Типология моделей устойчивого поведения потребителей в экономике совместного потребления на основе поколенческого анализа

Тимохина Г.С., Харионовская А.Б., Санамьян Е.И.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Экономика совместного потребления, существовавшая и в древние века, и в командной экономике, получила новый импульс к развитию в современных рыночных реалиях, благодаря развитию цифровых технологий и созданию посреднических цифровых платформ, соединяющих интересы покупателей и продавцов. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании PwC прогнозируемый объем мировой экономики совместного потребления в 2025 году достигнет $335 млрд, что в 22,3 раза превышает аналогичный показатель десятилетней давности. К 2035 году объем рынка по самым востребованным сервисам составит около $600 млрд. [1]

Такие темпы роста рынка услуг совместного потребления объясняются совокупностью технологических, экономических, политико-правовых, социально-культурных факторов как драйверов создания новых социально-экономических отношений между участниками экономики совместного потребления (распределенного пользования, шеринговой экономики и др.), основанных не на владении, а на доступе к материальным и нематериальным благам.

Вовлеченность потребителей (пользователей) в новые социально-экономические отношения весьма неоднородна, что обусловлено различиями в мотивации, искомых выгодах и ценностях. Поколенческий анализ позволяет выделять в неоднородном потребительском ландшафте поколенческие группы, которые могут представлять из себя крупные рыночные сегменты вследствие схожести базовых ценностей, ценностей в отношении устойчивого развития общества и, в целом, потребительского поведения. По мнению исследователей совместное потребление влияет на формирование устойчивого поведения потребителей, под которым авторы понимают экологический, экономический, социальный аспекты потребительского поведения, направленного на соблюдение баланса между собственными потребностями, выгодами, ценностями и заботой о социальном, экологическом и экономическом благополучии нынешних и будущих поколений [11].

Для эффективной работы с этими сегментами компаниям – владельцам цифровых посреднических платформ важно понимать модели поведения потребителей, обусловленные ценностными установками, уровнем цифровой компетентности и вовлеченности, свойственным разным поколенческим группам.

Гипотеза исследования: модели устойчивого поведения потребителей разных поколений в экономике совместного потребления отличаются ценностными установками, влияющими на потребление, доминирующей мотивацией, уровнем цифровой компетентности и вовлеченности в совместное потребление.

Цель исследования: классифицировать типы потребителей в экономике совместного потребления на основе поколенческого анализа.

Методика исследования: традиционный, системный и контент-анализ вторичных данных о ключевых ценностях и ценностях устойчивого развития, цифровых компетенциях, цифровой вовлеченности, мотивах совместного потребления представителей пяти российских поколений.

Основная часть

Предположения о различиях в поведении людей разных поколений выдвигались учеными, начиная с 19 века, которые объясняли сходство в поведении людей, родившихся и взрослеющих в период времени, характеризующийся определенными историческими, политическими, социально-культурными событиями. В исследованиях К. Мангейма, В. Дильтея, Н. Райдера, Р. Инглхарта, У. Штрауса, Н. Хоува временной интервал смены поколений колеблется от 10-25 до 20-30 лет, отличаются и подходы к объяснению условий, формирующих поколение как некую общность людей [5], [9]. Принципиальное отличие теории поколений У.Штрауса, Н.Хоува от других исследований в выделении среды как ключевого фактора для формирования ценностных установок и поведения.

Для типологизации российских потребителей, основанной на поколенческом анализе, необходимо пользоваться адаптированной версией американской теории поколений применительно к российскому историческому контексту. В таблице 1 представлены поколения и их хронологические границы по американской теории поколений и результатам исследования по методологии НИУ ВШЭ, основанных на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) [7], [9].

Таблица 1. Хронологические границы поколений: американский и российский подходы

Американская периодизация
Российская периодизация
Названия поколений
Годы рождения
Названия
поколений
Годы рождения
Годы взросления
Поколение GI, поколение победителей
1900—1923
Мобилизационное
поколение
1938
1941–1956
Поколение молчаливое, потерянное поколение
1923-1943
Поколение оттепели
1939–1946
1956–1964
Поколение беби-бумеров, трудоголики
1943—1963
Поколение застоя
1947–1967
1964–1984
Поколение Х, неизвестное поколение
1963—1983
Реформенное поколение
1968 –1981
1985–1999
Поколение Y, поколение Миллениума, сетевое поколение
1983—2003
Поколение миллениалов
1982 - 2000
1999–2016
Поколение Z, цифровое поколение, поколение XD
2003+
Поколение Z
2001 и позднее
2016
Поколение Aльфа
2011-2024
Поколение Aльфа
2010-2025

Источник: составлено автором по [7], [9]

По таблице 1 виден сдвиг хронологических границ российских поколений относительно американских, что говорит о несравнимости первых трех поколенческих когорт в силу различий в наступлении и длительности исторических, социально-культурных и политических событий в двух странах. В нашем исследовании мы будем использовать обобщённые данные российских ученых Е.С. Земсковой, Н. Попова, Ю.В. Асташовой, Е. Шамис, А. Антипова, В. Радаева, Ю. Левады и др. по определению границ поколений и ориентироваться на следующие границы поколений [1], [4], [7], [9]:

- поколение застоя – 1947-1964 годы рождения;

- реформенное поколение – 1964–1984 годы рождения;

- поколение Y – 1984–2000 годы рождения;

- поколение Z – 2000–2013 годы рождения;

- поколение «Альфа» - 2013 – 2024.

Потребители, относящиеся к этим поколениям, составляют разные доли экономически активного населения страны, имеют разный уровень покупательной способности, однако все они вовлечены в процесс принятий решений о покупке товаров и услуг и будут охарактеризованы в настоящем исследовании по характеристикам, формирующим паттерны потребительского поведения в процессе совместного потребления. Считаем необходимым отметить, что несовершеннолетние потребители из поколения Альфа также вовлечены в процесс принятия решений: совершают покупки, но еще в большей степени влияют на решения родителей.

Из последних доступных данных о численности поколенческих когорт [2] следует, что реформенное поколение и поколения Y, Z составляют большую часть численности российского населения: 27,30%, 21,50% и 16,30% соответственно, реформенное поколение и поколение Z, частично, а поколение Y в полной мере относятся к экономически активному населению страны (рис.1).

Рис. 1. Поколенческая структура населения России

Источник: Данные Росстата за 2023 год. Руцентр 2023, URL: https://www.nic.ru/info/blog/xyz/?utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения 14.10..2025)

Контент анализ вторичных данных о переменных, которые характеризуют устойчивое поведение потребителей разных поколений, вовлеченных в совместное потребление [2], [3], [4], [5], [6], [8], [12], [14] позволяет выделить следующие переменные:

- ключевые ценности поколений;

- ценности устойчивого развития;

- отношение к совместному потреблению;

- мотивация к совместному потреблению;

- практики совместного потребления:

- цифровая вовлеченность;

- цифровая грамотность.

На основе анализа этих переменных будут выделены критерии для создания типологии моделей устойчивого поведения потребителей разных поколений в экономике совместного потребления.

1. Ключевые ценности поколений и ценности устойчивого развития. Ключевые ценности поколений, сформировавшиеся под влиянием среды, в которой родились и взрослели индивиды, в определенной степени повлияли на принятие ценностей устойчивого развития и проявление продуктивных паттернов потребительского поведения потребителями из разных поколений (табл.2.) [5], [10], [13]. [3]

Таблица 2. Ключевые ценности и ценности устойчивого развития

потребителей разных поколений

Наз-
вания
Ценности как характеристика поколений
Разделяемые ценности устойчивого развития и модели поведения
Поколение застоя
Трудолюбие и преданность, авторитет и иерархия, семейные ценности и забота о близких, стабильность, надежность, предсказуемость, коллективизм, образование и саморазвитие, стремление к знаниям, планирование жизни на долгосрочную перспективу
Социальная активность: участвуют в общественных организациях, в экологических проектах и социальных инициативах
Реформенное поколение
Готовность к изменениям, возможность выбора, равноправие полов, глобальная информированность, техническая грамотность, желание учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, бережливость
Социальная ответственность перед будущими поколениями, продуктивные паттерны ответственного поведения, высокий уровень осознанности в процессе принятия решений
Поколение Y
Свобода, развлечения, стремление к конечному результату, ответственное отношение к ближнему и дальнему окружению, стремление к перспективам, готовность учиться, перенимать полезный опыт, формировать новые компетенции, важен успех, деньги, положение в обществе, самореализация
Сформировано в определенной степени экологичное поведение,
не готовы к смене некоторых деструктивных паттернов потребительского поведения в отношении вклада в решение социально-экономических проблем общества
Поколение Z
Важен собственный стиль жизни, разнообразие, эмоции, стремление к креативности, свободны и полноценны в мире виртуальной реальности, легко принимают решения, меняют интересы, живут «здесь и сейчас», наслаждение жизнью и удовольствие.
Экологически безопасные потребительские паттерны, нацелены на социально справедливое потребление, вносят больший вклад в решение социально-экономических и социально-экологических задач, чем потребители поколения Y.
Поколение Альфа
Ценят индивидуальность, мотивированы на глобальные цели, эмоциональны, самостоятельны, любят общаться, важны справедливость, сотрудничество, живут «здесь и сейчас», практичность, эмоциональная вовлечённость.
С раннего возраста осознают глобальные экологические угрозы, что изменяет их картину мира: активно интересуются вопросами устойчивого развития, поддерживают экологические инициативы и зеленые технологии, участвуют в волонтерских проектах.
Источник: составлено автором на основе анализа вторичных данных

Из таблицы 2 следует, что в большей степени проявляют устойчивое и социально-ответственное поведение перед будущими поколениями потребители поколений застоя и реформенного поколения, однако наибольший вклад в решение не только экологических, но и социально-экономических проблем вносят представители поколений Z и Альфа. Исследователи отмечают высокую степень осознанности представителями этих поколений глобальных угроз, которые несет природная, экологическая, социально-экономическая среда благополучию и существованию нынешних и будущих поколений в 2000 годах нового века – временного периода рождения и взросления этих поколений. [4] Такая вовлеченность в процесс реализации целей устойчивого развития потребителей этих поколений может также объясняться их социально-экономической и экологической грамотностью, основанной на изучении соответствующих школьных дисциплин, участии в реальных проектах, исследовательской деятельности.

2. Отношение и мотивация к совместному потреблению. Проанализируем переменные, которые характеризуют устойчивое поведение потребителей разных поколений, вовлеченных в совместное потребление: отношение к собственности, совместному потреблению, мотивы и практики совместного потребления (табл.3) [2], [12]. [5]

Таблица 3. Отношение и мотивация к совместному потреблению у представителей разных поколений.

Наз-
вания
Отношение к собственности
Отношение к совместному потреблению (ССП)
Мотив к совместному потреблению
Практики совместного потребления
Поколение застоя
Пользуются вещами долго, предпочитая ремонтировать, а не менять.
Владение собственностью как ценность.
Совместное потребление новая практика, к которой отношение весьма осторожное.
Доход от активов. Экономия денег.
Продажа товаров, услуг на Avito.
Реформенное поколение
Предпочитают проверенные товары. Экономия денег. Владение собственностью как ценность.
Не доверяют сервисам совместного потребления.
Доход от активов.
Экономия денег.
Продажа товаров, услуг на Avito.
Поколение Y
Нет привязанности к вещам и собственности, нет стремления к крупным вложениям.
Положительно относятся к совместному потреблению.
Экологичное поведение.
Удобство.
Экономия ресурсов.
Социальное одобрение.
Коворкинги
Антикафе
Путешествия Краткосрочная аренда жилья
Трэвел-каршеринг.
Поколение Z
Важна свобода и независимость, отсутствие привязанности к вещам.
Более благополучное поколение, поэтому отношение к ССП – несколько брезгливое и скептическое
«Зеленое потребление» Финансовая выгода.
Новый опыт.
Каршеринг Коворкинг Коливинг
Краткосрочная аренда жилья
Аренда спортивного инвентаря.
Поколение Альфа
Снижение привязанности к материальному и переход к виртуальному
Аренда, шеринг, подписки –естественная модель потребления. Важнее доступ к уникальному опыту, чем обладание вещью.
Уникальный опыт.
Потребление «здесь и сейчас».
Устойчивое потребление.
Аренда, шеринг, подписки.
Недостаточно конкретных данных.
Нравятся платформы, где можно сотрудничать, обмениваться идеями и создавать что-то вместе
Источник: составлено автором на основании анализа вторичных данных

Соотнесение данных по ключевым ценностям поколений, разделяемым ценностям устойчивого развития и, соответствующим им моделям поведения в таблице 2, а также по отношению и мотивам к совместному потреблению у разных поколений в таблице 3, показывает качественную взаимосвязь переменных, которая в будущих исследований должна быть проверена эмпирически. Если в качестве первого основного критерия типологии моделей поведения потребителей в экономике совместного потребления выбрать доминирующую мотивацию к совместному потреблению, то такую взаимосвязь можно выразить для каждого поколения функциональной зависимостью:

y=f (х1, х2, х3, х4), в нашем случае:

Мотивация к совместному потреблению» = f (ценности поколений, модели устойчивого поведения, отношение к собственности, отношение к совместному потреблению).

По данным таблицы 3 можно выделить два диаметрально противоположных доминирующих мотива при принятии решений о включенности в практики совместного потребления: утилитарный - экономия ресурсов, финансовая выгода и ценностный - экологичное, зеленое, устойчивое потребление, новый социальный опыт.

Утилитарные мотивы к совместному потреблению свойственны в большей степени поколениям застоя и реформенному поколению. Этот мотив у поколений Y и Z не выделен во вторичных данных как доминирующий, поскольку значимым для этих поколений, а также для поколения Альфа является ценностный мотив: новый, уникальный опыт, демонстрация современного стиля жизни и социальное одобрение, устойчивое поведение.

Анализируя данные таблицы 3, следует также отметить выводы исследователей в отношении различий представителей поколенческих групп в восприятии барьеров к совместному потреблению [2]. Наряду с некоторыми особенностями восприятия барьеров, обусловленными ключевыми ценностями представителей разных поколений, основными барьерами для совместного потребления являются: недоверие, боязнь мошенничества, сомнение в отношении качества товаров, услуг, опасение за свой статус, боязнь не соответствовать социальным стереотипам в отношении совместного потребления, брезгливость, сложность процедур на посреднических цифровых платформах.

Экономика совместного потребления получила развитие благодаря цифровым технологиям и возможности создания посреднических цифровых платформ для одноранговых P2P транзакций (peer-to-peer). Перспективы наращивания темпов роста экономики совместного потребления зависят, в первую очередь, от цифровой грамотности и компетентности участников в процессе совместного потребления материальных и нематериальных благ. Очевидно, что потребители различных поколений в разной степени вовлечены во взаимодействие с цифровой средой, что осложняет или наоборот облегчает процесс совместного потребления товаров, услуг.

3. В таблице 4 представлены фактические данные о следующих переменных: уровень цифровой грамотности и цифровая вовлеченность потребителей разных поколений. [6]

При этом под уровнем цифровой грамотности подразумевают оценку владения потребителем навыками при взаимодействии с цифровой средой. Индекс цифровой грамотности – интегрированный показатель, который рассчитывается на основе оценки умений и навыков индивидов по поиску и обработке информации, созданию контента, соблюдению этических норм общения и обеспечению безопасности в цифровой среде.

Таблица 4. Данные по цифровой грамотности и вовлеченности в разрезе поколений

Поколения
Уверенность
в
цифровой
среде
(доля
поколения, %)
Уровень цифровой грамотности
(доля представителей поколения, %)
Индекс
цифро-вой грамот
ности (п.п.)
Исполь-зование мобиль-ного устрой- ства
час/сутки
Начальные знания
Базовые
знания
Продви-
нутые знания
Поколение застоя
12
10
78
12
Нет
данных
3,14
Реформенное поколение
21,1
6
64
30
73
3,43
Поколение Y
75,8
6
64
30
73
4,32
Поколение Z
75,8
4
60
36
69
5,20
Поколение Альфа
Высокий уровень
Количественных данных нет
Высокий уровень.
Количественных данных нет
Высокий.Нет количественных
данных

6
Источник: составлено автором на основании анализа вторичных данных

Цифровой разрыв поколений: каждый третий россиянин теряет время и деньги из-за недостатка цифровых навыков. Банк Казани. 18.11.2025 URL: https://www.business gazeta.ru/news/688002?ysclid=mi67optmf0683207263 (дата обращения 25.11.2025)

Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций. НАФИ. 15.02.2024. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=mi67wqfp67697740541 (дата обращения 25.09.2025)

По данным таблицы 4 большая часть потребителей поколений Y и Z имеют необходимые навыки взаимодействия с цифровой средой с помощью самых разных цифровых устройств и, соответственно, уверенно чувствуют себя в цифровой среде. Наиболее «продвинутыми пользователями» в этой среде являются представители реформенного поколения (30%), поколений Y (30%) и Z (36%).

Однако, в исследованиях индекса цифровой грамотности, проведенных НАФИ в 2023 году, его значения для поколения Z оказались ниже, чем значения индексов предшествующих двух поколений (69 п.п. против 73 п.п.). [7] Вместе с тем, Е. С. Попов и Я. В. Дидковская, сравнивая цифровые компетенции поколений Y и Z, отмечают, что зуммеры, в отличие от миллениалов, способны управлять цифровыми технологиями, проявлять творческий подход к их использованию [8]. Поколение Альфа имеет высокую цифровую грамотность, так как с детства погружены в мир цифровых технологий и взаимодействие с цифровыми устройствами. Наряду с этим, отсутствие количественных данных по цифровой грамотности для поколения Альфа, указывает на слабую изученность поведения потребителей этого поколения в цифровой среде, что актуализирует важность проведения полевых исследований на представительной выборке альф.

По данным таблицы 4, вовлеченность во взаимодействие с цифровой средой, измеряемая количеством часов, проводимых людьми из разных поколенческих групп за цифровыми устройствами, заметно отличается и колеблется от трех до 6 часов. На рис. 2 видны отличия в мобильной активности потребителей разных поколений в разных сервисах цифровой среды: [8] молодые потребители проводят больше времени в мессенджерах, социальных сетях и на видеоплатформах, более старшие поколения просматривают сайты компаний и делают онлайн-покупки.

Рис. 2. Доля мобильной активности потребителей разных поколений

в разных сервисах цифровой среды, 2025

Источник: Россияне проводят в смартфонах более четырех часов в день. Кабельшик. 12.09.2025. URL: https://www.cableman.ru/content/rossiyane-provodyat-v-smartfonakh-bolee-chetyrekh-chasov-v-den?ysclid=mi69jfbuao584855675(дата обращения 28.10.2025)

Анализ переменных «уровень цифровой грамотности» и «цифровая вовлеченность» потребителей разных поколений позволяет выделить второй критерий, определяющий типы поведенческих моделей в экономике совместного потребления: цифровая вовлеченность. Очевидно, что цифровая вовлеченность является одним из ключевых критериев включенности потребителей в практики совместного потребления на посреднических цифровых платформах. В данном случае мы также видим качественную взаимосвязь между переменными y=f (х1, х2, х3, х4), в нашем случае:

Цифровая вовлеченность = f (уверенность в цифровой среде, уровень цифровой грамотности, индекс цифровой грамотности, интенсивность использования цифрового устройства).

В будущих эмпирических исследованиях также необходимо количественно оценить тесноту взаимосвязи зависимой и независимых переменных.

На основании двух критериев: «мотивация к совместному потреблению» и «цифровая вовлеченность потребителей», представим типы потребителей в матрице моделей поведения потребителей разных поколений в экономике совместного потребления (рис.3.).


Мотивация к совместному потреблению
Утилитарные мотивы
Утилитарные мотивы + ценностная мотивация
ценностная
Цифровая вовлеченность
низкая
Прагматики: поколение застоя


средняя
Цифровые прагматики: реформенное поколение
Вовлеченные в новый опыт:
поколение Y
поколение Z

высокая


Ценностники:
поколение Альфа
Источник: составлено автором

Рис.3 Типология потребителей в экономике совместного потребления на основе поколенческого анализа

Таким образом, в матрице моделей поведения потребителей разных поколений, включенных в совместное потребление, в логике двух дихотомических шкал: утилитарные мотивы – ценностная мотивация; низкая – высокая цифровая вовлеченность, выделены типы потребителей с соответствующими моделями поведения, относящиеся к следующим поколенческим группам:

- ценностники - поколение Альфа с высокой цифровой вовлеченностью и ценностной мотивацией к совместному потреблению;

- вовлеченные в новый опыт – поколения Y и Z с утилитарными мотивами и одновременно ценностной мотивацией к совместному потреблению и средней цифровой вовлеченностью;

- цифровые прагматики – реформенное поколение, прагматики – поколения застоя с утилитарными мотивами в отношении совместного потребления и средней/низкой цифровой вовлеченностью.

Выводы

Гипотеза настоящего исследования подтверждена: модели устойчивого поведения потребителей разных поколений в экономике совместного потребления отличаются доминируюшей мотивацией и цифровой вовлеченностью, которые в данном исследовании выступают в качестве критериев включенности потребителей в практики совместного потребления на посреднических цифровых платформах.

На основании вторичных данных авторы выявили качественные функциональные зависимости между критериями включенности потребителей в практики совместного потребления как зависимыми переменными и независимыми переменными. Выявленные качественные взаимосвязи потребуют статистического подтверждения и валидации в будущих полевых исследованиях. Авторами достигнута цель исследования: на основе поколенческого анализа классифицированы типы потребителей в экономике совместного потребления – пять российских поколений с разной мотивацией к совместному потреблению и разной степенью цифровой вовлеченности.

Данное исследование представляет как научный, так и практический интерес. Как показал анализ вторичных данных о поведении потребителей разных поколенческих когорт в экономике совместного потребления, исследований по этой теме крайне мало, особенно в разрезе всех пяти поколений, которые являются платежеспособными потребителями, а также влияют на принятие решений и будут определять спрос в экономике страны в будущем.

Исследование представляет практический интерес, с одной стороны для компаний, которые развивают сервисы совместного потребления в рамках основной предпринимательской деятельности, с другой стороны, для компаний, которые диверсифицируют свой бизнес-портфель за счет создания сервисов в дополнение к существующему бизнесу в рамках концепции устойчивого развития. Основываясь на поколенческом подходе, авторы выделили типы потребителей пяти поколений с разной мотивацией и степенью цифровой вовлеченности, которые можно рассматривать как крупные рыночные сегменты и дифференцировано работать с ними.

Понимание типов потребителей позволяет правильно позиционировать сервис с учётом доминирующих мотивов к совместному потреблению, разрабатывать маркетинговые коммуникации на основе знания ключевых ценностей потребителей и ценностных установок в отношении устойчивого поведения.

[1] Экономика совместного потребления как точка роста РОСКОНКГРЕСС 26 мая 2021 года https://www.investinregions.ru/analytics/a/materials-77610/ (дата обращения 12.10.2025)

[2]Данные Росстата за 2023 год. Руцентр 2023, URL: https://www.nic.ru/info/blog/xyz/?utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения 14.10..2025)

[3] Поколение бэби-бумеров: характеристики, особенности и как с ними работать. 29.08.2025. URL:https://5prism.ru/articles/psihologiya/pokolenie-bebi-bumerov/ (дата обращения 10.11.2025)

Поколение «альфа» и его особенности. МТСМЕдспорт. 25 марта 2025. URL: https://media.mts.ru/technologies/208695-pokolenie-alfa harakteristiki?ysclid=mibwuolcwz555893755 (дата обращения 12.09.2025)

Поколение альфа: как понять и воспитать детей будущего. В фокусе. 10 июля 2025. URL: https://vfokuse.mail.ru/article/pokolenie-alfa-66946195/(дата обращения 13.11.2025)

[4]Поколение альфа: как понять и воспитать детей будущего. В фокусе. 10 июля 2025. URL: https://vfokuse.mail.ru/article/pokolenie-alfa-66946195/(дата обращения 13.11.2025)

[5]Исследование отношения поколения Альфа к вещам и хранению. НИУ ВШЭ. URL: https://creativecity.academy/project/39f9052bf85c4b90806d572cfb7edbaa (дата обращения 15.08.2025)

Поколение альфа в качестве будущих основных клиентов в посуточном бизнесе. URL^ https://i-hosts.ru/p/blog/pokoleniye_alfa_v_kachestve_budushchikh_osnovnykh_kliyentov_v_posutochnom_biznese/ (дата обращения 15.09.2025)

Поколение шеринга: как привычки зумеров скажутся на российской экономике. Профиль. 30.08.2021. URL: https://profile.ru/society/pokolenie-sheringa-kak-zumery-izmenyat-rossijskuju-ekonomiku-908731/ (дата обращения 12.09.2025)

[6] Цифровой разрыв поколений: каждый третий россиянин теряет время и деньги из-за недостатка цифровых навыков. Банк Казани. 18.11.2025 URL: https://www.business gazeta.ru/news/688002?ysclid=mi67optmf0683207263 (дата обращения 25.11.2025)

Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций. НАФИ. 15.02.2024. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=mi67wqfp67697740541 (дата обращения 25.09.2025)

Россияне проводят в смартфонах более четырех часов в день. Кабельшик. 12.09.2025. URL: https://www.cableman.ru/content/rossiyane-provodyat-v-smartfonakh-bolee-chetyrekh-chasov-v-den?ysclid=mi69jfbuao584855675(дата обращения 28.10.2025)

[7] Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций. НАФИ. 15.02.2024. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=mi67wqfp67697740541 (дата обращения 25.09.2025)

[8] Россияне проводят в смартфонах более четырех часов в день. Кабельшик. 12.09.2025. URL: https://www.cableman.ru/content/rossiyane-provodyat-v-smartfonakh-bolee-chetyrekh-chasov-v-den?ysclid=mi69jfbuao584855675(дата обращения 28.10.2025)


Страница обновлена: 04.12.2025 в 11:34:53

 

 

Tipologiya modeley ustoychivogo povedeniya potrebiteley v ekonomike sovmestnogo potrebleniya na osnove pokolencheskogo analiza

Timokhina G.S., Kharionovskaya A.B., Sanamyan E.I.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)

Citation: