Мобилизационная состоятельность экономики региона - ключ к решению проблем обеспечения ее устойчивого развития

Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С., Губин Г.В.
1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
2 Администрация муниципального образования Темрюкского района, Темрюк, Россия
3 Администрации Краснодарского края, Краснодар, Россия

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Изменить мир к лучшему способен

лишь тот, кто действует и выстраивает

свое поведение во благо Отечества и

рядового человека

М. Щепакин

Введение

Развитие региональных экономик в условиях нового состояния геополитического и экономического окружения сталкивается с проблемами обеспечения конкурентоустойчивости бизнеса в контексте необходимости преодоления вызовов разного происхождения. Они не могут не затрагивать различных аспектов функционирования и развития российской социально-экономической системы, касающихся состояния ее важнейших составляющих и их способности адаптироваться к инновационным процессам в конструктивно-преобразующем формате. Вектор таких преобразований задается властью и интересами людей, вступающих на путь инновационных изменений во благо укрепления суверенитета государства, его обороноспособности и накопления им необходимого мобилизационно-адаптационного потенциала во всех важнейших отраслевых сферах национальной экономики.

Построение сбалансированных по интересам маркетингово-коммуникационных полей многими участниками рыночных отношений должно осуществляться на четко обозначаемых идеологических платформах. И только тогда можно рассчитывать на создание устойчивого ореола доверительного восприятия тех изменений, которые сопровождают каждодневно жизнь рядовых граждан в обществе, выстраиваемом в интересах укрепления действия социального доминатора. Поведение участников отношений, будь то субъекты бизнеса, или же индивиды, вовлекаемые в процессы инновационных изменений, должно строиться на гармонизирующихся в разрезе взаимодействующих сторон мотивациях, настраиваемых обществом и властью на формирование социально-ответственного бизнеса. А он должен адаптироваться в своем мобилизационно-созидательном воплощении в рамках долгосрочных социально-экономических проектов и программ, которые, в свою очередь, должны вписываться в обозначаемый тренд устойчивого развития на всех этапах трансформационных изменений в контуре мобилизационной ориентации экономики.

На этапе изменений, которые происходят в ходе осуществляемых преобразований, выстраиваемых различными субъектами отраслевых цепочек по созданию инновационных продуктов, технологий с использованием нейросетей и искусственного интеллекта, а также при разработке современных производственных комплексов, не всегда удается добиться сбалансированности интересов участников отношений. Следует наполнить новым пониманием преставление об устойчивом развитии и экономическом росте рационально-прагматичным и нравственно-этичным взглядом на осуществление перемен, в рамках которых вектор совокупности преобразований должен органично встраиваться в механизмы управления инновационными изменениями в интересах рядового человека и общества, стремящегося обрести подлинный экономический и технологический суверенитет.

Поведение участников выстраиваемых взаимодействий должно быть подчинено тем мотивам, которые укрепляют возможности социального доминатора объединять интересы разных сторон и содействовать накоплению внутреннего потенциала общества, реализация которого способна придать качественно новый импульс инновационным изменениям.

Риск-менеджерский подход к повышению мобилизационной состоятельности экономики региона посредством повышения мотивационно-коммуникационного иммунитета бизнеса

Исходной теоретической базой для разработки риск-менеджерского подхода послужили разработки отечественных и зарубежных ученых по интерпретации экономической природы понятий, раскрывающих сущностное представление о процессах, связанных с устойчивым развитием и трансформацией российской социально-экономической системы. Учтены научные результаты, полученные институтами РАН и его подразделениями в ходе комплексного исследования проблем устойчивого развития на основе базовых документов, принятых ООН в 1992 г [1, 2]. Принципы устойчивого развития легли в основу смыслосодержащих материалов, сформированных по результатам исследований таких отечественных и зарубежных ученых, как В.И. Вернадский [3], А.Д. Урсул [4], Н. Винер [5], Д.Х. Медоуз [6], П. Кеннеди [7], В.И. Данилов-Данильян [8], Тойнби А. [9], С.Ю. Глазьев [10], В.В. Ивантер [11], Л.Д. Капранова [ 12], В.А. Коптюг, В.М. Матросов, В.К. Левашов [13], В.М. Полтерович [14], В.А. Волконский [15], М.А. Измайлова [16], Е.В. Дробот и И.Н. Макаров [17], F. Fukuyama [23], С.Н. Бобылев и Л.М. Григорьев [26] и др.

Важность формирования новой парадигмы социально-экономического развития России в рамках реализации мобилизационной ориентации экономики в интересах обретения страной технологического и экономического суверенитета в достаточной мере аргументирована в исследовании [18, 19, 20, 21, 22, 25], проведенном в контексте поиска решений по укреплению конкурентоустойчивости развития субъектов бизнеса посредством совершенствования механизмов их маркетингово-поведенчеcкой адаптации к требованиям новой реальности [24].

Решение проблем управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса к новым обстоятельствам экономического развития требует четкого понимания сущности мобилизационной состоятельности как экономической категории, которая может рассматриваться на разных уровнях управления. В частности, на уровне субъекта, на уровне отрасли, на уровне региональной экономики, а также социально-экономической системы в целом.

Нами предлагается авторское понимание сущности этой категории. Мобилизационная состоятельность субъекта представляет собой такое его интегративное свойство, которое:

а) отражает характер взаимосвязей разных составляющих его деятельности (производственно-технологических, организационно-управленческих, маркетингово-поведенческих, логистических, трудонаполняющих, финансово-инвестиционных и др.), выстраиваемых бизнесом в условиях воплощения им функционала с приоритетом реализации инновационных изменений на новых технологических платформах в создаваемых и развиваемых им маркетингово-коммуникационных полях (воплощающих взаимодействия бизнеса с властью, с разноотраслевыми субъектами рынка, с социальными институтами, с трудовым ресурсом внутри субъекта и во внешнем окружении и др.);

б) характеризует мотивационную доминантность персонала на достижение поставленных целей (текущих, стратегических и иных) в интересах обеспечения экономического роста, обретения необходимого уровня конкурентоустойчивости, а также получения прирастающего блага (в виде дохода, прибыли, увеличения доли рынка и т.п.) при обязательном развитии субъекта в векторе обозначенного обществом социального доминатора.

Мобилизационная состоятельность субъекта достигается в процессе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и его звеньев (элементов) к требованиям мобилизационной ориентации экономики в социально-экономической системе, предполагающей обретение ею экономического и технологического суверенитета при наиболее полном творчески-созидательном воплощении инновационной способности личностей, выступающих носителями культурных кодов и их духовно-нравственных ценностей. В основе успешной психологической адаптации лежит развитие личностью нужных государству адаптивных свойств, в том числе тех, которые не могут быть созданы без системы ценностей, формирующей в личности ее способность решать ключевые задачи, стоящие перед обществом. Мобилизационная состоятельность, формируемая наращиванием инновационной компоненты в развивающемся бизнесе, характеризует такое состояние субъектов (отрасли, комплекса, единичного субъекта хозяйствования, локальной социально-экономической системы, региона и т.п.), в рамках которого могут осуществляться изменения преобразующего характера.

Понимание маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса сводится к различным аспектам его способности откликаться на возникающие вызовы разного происхождения. Она представляет собой способность бизнеса: а) воспринимать и быть мотивационно-проницаемым к требованиям рынка; б) приспосабливаться к изменениям и вызовам разного характера (геополитическим, геоэкономическим, внутрисистемным, межсубъектным, внутрисубъектным и т.п.) в разрезе составляющих его деятельности; в) реагировать на проявления и действия внешних и внутренних факторов изменениями в своем маркетинговом и ином поведении (в том числе в поведении его персонала) в формах и способах инновационных откликов; г) устанавливать коммуникации разноуровневого характера между субъектами рынка и внутри бизнеса, которые могут обеспечивать рациональное использование имеющихся и вовлекаемых извне ресурсов и формирование единого мотивационного вектора в поведении трудового ресурса взаимодействующих участников отношений в интересах мобилизационных преобразований, способных создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоустойчивости бизнеса и экономического суверенитета общества.

В условиях перехода на новый технологический уклад повышается значимость цифровой трансформации [27], позволяющей бизнесу наращивать объемы и результативность экономической деятельности, укреплять его конкурентоустойчивость, снижать негативное влияние человеческого фактора, не игнорируя роль и значимость качества человеческого капитала, а также динамично корректировать позиции бизнеса в отношении содействия реализации социальной ответственности государства в обеспечении благополучия в обществе и обретении его каждым отдельным гражданином. Принятие решений, представляющих интерес для общества и рядового гражданина должно осуществляться в соответствии с целями развития и теми ценностями [28], на которых строится инновационно-ориентированная экономическая система с приоритетным вектором роста социального благополучия [29].

Регулирующие и управляющие воздействия, формируемые на разных уровнях иерархии управления в социально-экономической системе для активизации предпринимательской, деловой и творческо-созидательной деятельности бизнеса и власти, предполагают повышение мотивационной проницаемости субъектов различных сфер деятельности на выстраивание их поведения в режиме рационального расходования вовлекаемых ресурсов для осуществления мобилизационных преобразований. В соответствии с этим нами сформулировано представление об экономической сущности такого понятия как мотивационно-инновационная проницаемость, столь важного для построения рациональной модели управления маркетингово-поведенческой адаптацией бизнеса к новым вызовам внешнего окружения и меняющимся требованиям внутри развивающейся экономической системы. Мотивационно-инновационная проницаемость (МИП) выступает: а) свойством субъекта, отображающим его способность откликаться на различные воздействия (регулирующие, управленческие, эмоционально-психологические, нормативно-правовые, девиантные, рекламные, манипуляционные и иные) своим поведение (маркетинговым, коммуникационным, производственно-технологическим, психологическим, организационно-преобразующим и др.) таким образом, чтобы в условиях мобилизационных преобразований возможным становится обеспечить интегрирование усилий разноотраслевых и разносубъектных агентов рынка, а также действий собственного персонала на трансформацию функционально-производственного и технологического поля в направлении создания инновационных решений для стабилизации экономического роста в системе, укрепления конкурентоустойчивости промышленно-производственных комплексов и выхода российского национального хозяйства на траекторию обретения технологического и экономического суверенитета; б) инструментом, способным обеспечивать выбор субъектом рациональной поведенческой модели (во всем многообразии ее маркетинговых, этических, нравственно-психологических, правовых, организационно-управленческих и иных проявлений), адекватно описываемых как паттерн-модель (авт. – представляет собой повторяемую архитектурную конструкцию в сфере создания и проектирования рациональных маркетингово-развивающихся систем на базе инновационных решений, которые могут тиражироваться и отражать в этих моделях изменчивость воздействия различных факторов, в том числе факторов риска).

Адекватное моделирование поведения субъектов и индивидов в каждой предметной области их деятельности выступает в качестве важнейшей начальной стадии при выборе и определении того или иного паттерна. Смысл паттернов поведения как шаблонов для проектирования действий субъектов рынка (и его элементов) в условиях мобилизационной адаптации к вновь возникающим вызовам внешнего и внутреннего характера заключается в том, что они делают систему более устойчивой, способствуют стабилизации процессов устойчивого развития и содействуют смене требований и подходов к решению проблем противоречивого характера. Рациональная модель поведения субъектов [30] (будь то бизнес, или потребитель, или инвестор) должна соответствовать концепту «экономического человека», который всегда пытается рационально выстраивать свои действия для получения выгоды, в какой бы форме она не выражалась. Разработка инновационных моделей поведения, основывающихся на процессах самоорганизации и самовыражения личностей [31] в творческом созидании ими прорывных решений разного характера (технико-технологических, производственных, маркетинговых, управленческих и т.п.), не может быть результативной без рационального воплощения коммуникационно-поведенческих технологий, определяющих возможные траектории развития систем [32, 33] обретающих свойства приоритетов в преобразовательных процессах в обществе, настраиваемом на эффективное использование всего спектра имеющихся и совершенствуемых ресурсов (в том числе информационно-интеллектуальных), способных определять масштаб позитивных воздействия на внешнюю социальную среду.

Мотивационно-инновационная проницаемость в системе развивающихся коммуникационных полей субъектов под воздействием «давления» мобилизационного фактора определяет степень необходимой согласованности мотивов, интересов и выгод различных участников рынка, вступающих во взаимодействие в границах конкретных территориальных образований для осуществления инновационных изменений в интересах укрепления тренда на устойчивое развитие системы и наращивание объемов получаемых в обществе социальных благ. Уровень мотивационной проницаемости субъектов в области изменений инновационного «ландшафта» в системообразующих сферах экономики позволяет оценивать перспективы в разработке и использовании новых концепций экономического роста и концепций маркетинга, ориентированных на аккумулирование и более полное воплощение потенциала бизнеса на те действия, и на то их поведение, которое как в зеркале отражает ответный отклик потребительской сферы на предлагаемые бизнесом решения. Эти решения должны быть адекватны требованиям времени, условиям и обстоятельствам жизни людей, эмоциональным потребностям разнопоколенческих групп населения, а также интересам государства и общества, в котором формируется новая ментальность более высокого гуманистического уровня.

Эмоционально-поведенческий локатор [34] в выстраиваемых моделях маркетингового поведения субъектов [35] в условиях обострения противоречий разного характера и происхождения (во внешнем контуре и во внутреннем) должен быть скорректирован под задачи мобилизационного этапа трансформации экономики, но с учетом турбулентности воздействий и нарастания рисков разного характера и происхождения, сопровождающих мобилизационные изменения в рыночной системе отношений.

Нами предлагается риск-менеджерский подход к управлению инновационными и иными изменениями в деятельности хозяйствующих субъектов. Он предполагает создание условий, с одной стороны, для сокращения потерь, убытков и недополучения дохода, а с другой – для получения выигрыша в виде дополнительного объема производства, в виде экономической или иной выгоды. Принцип оптимального соотношения показателей «эффект-затраты-риск» может работать тогда, когда учитываются цели развития, критерии достижения задаваемого качества получаемого результата (в виде товара, определенного уровня конкурентоспособности/конкурентоустойчивости бизнеса [36], стабильности в системе отношений и др.). Он принимается во внимание для учета интегративного влияния различных факторов (экономических, политических, социальных, маркетингово-поведенческих и иных), действующих в рамках обозначаемых государством мобилизационных изменений при имплементации инновационных проектов в сфере реальной экономики. Для того, чтобы процессы преобразований обретали нужную траекторию в расширении зоны своего влияния на поступательный характер изменений в обществе и в социально-экономической системе в векторе укрепления действия социального доминатора, следует понятийный аппарат устойчивого развитии распространить на определение и выбор нужной стратегии адаптации бизнеса к новым требованиям мобилизационного формата изменений. Здесь, в первую очередь, речь идет о выборе стратегии маркетингово-поведенческой адаптации субъектов хозяйствования к условиям трансформационного этапа перемен в системе, настраиваемой на рельсы мобилизационного движения. Нами предлагается формирование соответствующей матрицы, дающей представление о месте бизнеса в ее визуальном отображении на изменяющемся поле экономического пространства. Мобилизационные изменения предполагают импортозамещение в широком диапазоне отраслевых сфер национальной экономики, а также инновационное трансформирование системообразующих сфер деятельности (и прежде всего промышленно-производственных сегментов экономики) по фактору региональной принадлежности (по всей совокупности составляющих звеньев, определяющих лицо «региона»). Должно приниматься во внимание следующее: а) степень сбалансированности ресурсообеспеченности бизнеса по ключевым составляющим выстраиваемых цепочек создания стоимостей; б) уровень инновационной способности бизнеса и его мотивационно-инновационной проницаемости персонала к разработке и реализации перспективных решений в разновекторных аспектах его деятельности; в) степень инновационно-инвестиционной резонируемости бизнеса [37, c. 112] в отношении решения задач развития и реализации проектов разной капиталоемкости; г) состояние коммуникационной проницаемости бизнеса на построение рациональных полей взаимодействия субъектов отношений; д) величина мотивационной емкости бизнеса как критерий возможности выстраивать рациональные отношения между субъектами в социально-экономической системе для решения задач преобразовательного характера; е) состояние маркетингово-поведенческой адаптивности субъектов и их элементов (звеньев, персонала, собственников, посредников и др. к новому уровню инновационных изменений); ж) уровень психологической адекватности бизнеса и его персонала к вызовам новых информационно-регулятивных сигналов, исходящих из разных источников их происхождения, в том числе симуляционно-манипуляционного характера) и др.

Маркетингово-поведенческая аутентичность субъектов бизнеса в процессе мобилизационных преобразований должна выступать их свойством. Она способна отражать в достоверной форме, с высокой подлинностью и в оригинальном исполнении параметры и характеристики, которые им присущи в текущий момент времени (без манипулятивно-симуляционного искажения информации о них под влиянием чьих-либо интересов), и которые в ходе имплементации инновационных решений различного характера при построении субъектами рациональных бизнес-процессов для создания качественных товаров (услуг) становятся носителями их имиджобразующего «портрета» в сознании не только потребителей, но и иных участников рыночного окружения [38]. Маркетингово-поведенческая аутентичность субъекта ослабляет эхо-эффект от действия того или иного риск-фактора, поскольку идентифицируется субъектами рынка в ореоле позитивного образа его маркетингово-поведенческой адаптивности в лавинообразном потоке воздействий разного характера.

Предлагается следующая этапность оценки рисков, сопровождающих процесс мобилизационных изменений посредством маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к новым экономическим реалиям:

1. Первый этап – определение видов рисков и факторов, влияющих на адаптационные процессы.

2. Второй этап – определение удельного веса факторов по каждому виду риска.

3. Третий этап – оценка вероятности наступления риска.

4. Четвертый этап – отображение положения субъекта хозяйствования в стратегической матрице маркетингово-поведенческой адаптации его к вызовам и требованиям разных уровней (с учетом рисков разного характера).

Первый этап. Определение видов рисков и факторов, отрицательно влияющих на адаптационные процессы бизнеса в области маркетингового поведения к требованиям мобилизационных изменений (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика рисков, возникающих в процессе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационных изменений в регионе в разрезе определяющих факторов

Вид риска
Фактор
Отрицательное влияние на
адаптацию бизнеса
1. Экономический
1.1. Отсутствие государственной поддержки бизнеса
Государство не принимает в расчет интересы бизнеса и не оказывает ему должной материальной поддержки. Не создано благоприятных условий для инновационно-мобилизационной адаптации бизнеса к требованиям региональной экономики, отсутствие стимулов для развития новых технологий
1.2. Низкий уровень инвестиций в промышленно-производственные сферы деятельности
Ограничивает возможности бизнеса и региональной экономики в инновационном развитии
1.3. Слабо контролируемое государством ценообразование продукции
Рост инфляции в стране, высокая кредитная ставка Центробанка
1.4. Недостаток качественных трудовых ресурсов для решения мобилизационных задач
Низкая производительность труда и нехватка высокопрофессиональных кадров
1.5. Неэффективное управление
Недостаточная устойчивость региональной экономики, неспособность бизнеса адаптироваться к изменяющимся условиям и возникшим проблемам, недостаточная прозрачность процессов принятия решений
2. Политический
2.1. Санкционный
Потеря иностранных партнеров и их инвестиций из-за дестабилизации внешнеполитического окружения, а также утрата прямых иностранных инвестиций при инерционном процессе инновационных вложений со стороны отечественного товаропроизводителя; непредвиденные действия органов власти разных уровней; законодательные ограничения и противоречия; влияние международных событий; коррупционная составляющая в деятельности бизнеса
2.2. Дестабилизация международных отношений
Потери возможности экспорта продукции и невозможность реализации рациональных логистических поставок продукции; несбалансированное бремя налогов
2.3 Киберугрозы манипулятивного характера
Кража или уничтожение интеллектуальной собственности; шпионаж; вымогательство; широкомасштабные диверсии в отношении компаний, отраслей, правительственных и общественных организаций
3. Социальный
3.1. Нерациональное использование природных ресурсов и техногенные риски
Ухудшение экологической обстановки и качества жизни населения
3.2. Несбалансированность институциональной инновационной инфраструктуры
Снижение качества образования, недостаточная поддержка системы финансирования инновационной деятельности, неразвитость инфраструктуры в научно-исследовательской деятельности
3.3. Рост неопределенности, сопровождающийся социальной нестабильностью, снижением внутреннего спроса и потребления
Нестабильный рост реальных доходов, коррупция, социальная напряженность, инфляция, бедность, безработица, неравенство
3.4 Несинхронность поведения субъектов, медленное формирование новых норм и алгоритмов поведения бизнеса
Инерционность в ответных реакциях бизнеса на мобилизационные требования импортозамещения и инновационного обновления
4. Маркетингово-поведенческий
4.1. Инновационный
Турбулентность и ошибочность инновационно-технологических преобразований в системообразующих сферах экономики в процессе действия мобилизационного фактора; возможность финансовых потерь при инвестировании средств в производство товаров
4.2 Коммуникационно-поведенческий
Нарастание когнитивных искажений, ослабление влияния поведенческих практик в системе построения партнерских отношений в тренде иерархической архитектуры бизнеса и власти; незаконные контакты (киберпреследования, мошенничество с использованием социальных и нейросетей, чатов, онлайн-мессенджеров, блогов и др.)

4.3 Имидж-репутационный
Снижение доверия к бизнесу и власти, деформация поведения партнеров и клиентов, неправомерные и неэтичные действия сотрудников, ошибки в управлении, манипуляционные и симуляционные атаки конкурентов и иных субъектов отношений

Второй этап. Определение удельных весов факторов для различных видов рисков. Алгоритм определения удельного веса каждого вида рисков будем проводить путем построения квадратичной матрицы и дальнейшей обработки суждений экспертов или лиц, принимающих решения [39, 40]. В табл. 2 представлена шкала относительной важности одного вида риска над другим.

Таблица 2

Шкала относительной важности одного вида риска в сравнении с другим

Относительная важность
Определение
1
Равная важность
2
Незначительное превосходство одного вида риска над другим
3
Ощутимое превосходство одного вида рисков над другим
4
Значительное превосходство одного вида рисков над другим
Обратные величины приведенных выше чисел относительной важности
Если при сравнении видов риска одного с другим получено значение 4, то при сравнении второго с первым получим 1/4

В табл. 3 представлена матрица парных сравнений видов рисков (Er – экономический; Pr – политический; Sr – социальный; MPr – маркетингово-поведенческий). Матрица парных сравнений видов рисков заполняется по следующему правилу: в ней отражаются суждения экспертов, после этого определяется вектор каждого вида риска и вычисляется его удельный вес ( ).

Оценка экспертов по каждому виду рисков при парном сравнении определяется из выражения:

, (1)

где ; – экспертные оценки i и j видов рисков. Эксперт выставляет оценки при доминировании одного вида риска над другим, в соответствии с формулой (1). Вопросы, которые задают эксперты, попадают в одну из четырех категорий шкалы относительной важности (табл. 2).

В матрице парных сравнений видов рисков (табл. 3) сравнивается относительная важность каждого вида риска с рисками, представленными в верхней части таблицы. Если элемент слева доминирует над элементом верхней строки, то в таблицу заносится положительное целое число (от 1 до 4), в противном случае дробное число. Относительная важность любого вида риска, сравниваемого с самим собой, равна 1.

Таблица 3

Матрица парных сравнений видов риска

Вид риска
Er
Pr
Sr
MPr


Er
1
2
3
4
2,21
0,37
Pr
1/2
1
3
2
1,57
0,263
Sr
1/3
1/3
1
2
1,19
0,199
MPr
1/4
1/2
1/2
1
1
0,168
Сумма
5,97
1

Определяем собственные вектора для каждого вида рисков по следующей формуле (как геометрическая средняя по строкам матрицы):

, (2)

где – собственный вектор i-го вида риска; n – количество видов риска; j – столбец по каждому виду риска.

После определения собственного вектора каждого вида риска определяем их удельные веса (нормализованное значение оценки вектора приоритетов). Удельный вес каждого вида рисков определяется на основании следующего выражения:

, (3)

где – удельный вес i-го вида риска.

На основании представленных выше формул определим удельные веса рисков по обозначенным в табл. 1 факторам. Сделаем предположение, что удельный вес каждой составляющей по каждому виду риска имеет равные значения внутри рассматриваемого вида риска. Данное предположение справедливо, если удельные веса факторов внутри каждого вида рисков не дифференцируются. Введем обозначение – удельный вес единичного фактора. Удельный вес фактора по каждому виду рисков будет определяться выражением:

, (4)

где n – количество факторов для каждого i-вида риска; m – вид каждого фактора для каждого вида рисков. В табл. 4 представлены удельные веса факторов по каждому виду рисков.

Таблица 4

Определение удельных весов различных видов рисков

Фактор риска, ,
Удельный вес фактора риска
Удельный вес вида риска
Экономический риск
- Отсутствие государственной поддержки бизнеса


- Низкий уровень инвестиций

- Неконтролируемая государством ценообразование продукции

- Недостаток трудовых ресурсов и их низкое качественное состояние

- Неэффективное управление

Политический риск
- Санкционный


- Дестабилизация международных отношений

- Киберугрозы

Социальный риск
- Нерациональное использование природных ресурсов


- Ухудшение качества образования

- Снижение внутреннего потребления

- Медленное формирование новых норм и алгоритмов поведения бизнеса

Маркетингово-поведенческий риск
- Инновационный


- Коммуникационно-
поведенческий

- Имидж-репутационный

ИТОГО
= 1,0

Третий этап. Оценка вероятности наступления риска. Методом экспертных оценок определяется вероятность наступления того или иного риска. При проведении работ по оценке общего риска при реализации решений (проектов) по маркетингово-поведенческой адаптации субъектов бизнеса к вызовам мобилизационной ориентации региональной экономики может быть привлечено от 7 до 10 экспертов, являющихся высокопрофессиональными специалистами в области управления изменениями. Экспертам предоставляется перечень рисков и предлагается оценить вероятность их наступления в баллах от 0 до 10, в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Диапазоны изменения вероятности наступления рисков и

соответствующие им баллы, которые могут выставляться экспертами

Диапазон
балльных оценок
Состояние риска
Вероятность наступления риска
От 0 до 2
Незначительное проявление риска
от 0 до 0,2
От 2 до 5
Сдержанное проявление риска
от 0,2 до 0,5
От 5 до 8
Наиболее вероятное проявление риска
от 0,5 до 0,8
От 8 до 10
Высокая вероятность проявления риска
от 0,8 до 1,0

Результаты работы экспертов оформляются итоговой таблицей 6, где эксперты (от Э1 до Э7) присваивают балльную оценку каждому фактору рисков в разрезе их видов по признаку «состояние риска». Определение итогового значения фактора риска по всем видам рисков производится в соответствии с выражением:

, (5)

где n – общее число факторов риска; – удельный вес фактора риска; – среднее значение баллов, набранных экспертами по каждому фактору риска.

В табл. 6 приведено значение факторов рисков с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион А).

Таблица 6

Определение интегрального индекса риска с учетом весовых

коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона А)


Фактор риска

Балл эксперта
Среднее значение баллов

Удельный вес фактора риска

Значение фактора риска Ri с учетом весового коэффициента * ,
в баллах
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э7
Экономический риск

5
6
6
5
5
6
6
5,57
0,074
0,41

7
7
6
7
7
7
7
6,86
0,074
0,51

3
4
3
4
3
3
3
3,29
0,074
0,24

5
5
5
5
5
6
5
5,14
0,074
0,38

5
5
4
4
5
4
6
4,71
0,074
0,35
Политический риск

4
5
5
5
4
5
6
4,86
0,087
0,42

5
7
8
6
5
8
9
6,86
0,087
0,60

6
8
7
9
8
10
7
7,86
0,087
0,68
Социальный риск

4
5
4
6
7
8
6
5,71
0,05
0,29

6
7
6
8
9
6
7
7,00
0,05
0,35

3
6
5
5
4
7
3
4,71
0,05
0,24

5
6
7
5
6
8
8
6,43
0,05
0,32
Маркетингово-поведенческий риск

6
8
7
5
9
7
7
7,00
0,056
0,39

7
3
4
5
6
3
4
4,57
0,056
0,26

6
5
7
6
6
7
8
6,43
0,056
0,36
Итого
1
R = 5,80

Риск маркетингово-поведенческой адаптации региона А, сопровождающий реализацию инновационно-инвестиционных решений, определяется в долях для диапазона балльной оценки риска от 5 до 8, что соответствует 0,58.

В табл. 7 приведено значение факторов риска с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион Б).

Таблица 7

Определение интегрального индекса риска с учетом весовых

коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона Б)


Фактор риска

Балл эксперта

Среднее значение баллов


Удельный вес фактора риска


Значение фактора риска Ri с учетом весового коэффициента * ,
в баллах
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э7
Экономический риск

4
5
4
3
5
5
2
4,00
0,074
0,30

5
6
5
5
5
6
5
5,29
0,074
0,39

4
3
3
3
3
3
4
3,29
0,074
0,24

4
4
4
5
4
5
4
4,29
0,074
0,32

3
4
3
2
4
3
2
3,00
0,074
0,22
Политический риск

5
6
6
6
6
6
6
5,86
0,088
0,52

5
6
5
6
5
5
5
5,29
0,088
0,47

5
6
6
6
6
6
6
5,86
0,088
0,52
Социальный риск

5
4
4
5
4
4
4
4,29
0,05
0,21

5
5
5
5
4
5
4
4,71
0,05
0,24

3
3
4
4
3
4
4
3,57
0,05
0,18

6
5
5
5
5
6
5
5,29
0,05
0,26
Маркетингово-поведенческий риск

4
4
4
3
4
4
4
3,86
0,056
0,22

4
3
4
4
3
4
3
3,57
0,056
0,20

3
4
4
5
4
4
4
4,00
0,056
0,22
Итого
1
R = 4,50

Вероятность наступления интегрального риска при маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса для региона Б, сопровождающей реализацию инновационно-инвестиционных решений, составляет 0,45.

В табл. 8 приведено значение факторов риска с учетом весовых коэффициентов для территориального образования (регион В).

Таблица 8

Определение интегрального индекса риска с учетом весовых

коэффициентов в разрезе каждого вида рисков, в баллах (для региона В)


Фактор риска

Балл эксперта

Среднее значение баллов


Удельный вес фактора риска


Значение фактора риска Ri с учетом весового коэффициента
* , в баллах
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э7
Экономический риск

7
7
8
8
9
7
8
7,71
0,074
0,57

7
8
7
8
8
8
8
7,71
0,074
0,57

5
6
5
6
6
5
5
5,43
0,074
0,40

6
7
6
7
5
7
6
6,29
0,074
0,47

7
7
7
7
8
6
8
7,14
0,074
0,53
Политический риск

5
5
5
5
6
5
6
5,29
0,087
0,46

6
7
8
6
7
8
9
7,29
0,087
0,63

8
8
7
8
8
9
9
8,14
0,087
0,71
Социальный риск

5
5
6
6
7
8
7
6,29
0,05
0,31

8
7
8
8
9
8
7
7,86
0,05
0,39

7
6
7
6
6
7
7
6,57
0,05
0,33

7
8
7
7
7
8
8
7,43
0,05
0,37
Маркетингово-поведенческий риск

8
8
7
7
7
8
8
7,57
0,056
0,42

7
8
7
8
7
8
4
7,00
0,056
0,39

8
8
7
8
7
9
8
7,86
0,056
0,44
Итого
1
R = 7,0

Вероятность наступления интегрального риска при маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса для региона В к вызовам разного характера составляет 0,70.

Комментарий. Регион А характеризуется недостаточной развитостью промышленно-производственной сферы в блоке ключевых отраслей национального хозяйства, разветвленной сферой услуг, наличием субъектов сельского хозяйства и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, недостаточной обеспеченностью инновационных разработок на базе современных технологических платформ, слабой научно-исследовательской инфраструктурой и недостаточной мобилизационной проницаемостью к инновационным разработкам.

Регион Б характеризуется развитой промышленно-производственной базой в системообразующем сегменте национальной экономики, наличием профессионально подготовленного трудового ресурса, обширной сетью коммуникационных пространств в бизнес-сообществе, повышенной мобилизационно-инновационной проницаемостью к реализации высокотехнологичных проектов.

Регион В характеризуется депрессивной экономикой с присущей ей несбалансированностью ресурсов, производственных мощностей, а также недостаточным уровнем трудового потенциала применительно к задачам мобилизационного этапа преобразований.

Мобилизационная состоятельность ( ) определяется по формуле:

, (6)

где – мобилизиционная состоятельность;

– коэффициент поведенческой мотивированности субъекта;

– значение маркетингово-поведенческой адаптивности.

Значение маркетингово-поведенческой адаптивности определяется с учетом вероятности наступления риска и определяется из выражения:

, (7)

где – вероятность наступления интегрального риска.

Поведенческая мотивированность субъекта ( ) на разработку и осуществление мобилизационных преобразований в функционировании и развитии бизнеса характеризует его способность откликаться своим маркетинговым и иным поведением на требования власти, общества и государства в том направлении, которое может обеспечить ему обретение нужной конкурентоустойчивости в границах определенных территориальных образований, а также содействовать наращиванию экономического и технологического суверенитета в социально-экономической системе в целом. Поведенческая мотивированность субъекта представляет собой его способность быть восприимчивым к решению инновационно-инвестиционных задач по обеспечению экономического роста и обретению конкурентоустойчивости в условиях различных ограничений и рисков, возникающих в ходе мобилизационной ориентации экономики. Она имеет аналогичный смысл, как для юридических лиц, так и физических. Поведенческая мотивированность субъекта определяется по результатам исследований, выполненных в ходе анкетирования топ-менеджеров различных субъектов предпринимательства разных сфер деятельности, и может изменяться в пределах от 0 до 1,0 (см. табл. 9). Корректирующий коэффициент определяется из указанной таблицы по конкретному значению , соответствующему тому или иному состоянию хозяйствующего субъекта (в разрезе рассматриваемых регионов А, Б и В).

Таблица 9

Диапазоны изменения корректирующего коэффициента по фактору «поведенческая мотивированность субъекта»

Поведенческая
мотивированность субъекта

Диапазон изменения показателя
1,0-0,8
0,8-0,6
0,6-0,4
0,4-0,2
0,2-0,0
Высокий уровень
мотивации
Рациональный уровень
мотивации
Нейтральный уровень
мотивации
Низкий уровень мотивации
Несостоятельный уровень
мотивации

1,2-1,0
1,0-0,8
0,8-0,55
0,55-0,3
0,3-0,1

Четвертый этап. Построение матриц для управления развитием бизнеса в условиях рисков разного характера на основе его маркетингово-поведенческой адаптации к требованиям мобилизационной ориентации экономики:

а) построение матрицы «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность», представленной на рис. 1, по параметрам вероятности наступления рисков для каждой группы влияющих факторов (Er , Pr , Sr, MPr ) в разрезе регионов (А, Б и В);

б) определение интегральных индексов риска по совокупности определяющих факторов (применительно к регионам А, Б, В), возникающих в ходе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной экономики, производится по формуле:

, (7)

где – интегральный индекс риска по i виду риска; n – количество факторов каждого вида риска;

– значение j-го фактора риска с учетом весового коэффициента по i-му виду риска;

в) определение интегрального индекса риска для региона А по экономическому риску, формируемому совокупностью различных факторов, влияющих на внутреннее состояние региона.

(8)

Аналогично, находим интегральный индекс риска для региона Б и В. Результаты интегральных показателей для регионов А, Б и В для каждого вида рисков представлен в матрице «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность» (рис. 1).

Рис. 1. Матрица «вид риска – маркетингово-поведенческая адаптивность»

Обозначения: А, Б, B – регионы, отличающиеся своим внутренним потенциалом и мобилизационно-инновационной проницаемостью к преобразованиям

мобилизационного этапа развития экономики

г) построение стратегической матрицы «поведенческая мотивированность-мобилизационная состоятельность» для регионов А, Б, В с учетом параметров интегральных индексов рисков, полученных по совокупности составляющих его видов рисков (экономического Er, социального Sr, политического Pr и маркетингово-поведенческого MPr). В матрице выделены 4 квадранта, получивших следующие наименования: авантюрист – соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта более 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; консерватор ‒ соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; борец – соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности менее 0,5; ленивец ‒ соответствует поведенческой мотивированности хозяйствующего субъекта менее 0,5 при мобилизационной состоятельности более 0,5.

На рис. 2 представлена cтратегическая матрица «поведенческая мотивированность-мобилизационная состоятельность» для регионов А, Б и В по результатам выполненного исследования по оценке рисков разного характера, учитываемых при определении мобилизационной состоятельности для каждого из рассматриваемых регионов. Матрица дает визуальное представление о нахождении каждого их регионов в той зоне мобилизационной состоятельности, которая соответствует той или иной совокупности характерных для них свойств и характеристик. В полученной стратегической матрице отражается уровень мобилизационной состоятельности каждого региона по фактору «поведенческой мотивированности», который позволяет определять вектор усилий власти региона, бизнеса и его персонала, а также иных мотивированных на сотрудничество потенциальных партнеров на осуществление преобразований разного характера (модернизационных, инновационных, реструктуризационных и иных) и определение их масштаба (в зависимости от объемов имеющихся и потенциально возможных к привлечению инвестиционных, трудовых и интеллектуальных ресурсов).

Рис. 2. Стратегическая матрица «поведенческая

мотивированность-мобилизационная состоятельность»

Стратегическая матрица дает визуальное представление о том, куда необходимо «двигаться» субъектам бизнеса региона в своей мобилизационной деятельности для обретения экономикой региона желаемого уровня конкурентоустойчивости при всем многообразии меняющихся условий внешнего окружения и внутреннего состояния бизнеса и власти.

Заключение

1. Существенная турбулентность откликов бизнеса и власти к требованиям мобилизационной ориентации экономики сопровождается следующими процессами: а) расширяется диапазон неопределенности поведенческих реакций субъектов на внешние вызовы и на внутренние «шатания» в сознании индивидов и управленческих звеньев на разных уровнях выстроенных в системе иерархий; б) повышается инерционность реакций субъектов по самым разным основаниям на имеющиеся вызовы и снижается скорость изменений, происходящих в отдельных звеньях отраслевых цепочек создания инновационных продуктов, технологий и производств; в) усложняется система выстраиваемых коммуникационных связей между субъектами отношений, сдерживающих реализацию конструктивных инноваций и перспективных решений по причинам разного характера; г) дестабилизируются механизмы планирования внутри крупных производственных комплексов в разрезе разномотивированных субъектов региональных экономик на долгосрочную перспективу в результате различных ресурсных и финансовых ограничений, а также недостаточной компетентности управленческих звеньев.

2. Авторами предложен методический подход к управлению маркетингово-поведенческой адаптацией субъектов бизнеса в рамках региональных экономических образований, ориентированный на обретение ими мобилизационной состоятельности. Он позволяет формировать рациональный инструментарий для минимизации рисков и управления инновационно-инвестиционной активностью бизнеса посредством изменения поведенческой мотивированности власти и субъектов бизнес-сообщества в интересах обеспечения устойчивого развития региональных экономик в трансформационном векторе инновационных перемен.

3. Перестройка стратегических механизмов управления развитием экономик регионального уровня и инновационными преобразованиями на отдельных территориях, осуществляемая в интересах обретения государством и обществом экономического и технологического суверенитета, наталкивается на ценностно-нравственный «барьер», который должен быть преодолен в ходе отказа от внешне навязываемых морально-нравственных ориентиров, встраиваемых различными бенефициарами в реализуемые модели социально-экономического роста на уровне региональных образований. В результате «затушевываются» ключевые принципы устойчивого развития и необоснованно корректируются задачи мобилизационного формата изменений.

4. Полученные результаты позволяют считать возможным наращивание маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса посредством повышения мотивационной и коммуникационной проницаемости собственников капиталов, управленческих звеньев разных уровней и собственно человекоцентричного трудового ресурса на обретение нужного обществу и государству уровня мобилизационной состоятельности на основе гармонизации интересов государства, бизнеса, власти и общества в процессе инновационных преобразований и повышения качества человеческого капитала.


Страница обновлена: 03.12.2025 в 11:49:23

 

 

Mobilizatsionnaya sostoyatelnost ekonomiki regiona - klyuch k resheniyu problem obespecheniya ee ustoychivogo razvitiya

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Zhamankulova D.S., Gubin G.V.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation: