Разработка концептуальной модель обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности регионов страны

Почепаев И.А.
1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Экономическая безопасность региона напрямую зависит от его способности привлекать, развивать и удерживать квалифицированные кадры, что определяет как текущее экономическое развитие региона, так и его долгосрочное устойчивое развитие. Формирование кадровой политики, адекватной вызовам времени, имеет исключительно важное значение для поддержания конкурентоспособности регионов и страны в целом. Недооценка значимости кадрового потенциала и человеческих ресурсов, а также отсутствие комплексного подхода к управлению ими ведет к дефициту специалистов, снижению производительности труда и, как следствие, к ослаблению экономической безопасности региона.

Особое значение в контексте укрепления кадровой составляющей экономической безопасности приобретает национальный проект «Кадры», который является комплексной программой, направленной на системное решение проблем на рынке труда и в сфере подготовки кадров. Проект начал действовать с 1 января 2025 г., а его завершение планируется в 2030 г. Проект, включает четыре взаимосвязанных федеральных проекта: «Управление рынком труда», «Образование для рынка труда», «Активные меры содействия занятости» и «Человек труда» и призван сформировать единую, эффективную систему подготовки и адаптации кадров к потребностям экономики [22]. Однако, несмотря на стратегическую важность национального проекта «Кадры», существует значительный научный пробел в разработке концептуальных моделей, которые бы интегрировали его положения с региональными особенностями формирования кадровой политики и обеспечения кадровой безопасности.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы разработать концептуальную модель обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности регионов страны, основой которой выступает развитие системы образования и человеческого капитала, и предложить направления реализации программ государственно-частного партнерства в разрезе системы среднего профессионального и высшего образования в рамках промышленно-образовательных кластеров. Элементом научной новизны выступает положение о том, что в качестве перспективной модели реализации образовательной политики, способствующей повышению уровня экономической безопасности региона, следует рассматривать промышленно-образовательный кластер.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Интерес российских ученых к различным аспектам обеспечения экономической безопасности не ослабевает уже четвертое десятилетие [6, С. 1671-1682; 7, С. 2621-2648; 8, С. 589-606; 12, С. 577-602; 16, С. 1387-1404]. При этом многие эксперты в качестве фактора укрепления экономической безопасности России выделяют кадровый контроль [4, С. 317-342]. Мороз О. Н., Медведский Д. А. указывают на то, что кадровая безопасность аграрной экономики России выступает в качестве доминантной сферы стратегического финансового развития [21, С. 1501-1520]. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Филоненко Н.Ю., Волкова О.А. и др. пишут о необходимости управления развитием кадров государственной службы в инновационной парадигме государственного менеджмента [17, С. 3359-3370].

Проблемам обеспечения кадровой безопасности регионов посвящены научные исследования таких известных экономистов, как Глухов В. В., Бянкин А. С., Бурдакова Г. И. [2], Голикова Г. А., Максимчук О. В., Гусакова Т. Н. [3], Данилова Н. Н., Бутакова Н. М., Жуков М. Ю. [5], Дробот Е. В. [1, 9, 11], Ермакова Ж. А., Спешилова Н. В., Шепель В. Н. [13], Макаров И. Н. [1, 9, 11], Колоскова Е. М. [14], Котанджян А. В. [15], Максютина Е. В. [18, 19], Митяков С. Н., Мурашова Н. А. [20], Пирожков М. Д. [24], Перевозчикова Н. А. [23], Симонова М. В., Санкова Л. В., Мирзабалаева Ф. И. [25], Устинова К. А. [27], Четверикова Н. А. [28].

В частности, Колоскова Е. М., анализируя угрозы кадровой безопасности регионов России, приходит к выводу, что среди них преобладают демографические и социальные угрозы, что характерно не только для России, но и для большинства стран мира, в которых «наблюдается феномен старения населения, когда из-за высокой продолжительности жизни и низкой рождаемости соотношение пенсионеров и работающих становится критическим»; как следствие, «угрозы в социальной сфере (высокая дифференциация по доходам, низкие расходы государства на науку, здравоохранение, образование и культуру) приводят к негативным последствиям, снижая уровень кадровой безопасности» [14, С. 58-67].

Котанджян А. В. пишет об инструментах диагностики и обеспечения кадровой безопасности региона на фоне цифровой трансформации экономики и делает вывод о том, что «глобальные изменения в экономической сфере, связанные с цифровой трансформацией и переходом на этап Индустрии 4.0, влияют на общественное развитие в целом, на систему регионального развития и обеспечения безопасности и устойчивости территорий», «при этом перестройка приоритетов затрагивает и кадровую структуру как отдельных хозяйствующих субъектов, так и регионов, и государства в целом», а «эффективность грамотного встраивания регионов в процесс цифровизации в большей степени зависит от человеческих ресурсов и обеспечения безопасности кадрового управления» [15, С. 269-273].

Максютина Е. В. в своем исследовании уделяет основное внимание «проблеме кадрового голода, которая наиболее явно проявляется в промышленно развитых регионах России», и делает вывод о том, что в «условиях дефицита кадров необходимо переходить к технологиям, предполагающим меньшую трудоемкость и большую производительность», чему «будет способствовать роботизация промышленности», а также разработка «кадровых стратегий развития региона и продвижения HR-бренда региона как привлекательного работодателя на рынке труда» [19, С. 34-43].

Ермакова Ж. А., Спешилова Н. В., Шепель В. Н. выделяют детерминанты кадрового обеспечения региона с учетом отраслевой специализации – «превалирования в экономике сельского хозяйства, промышленности или иных видов деятельности» [13, С. 355-369]. Эксперты предлагают такие значимые детерминанты кадрового обеспечения экономики региона, как: «система управления, наличие и движение трудовых ресурсов, система профессионального образования и, в частности, роль в ней местных университетов» [13, С. 355-369]. Кроме того, по мнению экспертов, на фоне снижения «численности населения с опережающим уменьшением доли сельского населения относительно городского (что с учетом экономической специализации региона негативно отражается на воспроизводстве трудовых ресурсов)» и низких темпов реализации инноваций «вопрос развития наукоемких отраслей стоит достаточно остро, в связи с чем необходимо активизировать подготовку высококвалифицированных специалистов (прежде всего в региональных университетах), владеющих необходимыми компетенциями для работы в условиях цифровизации экономики» [13, С. 355-369].

Рассматривая специфику стратегического планирования кадрового обеспечения социально значимых отраслей экономики регионов, Симонова М. В., Санкова Л. В., Мирзабалаева Ф. И., делают вывод о том, что «реализация национальных проектов в социально значимых отраслях экономики регионов в значительной степени детерминирована их кадровым обеспечением, которое в настоящее время представляет растущую зону риска (характеризующуюся дефицитом квалифицированных кадров, оттоком перспективной молодежи, старением кадрового состава)», именно поэтому важно не только проводить «мониторинг кадровой потребности в регионах», но и знать тенденции развития отраслей, прогнозировать изменения внутренних и внешних условий их функционирования [25, С. 2815-2838].

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Казарова Д.С., Володина А.И. и др. пишут о необходимости «новых подходов к кадровому менеджменту и коррекции образовательной системы в условиях цифровизации экономики» [11, С. 729-740]

Давая оценку роли вузов в кадровом обеспечении цифровой экономики региона, Глухов В. В., Бянкин А. С., Бурдакова Г. И. отмечают, что «нехватка профильных кадров для цифровизации остается основной проблемой социально-экономического и инновационного развития большинства регионов Российской Федерации» и делают вывод о том, что «обеспечение соответствующими специалистами требует системной консолидации усилий всех заинтересованных акторов: правительства, бизнес лидеров и лидеров общественного мнения, вузов» [2, С. 36-48].

Четверикова Н. А. предлагает рассматривать профессиональное образование региона в качестве ресурса кадрового обеспечения промышленного роста [28, С. 98-105].

В результате проведенного представляется возможным предложить концептуальную модель обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности регионов страны, основой которой выступает развитие системы образования и человеческого капитала посредством следующих мер (рис. 1):

1. Направленное воздействие на развитие квазичастных структур и частных структур в системах дошкольного и школьного образования, ориентация на учреждения образования автономного действия. В рамках автономного учреждения при этом предполагается реализация как программ основного, так и дополнительного образования. Предполагается создание комфортных условий для профессиональной деятельности педагогического состава, для учеников и воспитанников. Это реализуется путем финансирования посредством использования средств внебюджетного фонда, формируемого за счет средств потребителей услуг. Необходимо предусмотреть возможность приобщения частного капитала и использованием института государственно-частного партнерства.

2. Трансформация образовательной политики предполагает кардинальную реформу образовательной политики государства наряду с развитием различных партнерских форм высшего и среднего образования (в частности, в формате профессиональной магистратуры).

К одной из перспективных моделей реализации образовательной политики, способствующей повышению уровня экономической безопасности региона, на наш взгляд, можно отнести промышленно-образовательный кластер [10, 26] (рис. 2).

Рисунок 1. Концептуальная модель обеспечения кадрового обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности регионов страны

Источник: составлено автором.

Рисунок 2. Направления реализации программ государственно-частного партнерства в разрезе системы среднего профессионального и высшего образования в рамках промышленно-образовательных кластеров

Источник: составлено автором.

В рамках достижения результатов на уровне реализации модели организации промышленно-образовательных кластеров в понимании как отечественного, так и мирового опыта стоит сказать о достижении результатов в рамках модели государственно-частного партнерства в следующих проявлениях:

1. Построение модели компетентного выпускника образовательного учреждения в соответствии с требованиями, диктуемыми работодателями на рынке труда. На основании этого стоит сказать о кластере профессионального промышленного образования, что способствует минимизации трудозатрат в организации практик студентов образовательных учреждений, а также стажировки педагогического состава, включая лаборантов и мастеров производственного обучения. Реализация данной модели повлечет за собой совершенствование оборудования учебного заведения (промышленного и лабораторного), а также повысит квалификацию будущих выпускников учебного заведения.

2. Стоит сказать о том, что еще в самом начале выбора направления обучения и реализации на практике образовательной деятельности потенциальный абитуриент располагает знаниями о будущем работодателе, которые предопределяют его мотивацию к учебной деятельности.

3. Предопределение возможности оплаты части обучения за счет средств будущего работодателя в обмен на реализацию профессиональных компетенций и полученных знаний обучаемым после получения диплома об образовании в рамках организации работодателя. Это направление предполагает, например, обязательство выпускника учебного заведения перед работодателем, выражаемое в количестве определенных заранее лет трудовой деятельности в рамках организации работодателя на обязательной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ позволил выявить комплекс проблем, негативно влияющих на кадровую составляющую экономической безопасности регионов страны, что, в свою очередь, препятствует их экономическому развитию и достижению устойчивого развития. К числу ключевых проблем относятся: хронический дефицит квалифицированных кадров в стратегически важных отраслях, существенный разрыв между компетенциями выпускников колледжей и вузов и потребностями современного рынка труда, а также недостаточная эффективность механизмов государственно-частного партнерства в процессах подготовки и интеграции кадров. Слабое развитие промышленно-образовательных кластеров и отсутствие единой, последовательной кадровой политики на региональном уровне усугубляют ситуацию, создавая реальные угрозы для экономической безопасности региона и ослабляя его кадровый потенциал.

Предлагаемая нами концептуальная модель обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности регионов страны, призванная стать основой для формирования действенной кадровой политики, ориентирована на повышение интеграции усилий государства, бизнеса и системы образования на региональном уровне, в том числе в рамках института государственно-частного партнерства и развития промышленно-образовательных кластеров. Эти инструменты призваны не только повысить кадровый потенциал регионов, но и обеспечить их долгосрочное устойчивое развитие и экономический рост.


Страница обновлена: 02.12.2025 в 12:43:40

 

 

Razrabotka kontseptualnoy model obespecheniya kadrovoy sostavlyayushchey ekonomicheskoy bezopasnosti regionov strany

Pochepaev I.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)

Citation: