Роль креативных кластеров в развитии студенческих стартапов

Клименко В.А., Банникова Т.И., Чудинова Е.А.
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Главной задачей высшего образования является «подготовка высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства» [17]. Стоит отметить, что ее реализация невозможна без формирования практических навыков будущей профессиональной деятельности у обучающихся. Однако в последние годы достижение этой задачи становится для университетов все более сложной проблемой.

По статистике, в России около трети выпускников не может найти работу по специальности. Одной из причин этого являются динамичные изменения, происходящие на рынке труда и заключающиеся в пересмотре требований к профессиям, а также в появлении новых профессий при крайне медленной актуализации образовательных программ высшего образования. В результате студенты получают устаревшие знания, осваивают неактуальные методики и технологии. Производственная практика для большинства обучающихся превращается в чистую формальность [20].

Как отметил А.Г. Асмолов, «сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия. В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Именно поэтому даже в самых лучших школах и вузах мира есть ощущение глубокого кризиса смысла всей системы образования» [3]. Безусловно, полностью устранить обозначенную выше проблему невозможно. Поэтому в эпоху, когда профессиональные знания и навыки устаревают с невероятной скоростью, университеты должны направить свою деятельность на обучение умению принимать нестандартные решения, действовать в условиях неопределенности [18].

Один из форматов обучения, позволяющий развить у обучающихся названные выше навыки, а также научиться решать реальные проблемы и адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка, является стартап. Стартап-проект – «бизнес-проект, который направлен на создание нового продукта, технологии или услуги (продуктовой инновации), обладающий потенциалом/перспективами коммерциализации и масштабирования, разработанный и реализуемый в условиях неопределенности в конкурентной среде» [12]. В последние годы данный формат обучения стремительно набирает популярность как в России, так и за рубежом. Особенностью стартапа является не только предоставление возможности создания нового продукта или услуги. Это ценная практика, помогающая подготовиться обучающемуся к реальной жизни.

Стартап позволяет развить важные качества, необходимые для успеха в различных сферах деятельности. В процессе создания проекта студенты учатся выявлять и анализировать проблемы, генерировать варианты решений, оценивать их эффективность и самостоятельно принимать решения в условиях ограниченной информации. При распределении задачи и функционала происходит обучение эффективному планированию собственного времени. Как правило, стартап является командной работой, что способствует развитию коммуникативных навыков. Безусловно, важный навык, приобретаемый обучающимися, - навык финансового планирования для принятия обоснованных решений [1,15].

Несмотря на преимущества стартапов перед традиционными формами обучения, университеты недостаточно активно внедряют их в образовательный процесс. Одним из препятствий, как отметили в своих трудах И.Н. Мадышев, И.И. Шарипов и К.И. Разакова, является недостаток финансирования высшего образования [10]. Не каждый университет может позволить себе необходимую технологическую базу, в том числе и создание бизнес-инкубаторов и акселераторов, так как это требует значительных инвестиционных вложений. В результате в вузах отсутствует нужная технологическая база для создания проектов, возникают сложности введения дополнительных ставок для привлечения специалистов (консультантов и экспертов), а преподаватели часто не имеют нужного практического опыта. Стоит отметить, что многие университеты не готовы к системному взаимодействию с инвесторами. Более того, большинством сотрудников коммерциализация результатов деятельности, значимый этап стартапов, воспринимается как нечто сомнительное. Необходимость перехода университетов на рыночные отношения до сих пор является предметом серьезных дискуссий представителей университетского сообщества. Инвесторы, в свою очередь, также скептически относятся к студенческим проектам без проверенной команды или прототипа.

Стоит обозначить еще одну проблему, затрудняющую внедрение стартапов в университетах, - бюрократическую систему управления. С одной стороны, данная система может усложнить взаимодействие с подразделениями в процессе работы над стартапом, замедляя, а иногда и блокируя творческие инициативы. Устоявшиеся правила и процедуры в университетах зачастую не адаптированы к потребностям стартапов [16]. С другой стороны, упростить процедуру реализации стартапов на данном этапе невозможно в следствие недостаточно проработанной законодательной базы. Множество вопросов вызывает регулирование конфликта интересов, особенно если используются ресурсы университета или к работе над проектом привлекаются студенты. Обучающиеся в процессе работы над стартапом рискуют потерять права на свои идеи, а преподаватели могут столкнуться с ограничениями на коммерциализацию исследований.

Безусловно, внедрение стартапов является стратегически важным направлением для университетов. Однако, самостоятельно справиться с данной задачей некоторым вузам будет сложно. В ряде случаев эффективно решить данную проблему позволит сотрудничество с организациями-партнерами. Одними из таких партнеров, на наш взгляд, могут стать креативные кластеры. Исходя из вышеизложенного, целью исследования является определение основных преимуществ и направлений взаимодействия университетов и креативных кластеров для обеспечения поддержки и развития студенческих стартапов.

Материалы и методы исследования

Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков позволил сделать выводы об актуальности внедрения студенческих стартапов в университетах. На основе изучения особенностей функционирования креативных кластеров были сделаны выводы об актуальности и целесообразности развития кластеров в направлении коллаборации с университетами в части создания и поддержки стартапов. Системный анализ работы кластеров позволил определить наиболее значимые проблемы, а также основные преимущества для основных участников взаимодействия, которые подобная коллаборация позволяет получить.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2017 году на заседании президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию был поднят вопрос о необходимости «реализации пилотных проектов по развитию студенческого технологического предпринимательства» [11]. По результатам заседания были определены ключевые задачи на ближайшие годы:

- формирование на базе опорных университетов центров молодежного инновационного творчества;

- поддержка предпринимательских проектов, инициированных обучающимися в сфере высшего образования, в том числе путем запуска акселерационных программ;

- проработка механизма финансирования мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, в том числе в форме студенческих грантов;

- внесение изменений в нормативно-правовую базу в части возможности реализации дипломов в форме стартапов и т.п.

Это решение стало серьезным шагом в направлении развития студенческих стартапов в нашей стране.

В последние годы Россия, несмотря на отставание от США и Китая, где доля от общего мирового показателя по запускам стартапов или инновационных проектов составила 46,6% и 9,2% соответственно, показывает в данном направлении серьезные успехи [14]. Однако, активно данной деятельностью охвачена только часть университетов. Они создают на своей базе технологические долины. Наиболее известной является научно-технологическая долина МГУ, которая состоит из нескольких кластеров. К числу других перспективных научно-технологических центров относятся "Бауманская технологическая долина" в Москве и ИТ-кампус "Неймарк" в Нижнем Новгороде. В настоящее время осуществляется возведение кампусов, соответствующих мировым стандартам, в Долгопрудном (проект "Долина Физтеха") и Санкт-Петербурге (кампус "Невская дельта"), а также на базе образовательного центра "Сириус", в Челябинске, Калининграде и ряде других населенных пунктов.

Между тем, значительная часть высших учебных заведений, преимущественно региональных, так и осталась не охвачена данным видом деятельности в полном объеме. Обязательный показатель, заложенный в Программах развития университетов - «количество обучающихся, защитивших работу в формате ВКР «Стартап как диплом» - остается невыполненным. Отсутствие необходимой материальной базы, недостаточной развитие инфраструктуры, нехватка квалифицированных специалистов, готовых и способных оказать профессиональную поддержку обучающимся, низкая мотивация студентов, вызванная боязнью неудач и отсутствием уверенности в себе, создают серьезные барьеры для развития данного направления.

К сожалению, акселераторы, главной целью является ускорение роста стартапов, не могут в полной мере способствовать достижению поставленной государством задачи. Отсутствие индивидуального подхода, давление на масштабирование, высокая плата за участие, географические ограничения (расположение преимущественно в крупных городах), фокус на технологические стартапы и большой акцент на питчах, делают их внедрение практически невозможным в региональных университетах [4, 5]. Одним из путей решения заявленной проблемы, на наш взгляд, может стать коллаборация вузов с креативными кластерами.

Креативные кластеры как комплекс «взаимосвязанных организации и предприятия, размещенных на территории компактно расположенных объектов недвижимости», вносят существенный вклад не только в развитие малого бизнеса [13]. Благодаря уникальной «экосистеме», объединяющей творческих профессионалов, предпринимателей, организации культурной сферы, кластеры выступают «катализаторами» позитивной и продуктивной трансформации городских и сельских территорий, содействуя формированию новых экономических моделей, социальных связей, развитию региональной экономики.

В Российской Федерации креативные кластеры представляют собой территориальные образования, в рамках которых объединяются представители творческих индустрий: дизайнеры, архитекторы, IT-специалисты, медиа-профессионалы и т.д. По состоянию на 2024 год в стране функционирует свыше 80 подобных пространств (Рисунок 3.1), преимущественно сосредоточенных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге [8]. И их число регулярно увеличивается.

Рисунок 1 – Данные о количестве креативных кластеров в федеральных округах РФ, число [8]

Коллаборация креативных кластеров и университетов является достаточно перспективным направлением взаимодействия. В своих исследования Е.Э. Дробышева рассматривает «кластеры как пространства для исследования и получения практического материала обучающимися» [6]. Д.Й. Сахисени и Н. Хаскинс считают, что подобная коллаборация позволит обучающимся ознакомиться с будущей профессиональной деятельностью [21]. При этом, по мнению авторов статьи, сотрудничество при организации стартапов будет взаимовыгодно как для кластеров, так и для университетов и обучающихся.

Таблица 1 - Преимущества коллаборации в процессе развития студенческих стартапов

Основные преимущества коллаборации в процессе развития студенческих стартапов
для университетов
для креативных кластеров
для обучающихся
- привлечение финансирования
-доступ к инновационным идеям и талантам
- развитие практических навыков
- доступ к ресурсам (материальным, трудовым, финансовым)
- позиционирование как инновационного центра
- доступ к реальным проектам
- бюрократические барьеры
- получение экспертной поддержки
- получение профессиональной поддержки
- повышение привлекательности и репутации
- привлечение потенциальных партнеров в лице студентов
- возможность стажировок и трудоустройства

- укрепление связей между наукой и бизнесом
- развитие предпринимательских навыков
Источник: составлено авторами

Основные преимущества взаимодействия для университетов.

Основная проблема, с которой сталкиваются университеты при работе над студенческими стартапами, связана с ограниченным финансированием проектов [19]. Одна из причин этого заключается в нежелании инвесторов вкладывать ресурсы в проекты, связанные с высокой степенью риска. Кластеры в данном случае выступают в качестве гаранта надежности, ответственности и профессиональной проработанности заказа. Кроме того, университеты получают доступ к необходимым для реализации стартапов ресурсам. Это и инфраструктура, и специализированное оборудование, и мастер-классы профессионалов, и специалисты, и помощь менторов и экспертов в оценке образовательных программ и исследовательских проектов. Учитывая, что в структуру кластеров входят организации, обслуживающие деятельность креативных индустрий, у обучающихся появляется возможность получения одновременно и консалтинговых услуг (юридических, бухгалтерский и пр.). Взаимодействие с креативными кластерами позволяет также существенно упростить процедуры реализации стартапов, в том числе регистрацию и оформление интеллектуальной собственности.

Как отмечают И.А. Арташина и Ю.Н. Жулькова, реализация студенческих стартапов связана с двумя основными этапами: создание продукта (товара, услуги) и коммерциализация [2]. Однако, большинство обучающихся знакомы с ними только в теории. Сотрудничество с кластерами предоставляет студентам возможность применять свои знания на практике, работая над реальными проектами и решая реальные бизнес-задачи. В процессе взаимодействия формируется активная инновационная среда обучения и исследований. При этом у обучающихся не только развиваются предпринимательские навыки, но и снижается страх организации и ведения бизнеса, создает уверенность в профессиональной деятельности. Стоит отметить, что подобное взаимодействие - бесценный опыт и для многих преподавателей, которые с одной стороны не хотят оставлять свою профессиональную педагогическую деятельность, а с другой – нуждаются в практической апробации своих научных и проектных разработок.

Безусловно, эффективное сотрудничество с креативными кластерами будет способствовать повышению репутации и привлекательности университетов, их конкурентоспособности. Расширяется сеть контактов с реальным сектором экономики, с государственными органами и другими университетами. Через стартапы, в реализации которых обязательно участвуют представители бизнеса, университет получает обратную связь о том, какие технологии востребованы, какие направления важны сейчас с учетом текущих реалий, сто позволяет корректировать и обновлять свои направления деятельности и образовательные программы.

Основные преимущества взаимодействия для креативных кластеров.

Особое значение для креативных кластеров приобретает возможность получения доступа через университеты к «свежим» инновационным идеям и проектам. Партнерство с вузами позволяет кластерам узнать первыми о перспективных разработках и результатах научных исследований. Кроме того, в процессе работы над стартапами кластеры могут формировать кадровый резерв, состоящий из талантливой и перспективной молодежи [7].

Сотрудничество с университетами позволяет укрепить связь с академическим сообществом, ускоряя внедрение научных достижений в практику. Как правило, многие университеты обладают сетью контактов с другими университетами, научно-проектными организациями и муниципалитетом, что в свою очередь способствует вовлечению в креативный кластер серьезных партнеров и формированию в дальнейшем позитивного имиджа. В университетах также работают эксперты в различных областях, которые могут оказывать поддержку и консультирование при решении технических, юридических и бизнес- и междисциплинарных задач.

Основные преимущества взаимодействия для обучающихся.

Главными участниками студенческих стартапов являются обучающиеся. Как показывает наблюдение, в последние годы в студенческой среде появляется все большее число желающих участвовать в студенческом технологическом предпринимательстве. Однако, отсутствие необходимых навыков и соответствующей среды не позволяет обучающимся активно включаться в данное направление.

Ключевым достоинством сотрудничества креативных кластеров и университетов является создание единого пространства для ученых, студентов и представителей бизнеса, выступающих в роли будущих работодателей. Благодаря креативным кластерам возможна интеграция студенческого технологического предпринимательства в бизнес-среду, что по мнению Д.Б. Козюкина и А.С. Сергеева, «позволит сократить разрыв между теорией и профессиональной практикой за счет передачи знаний». Ученые отмечают, что креативные кластеры «формируют экосистемы, в которых знания и опыт циркулируют, создавая благоприятные условия для инноваций, креативного мышления и междисциплинарного сотрудничества, что становится фундаментом для подготовки специалистов, способных адекватно реагировать на вызовы и возможности эпохи» [9]. Обучающиеся не только получают практический профессиональный опыт, но и доступ к реальным проектам и менторам от бизнес-экспертов, инженеров до дизайнеров и инвесторов. Кроме того, у студентов возникает более ясное представление карьерного трека: стартап, корпоративная роль, академическая траектория.

Заключение

Таким образом, креативные кластеры играют важную роль в развитии студенческих стартапов, предоставляя им уникальную экосистему для роста и инноваций. Они способствуют формированию предпринимательского мышления, предоставляют доступ к необходимым ресурсам и экспертизе, а также создают благоприятную среду для обмена идеями и сотрудничества. Развитие и поддержка креативных кластеров, ориентированных на студенческое предпринимательство, является важным направлением государственной политики, способствующим развитию инновационной экономики и формированию нового поколения предпринимателей. Необходимо дальнейшее изучение влияния креативных кластеров на долгосрочный успех студенческих стартапов и разработка механизмов для повышения эффективности их взаимодействия с университетами и бизнес-сообществом.


Страница обновлена: 04.12.2025 в 12:43:37

 

 

Rol kreativnyh klasterov v razvitii studencheskikh startapov

Klimenko V.A., Bannikova T.I., Chudinova E.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 12 (december 2025)

Citation: