44. – doi: 10.24412/2070-1381-2022-91-24-44.
4. Евсеев В.О. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. – 379 c.
5. Завьялова Е.К. Управление развитием человеческих ресурсов. - СПб.: СПбГУ, 2021. – 252 c.
6. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России?. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 74 c.
7. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Сидоренко М.Ю., Хабриев Б.Р. Агент-ориентированные модели. / Учебное пособие. - Москва: ФГБОУ ВО Государственный академический университет гуманитарных наук: Москва, 2022. – 196 c.
8. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Человеческий капитал как междисциплинарная категория: структурированный обзор исследований // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – № 55. – c. 27-53. – doi: 10.17223/19988648/55/3.
9. Россошанская Е.А., Дорошенко Т.А., Ли Е.Л., Самсонова Н.А. Агент-ориентированный подход к прогнозированию современных демографических циклов // Искусственные общества. – 2023. – doi: 10.18254/S207751800028685-2.
10. Рязанцев С.В., Ниорадзе Г.В. Трудовой потенциал старшего поколения: межрегиональный анализ // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 1. – c. 107-119. – doi: 10.19181/lsprr.2022.18.1.9.
11. Татаркин А. Рыночная модель управления пространственным развитием Российской Федерации // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 1. – c. 55-75.
12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007. – 432 c.
13. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. - New York; London: National Bureau of Economic Research, 1975. – 268 p.
14. Romer Paul M. Human capital and growth: Theory and evidence // Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. – 1990. – № 1. – p. 251-286. – doi: 10.1016/0167-2231(90)90028-J.
15. Schulz T. Capital Formation bi Edukathion // Journal of Politikal Economy. – 1960. – p. 25.
16. Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. – 1961. – № 1.

Страница обновлена: 16.12.2025 в 18:05:30

 

 

Strategic management of labor potential as a key driver for the development of multi-level territorial socio-economic systems

Migranova L.I.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the specifics of the strategic management of the labor potential of territorial socio-economic systems amid the transformation of socio-economic growth factors, digitalization and increased global competition for qualified personnel. The author substantiates the need to move from the traditional structural and resource approach to a comprehensive, multidimensional understanding of labor potential, including latent components such as innovation, motivational potential and social capital. An integrative theoretical and methodological concept is proposed. The concept combines systemic, institutional, spatial, interdisciplinary and agent-based approaches. Special attention is paid to agent-based modeling as a proactive, anticipatory management tool that allows dynamically simulating labor market processes, predicting personnel shortages, and testing strategic initiatives. The practical applicability of the concept is demonstrated by the example of the Republic of Bashkortostan, where it is proposed to create a single regional analytical center for labor potential and develop an appropriate institutional and information and communication infrastructure.

Keywords: strategic management, labor potential, territorial socio-economic system, human capital, agent-based modeling, labor market, educational services

Funding:
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00571-25-00 на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 годов.

JEL-classification: J20, J24, E24, J23

References:

Babenko I.A., Volkova O.A., Egorenko A.O. (2012). HUMAN CAPITAL AS VIEWED BY THE VARIOUS CATEGORIES OF POPULATION. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (1(63)). 153-157.

Becker G.S. (1975). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education New York; London: National Bureau of Economic Research.

Buranshina N.A. (2011). HUMAN CAPITAL IN MODERN INTERDISCIPLINARY RESEARCHES. Kreativnaya ekonomika. (10(58)). 74-79.

Evseev V.O. (2021). Human resources in the system of socio-economic equations M.: Vuzovskiy uchebnik: INFRA-M.

Florida R. (2007). Creative class: people who are changing the future M.: Klassika-XXI.

Glazev S.Yu., Voronov A.S., Kudina M.V., Orlova L.N. (2022). FORECAST OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE Russian Federation IN THE CONTEXT OF GLOBAL ECONOMY CHANGES. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. (91). 24-44. doi: 10.24412/2070-1381-2022-91-24-44.

Kapelyushnikov R.I. (2012). How much is Russia's human capital worth? M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Sushko E.D., Sidorenko M.Yu., Khabriev B.R. (2022). Agent-based models Moscow: FGBOU VO Gosudarstvennyy akademicheskiy universitet gumanitarnyh nauk.

Minaev N.N., Zharova E.A. (2021). HUMAN CAPITAL AS AN INTERDISCIPLINARY CATEGORY: A STRUCTURED RESEARCH REVIEW. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. (55). 27-53. doi: 10.17223/19988648/55/3.

Romer Paul M. (1990). Human capital and growth: Theory and evidence Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. 32 (1). 251-286. doi: 10.1016/0167-2231(90)90028-J.

Rossoshanskaya E.A., Doroshenko T.A., Li E.L., Samsonova N.A. (2023). AGENT-BASED APPROACH TO FORECASTING MODERN DEMOGRAPHIC CYCLES. Iskusstvennye obschestva. 17 doi: 10.18254/S207751800028685-2.

Ryazantsev S.V., Nioradze G.V. (2022). THE LABOUR POTENTIAL OF OLDER GENERATION: INTERREGIONAL ANALYSIS. Uroven zhizni naseleniya regionov Rossii. 18 (1). 107-119. doi: 10.19181/lsprr.2022.18.1.9.

Schulz T. (1960). Capital Formation bi Edukathion Journal of Politikal Economy. 25.

Schulz T. (1961). Investment in Human Capital American Economic Review. (1).

Tatarkin A. (2013). THE MARKET MODEL OF GOVERNANCE OF RUSSIA''S SPATIAL DEVELOPMENT. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. (1). 55-75.

Zavyalova E.K. (2021). Human resource development management SPb.: SPbGU.