Кадровая политика аграрного сектора: роль образовательных учреждений в формировании человеческого капитала

Кандаурова А.В., Захарова Т.И.
1 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург, Россия
2 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение.

Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия, наряду с технологиями и методами организации производства, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня качества работников и эффективнее использовать их трудовой потенциал [12].

Как известно, именно от работников предприятий, от их эффективной деятельности зависит во многом будущее хозяйства, реализация его возможностей и осуществление перспектив [11,13,14].

Современные тенденции в аграрной экономике России и регионах обусловили создание на селе кадровой ситуации, требующей научного решения [1,7,14,15].

Происходящие процессы характеризуются с одной стороны модернизацией экономики, внедрением инновационных способов производства, повышением требований к рабочим кадрам. С другой стороны, на первый план выходят проблемы качества подготовки и профессионального мастерства кадров, от которых в большой степени зависит эффективность деятельности предприятий АПК [2,3].

Одним из решения этих проблем является организация мониторинга качества кадрового обеспечения АПК региона, с целью своевременной выработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Материалы и методы.

В целях изучения качества кадрового обеспечения предприятий АПК было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие руководители 125 сельскохозяйственных предприятий, 20 - перерабатывающих и 87 крестьянско-фермерских хозяйств Омской области.

Исследование проводилось в декабре 2024 г. и предусматривало выполнение следующих этапов, неразрывно связанных друг с другом: 1) составление рабочего плана исследования; 2) составление программы исследования; 3) составление анкет исследования; 4) сбор и обработку материала 5) анализ полученных данных; 6) размещение результатов опроса.

В целях мониторинга качества кадрового обеспечения предприятий АПК в были определены следующие показатели, которые объедены в пять групп:

1) общие сведения о предприятии;

2) оценка качественных показателей сотрудников, принятых на работу в хозяйство с 2023 г. по сравнению с предыдущим периодом – 2019-2022 гг.;

3) оценка удовлетворенности работодателей уровнем теоретической и практической подготовки сотрудников, принятых на работу с 2023 г. по сравнению с предыдущим периодом – 2019-2022 гг.;

4) оценка действий руководителей сельскохозяйственных организаций по повышению качества кадрового обеспечения.

Результаты исследования.

Исследование социологического характера, ориентированного на определение уровня кадрового обеспечения агропредприятий осуществлялось с активным вовлечением руководящего состава сельскохозяйственных организаций Омской области.

По данным проведенного конъюнктурного обследования качества кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Омской области в целом удовлетворены уровнем теоретической подготовки рабочих растениеводства и животноводства 27,45% и 22,22% руководителей опрошенных хозяйств, в среднем - 70,59% и 75%, не удовлетворены -1,96 и 2,78% соответственно (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровень удовлетворенности работодателей теоретической подготовкой работников

Источник: составлено авторами

Рисунок 2- Уровень удовлетворенности работодателей практической подготовкой работников

Источник: составлено авторами

Полностью удовлетворены уровнем практической подготовки работников растениеводства 31,37% руководителей опрошенных хозяйств (Рисунок 2); в целом удовлетворены уровнем практической подготовки работников животноводства 16,67% (были приняты работники, как со средним профессиональным образованием, так и с начальным профессиональным образованием).

Не высокий уровень абсолютной удовлетворенности работодателей уровнем теоретической и практической подготовки работников растениеводства и животноводства можно обосновать тем, что 39,0% поступивших работников растениеводства и 58,79% поступивших работников животноводства имеют только среднее образование.

Изменение уровня теоретической подготовки рабочих растениеводства и животноводства (знание новейших технологий, техники, оборудования и т.д.) и изменение способностей работников, применять теоретические знания на практике (по данным мониторинга), представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Изменение уровня теоретической подготовки работников и изменение способностей, применять теоретические знания на практике

Источник: составлено авторами

Изменение уровня практической подготовки работников растениеводства и животноводства (умение применять новейшие технологии, умение работать на новой технике и оборудовании и т.д.) и изменение способностей рабочих, применять практические навыки в нестандартных ситуациях (по данным мониторинга), представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Изменение уровня практической подготовки работников

и изменение способностей рабочих, применять практические навыки в нестандартных ситуациях

Источник: составлено авторами

Графики (Рисунок 1,2) наглядно демонстрируют, что особенно заметное улучшение в уровне теоретической и практической подготовки работников отрасли растениеводства.

Изменение в качестве выполняемых работ работниками в аграрной сфере, отражено на рисунке 5.

Рисунок 5- Изменение качества выполняемых работ работниками растениеводства и животноводства

Источник: составлено авторами

По данным мониторинга лишь 13,37% работников растениеводства и 2,86% работников животноводства (данные рабочие имеют высшее образование) владеют знаниями и навыками работы в специализированных компьютерных программах, знают и применяют цифровые инструменты.

Изменение коммуникативных способностей (умение находить общий язык с другими работникам предприятия, эффективная совместная работа и т.д.), уровня дисциплинированности и исполнительности рабочих растениеводства и животноводства, представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 - Изменение коммуникативных способностей, уровня дисциплинированности и исполнительности работников

Источник: составлено авторами

По данным проведенного конъюнктурного обследования 36,84% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области в целом удовлетворены теоретической подготовкой специалистов в области управления и экономики; 63,16% – в среднем удовлетворены.

При этом 56,41% руководителей сельскохозяйственных предприятий региона считают, что нет никаких изменений в уровне теоретической подготовки специалистов в области управления и экономики (умение применять цифровые инструменты, знание методов управления и т.д.), 43,59% работодателей отметили улучшение по данному показателю.

На вопрос «Изменились ли умения работников применять на практике полученные теоретические знания?», руководители обследованных хозяйств, представили следующие ответы: 51,28% отметили улучшение способностей специалистов в области управления и экономики применять теоретические знания на практике; 43,59% - отметили, что нет никаких изменений по данному показателю и 5,13% руководителей отметили ухудшение способностей специалистов в области управления и экономики применять теоретические знания на практике (в 2023 году были приняты 2 специалиста в области управления и экономики возрастом до 30 лет, один имеет высшее образование, один – среднее профессиональное, стаж работы в должности менее 1 года).

Рисунок 7 - Удовлетворенность работодателей теоретической подготовкой специалистов в области управления и экономики, %

Источник: составлено авторами

По данным мониторинга 36,84% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области в целом удовлетворены практической подготовкой специалистов в области управления и экономики; 60,53% – в среднем удовлетворены; 2,63% – не удовлетворены практической подготовкой специалистов в области управления и экономики.

При этом 56,41% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области считают, что уровень практической подготовки специалистов в области управления и экономики (умение применять цифровые инструменты, умение работать на новой технике и оборудовании, умение применять новые методы управления и т.д.) 41,0% работодателей указали, что никаких изменений по данному показателю нет; 2,56% – отметили ухудшение уровня практической подготовки специалистов в области управления и экономики.

На вопрос «Изменились ли умения работников, принятых на работу, применять практические навыки в нестандартных ситуациях?» руководители обследованных хозяйств представили следующие ответы: 38,46% руководителей отметили улучшение способностей специалистов в области управления и экономики применять практические навыки в нестандартных ситуациях; 56,41% руководителей отметили, что нет никаких изменений по данному показателю и 5,13% руководителей, отметили ухудшение способностей специалистов в области управления и экономики применять практические навыки в нестандартных ситуациях.

Согласно результатам конъюнктурного обследования качества кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Омской области, установлено, что около 90% специалистов в области экономики и управления демонстрируют высокий уровень владения специализированными компьютерными программами и активно применяют современные цифровые инструменты в профессиональной деятельности.

Всего четверть руководителей заявили, что производственные рабочие стали проявлять повышенный интерес к самообразованию и профессиональному развитию.

Более 84% руководителей опрошенных сельскохозяйственных организаций считают целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для хозяйства специальностям.

В результате проведенного анализа были выделены следующие ключевые направления взаимодействия сельскохозяйственных предприятий с образовательными учреждениями (Таблица 1).

Таблица 1 – Направления сотрудничества сельскохозяйственных предприятий с образовательными учреждениями, в % от количества опрошенных хозяйств

Направления сотрудничества
ВУЗы
СПО
Колледжи/училища
Заключение целевых договоров на подготовку
23,81
6,35
9,52
Участие в организации и проведении профориентационных мероприятий (конкурсов профессионального мастерства, дней открытых дверей и т.д.)
3,17
1,59
4,76
Организация стажировок, практик на предприятии для обучающихся
26,98
19,05
41,27
Участие в учебном процессе образовательных учреждений (разработка программ, участие в государственной аттестации и др.)
1,59
-
-
Выплата дополнительной стипендии лучшим обучающимся
2,3
-
-
Обновление материально-технической базы учебных мастерских, лабораторий образовательных учреждений
-
-
-
Организация стажировок для преподавателей
1,59
-
1,59
Источник: составлено авторами

Как мы видим из таблицы 1, основным направлением сотрудничества является организация стажировок, практик на предприятии для обучающихся, при этом с вузами по данному направлению сотрудничают всего около 27% опрошенных хозяйств, с учреждениями среднего профессионального образования – 19%, с колледжами и училищами – 41%.

Необходимо отметить, что в основном инициатива на сотрудничество исходит от самих образовательных учреждений, нежели от хозяйств региона.

Наставничество на предприятии можно определить как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника – менее опытному сотруднику. Особенно практика наставничества актуальна для сельскохозяйственных организаций региона, так как около 40 - 60% сотрудников, поступающих в хозяйства не имеют какого-либо профессионального образования [6,9]. Система наставничества является одним из возможных и одним из наиболее эффективных вариантов сохранения и развития персонала, при котором ответственность за рост сотрудников передается непосредственному руководителю.

Внедрение такой системы позволяет не только системно влиять на профессиональный рост сотрудников, но сохранять у себя лучших специалистов и сокращать текучесть персонала.

Наставничество становится особенно актуальным:

- когда в хозяйстве недостаточное количество персонала среднего возраста (преобладают «старики» и молодежь). Сегодня эта проблема характерна для большинства сельскохозяйственных предприятий в России, которые столкнулись с последствиями «демографической ямы». В такой ситуации наставничество жизненно необходимо для передачи знаний и опыта от старшего поколения - молодому;

- когда качество начального, среднего и высшего профессионального образования не соответствует требованиям работодателей. К сожалению, эта проблема также знакома многим российским предприятиям. Наставничество (как часть системы обучения персонала) помогает решить эту задачу с наименьшими затратами;

- когда наблюдается резкое падение качества и других производственных показателей. Наставничество может стать действенным инструментом исправления и упреждения ситуаций такого рода.

Мониторинг показал, что подавляющее большинство руководителей (76%) положительно оценили наличие практики наставничества в своих хозяйствах, тогда как оставшиеся 24% не смогли подтвердить ее существование.

Одним из способов повышения качественного уровня производственных рабочих хозяйства является их участие в конкурсах профессионального мастерства, так как они дают возможность обобщать и распространять опыт работы лучших специалистов, повышать престиж их профессий, знакомиться с современными технологиями и передовыми навыками [4,5,10].

В Омской области ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, конкурс профессионального мастерства операторов машинного доения и техников воспроизводства стада.

По данным опроса, было установлено, что работники более 78% сельскохозяйственных предприятий участвуют в конкурсах профессионального мастерства различных уровней: 53,19% хозяйств проводят конкурсы профессионального мастерства между своими работниками, работники 85,11% хозяйств участвуют в районных конкурсах, работники 57,45% хозяйств – в областных (Рисунок 8).

Рисунок 8 - Участие производственных работников в конкурсах профессионального мастерства

Источник: составлено авторами

По данным обследования было установлено, что в 19,67% сельскохозяйственных предприятиях региона специалисты не проходят переподготовку и повышение квалификации как минимум уже три года, а в 46,67% опрошенных хозяйств – не проходят переподготовку и повышение квалификации вообще.

Основными причинами, по которым работники не проходят переобучение и курсы повышения квалификации, являются следующие: отсутствие финансовых ресурсов – отмечено большинством респондентов (28,57%); невозможно временно отстранить работников от производственного процесса производства -18,4%; 11,11% отметили отсутствие необходимости в обучении, либо пассивность самих работников; небольшая доля (4,76%) отметила – тематика проводимых курсов не соответствует потребностям хозяйства.

Таблица 2 отражает способы повышения квалификации и переподготовки специалистов и рабочих, представленные в процентах от общего числа хозяйств.

Таблица 2 - Способы повышения квалификации и переподготовки специалистов и работников сельскохозяйственных предприятий

Способы повышения квалификации и переподготовки
Зоны
Омская область
Степная
Южная лесостепная
Северная лесостепная
Северная
Краткосрочные курсы с отрывом от производства
45,83
59,09
40,00
100,00
50,79
Мероприятия по обмену опытом с передовыми хозяйствами
25,00
27,27
-
-
19,05
Участие в разовых научных мероприятиях, (конференциях, круглых столах, совещаниях, публикация научно-практических материалов)
16,67
27,27
-
-
15,87
Курсы повышения квалификации без отрыва от производства
54,17
27,27
46,67
-
41,27
Источник: составлено авторами

Около 46% руководителей указали, что при наличии возможности они предпочли бы отправлять работников на переподготовку и повышение квалификации в передовые хозяйства области. Менее популярным вариантом стали научно-производственные сельскохозяйственные учреждения (17,46%). Заметно меньшее количество руководителей выбрали колледжи (9,52%) и профессиональные училища (7,94%), соответственно.

Руководители хозяйств (68,25%) готовы направлять работников на переобучение в Институт повышения квалификации в Омском ГАУ. Их выбор был обоснован следующими обстоятельствами: грамотный подход к обучению, высококвалифицированые преподаватели, занятия проводятся с выездом в передовые хозяйства региона, данное учебное заведение давно известно и вызывает доверие.

Таблица 3 показывает, какие требования предъявляют работодатели к новым сотрудникам, поступающим на работу в хозяйство.

Таблица 3 – Требования, предъявляемые работодателями к сотрудникам, принимаемых на работу

Критерии
Специалисты
Рабочие
Высокий уровень общетеоретической подготовки
42,86
23,81
Высокий уровень практических знаний и навыков
74,6
74,6
Способность к быстрой адаптации
20,63
23,81
Дисциплина и исполнительность
69,84
84,13
Способность применять и внедрять что-то новое на практике
52,38
46,03
Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие
15,87
14,29
Эрудированность и общая культура работников
15,87
15,87
Готовность развиваться, учиться
33,33
33,33
Высокий средний балл диплома
0
0
Опыт работы
55,56
52,38
Дополнительные знания и умения (иностранный язык, правовая подготовка и др.)
1,59
-
Источник: составлено авторами

По требованиям работодателей от специалистов: на первом месте – высокий уровень практических знаний и навыков, на втором месте – дисциплина и исполнительность, на третьем месте – опыт работы.

По требованиям работодателей от рабочих: на первом месте – дисциплина и исполнительность, на втором месте – высокий уровень практических знаний и навыков, на третьем месте – опыт работы.

Выводы.

Выполненное социологическое исследование позволило выявить ряд проблем системного характера кадрового обеспечения предприятий АПК региона. Для устранения, которых, предлагается реализовать направления совершенствования качества кадрового обеспечения, как при непосредственном участии образовательных учреждений в подготовке выпускников, так и хозяйствующим субъектам при повышении квалификации и переподготовки работающих сотрудников.

1.Расширение форм сотрудничества предприятий сферы АПК с образовательными учреждениями, ведущими подготовку по профильным специальностям. В связи с этим предлагается:

- усиление практико-ориентированного подхода в обучении;

- развитие центров практической подготовки;

- получение практического опыта изучения полного цикла бизнес-процессов на базе учебно-опытного хозяйства университета, с получением первичных навыков ведения агробизнеса;

- выход на новый уровень социального партнерства вуза с отраслевыми предприятиями, в результате которого работодатель «выращивает» своего потенциального сотрудника;

- заключение договоров на подготовку обучающихся по целевым направлениям от предприятия;

- участие в организации и проведении профориентационных мероприятий (конкурсов профессионального мастерства, дней открытых дверей и т.д.);

- организация стажировок, практик на предприятии для обучающихся;

- участие в учебном процессе образовательных учреждений (разработка программ, участие в государственной аттестации и др.);

- выплата дополнительной стипендии лучшим обучающимся;

- обновление материально-технической базы учебных мастерских, лабораторий образовательных учреждений;

- организация стажировок для преподавателей.

2. Активизировать работу по переподготовке и повышению квалификации работников предприятий сферы АПК с отрывом и без отрыва от производства:

– в институте повышения квалификации при ФГБОУ ВО Омский ГАУ;

– в учреждениях среднего профессионального образования;

– в учреждениях начального профессионального образования;

– в научно-производственных сельскохозяйственных учреждениях;

– в передовых хозяйствах области.

3. Развитие в хозяйстве практики наставничества для вновь принимаемых сотрудников в период их адаптации. Практика наставничества позволит решить проблему адаптации персонала и снизить количество допускаемых ошибок в работе.

4. Более эффективно применять мотивационные факторы в предприятиях с целью раскрытия потенциала сотрудников, такие как расширение спектра материального поощрения, внедрение разнообразных форм морального стимулирования, а также активное участие в развитии социальной инфраструктуры населенного пункта, где расположено предприятие.

Предложенные рекомендации направлены на улучшение качественных показателей специалистов и рабочих массовых профессий и повышение качества кадрового обеспечения предприятий сферы АПК в целом, что позволит оправдать ожидания работодателей.


Страница обновлена: 01.12.2025 в 09:39:05

 

 

Kadrovaya politika agrarnogo sektora: rol obrazovatelnyh uchrezhdeniy v formirovanii chelovecheskogo kapitala

Kandaurova A.V., Zakharova T.I.

Journal paper

Leadership and Management
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation: