Инфраструктура комплексных изменений: роль информационно-институционального обеспечения развития зеленой экономики

Макаров И.Н., Олейникова Т.А., Лесных Е.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Липецк, Россия
2 Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецк, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность исследования регионального развития в контексте формирования инфраструктурной обеспеченности наступления этапа зеленой экономики обусловлена необходимостью формирования механизмов трансформации существующей экономической системы вследствие исчерпанности возможностей ее дальнейшего развития. В качестве элемента, представляющего научную новизну представленной работы, мы позиционируем положение о необходимости формирования второго – информационно-инфраструктурного контура экономики как неотъемлемого элемента системы государственного управления и контроля за эволюцией социальных и хозяйственных процессов как в структурном, так и в пространственном аспектах. Работа предназначена, главным образом, научным работникам и специалистам, занимающимся планированием, оценкой и реализацией инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: зеленая экономика, информационная экономика, инфраструктура, территория, управление, информационная инфраструктура

JEL-классификация: H54, H50, Q57



Введение

Современное состояние российской экономики требует решения ряда ключевых проблем. С позиции регионального подхода, к наиболее значимым из них относятся: уменьшение величины дифференциации по уровню обеспеченности регионов страны инфраструктурными сетями и объектами; обеспечение потенциала социально-экономического развития территории современной транспортной, энергетической и социальной инфраструктурой; сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития регионов России; снижение величины миграционного потока с периферийных регионов в столичные зоны; сохранение единого экономического, политического, образовательного и социально-культурного подпространства, объединяющих соответствующие подпространства регионов страны; формирование информационной инфраструктуры территорий уровня соответствующего потребностям развития информационной экономики в сочетании с обеспечением развития зелёного производства, безопасности в условиях смарт-войны с Коллективным Западом, и качества жизни населения соответствующего требованиям интернета вещей.

Целью данной работы является проведение теоретического анализа относительно изменения важности существующей инфраструктуры и необходимости формирования новой цифровой инфраструктурной экосистемы как непременного условия формирования эффективной зеленой экономики.

Вопросы инфраструктурного обеспечения и оценки инфраструктурных проектов поднимались в ряде исследований как наших [2, 9, 12, 13], так и наших коллег, в частности моменты связанные с территориальным развитием исследует А.Г. Зельднер [1], Лексин В.Н. [3], Миронова Т.А. [4] и целый ряд иных исследователей [5, 6, 7, 8, 11, 14, 15, 16].

Однако, вопросы, касающиеся именно оценки значимости конкретных инфраструктурных сфер в условиях перехода к зеленой экономике для большинства территорий страны до настоящего времени не являются достаточно исследованными, что и породило необходимость проведенной работы.

Основная часть

В качестве одной из базисных проблем, существенно ограничивающих возможности социально-экономического роста в регионе и существенной структурной трансформации в контексте перехода к зеленой, ресурсоэффективной и суперсимволической экономике, по нашему мнению, является проблема функционирования сетей (в том числе материально-виртуального характера, когда непрерывная информационная сеть территории формируется системой низкоорбитальных спутников) и объектов (компаний, предприятий), принадлежащих к сфере национальной и региональной инфраструктуры, оказывающих значительное воздействие на функционирование социально-экономической системы страны на федеральном (макро) уровне и региональном (мезо) уровне.

К таким сетям и объектам (компаниям, предприятиям) экономисты традиционно относят сети (компании, предприятия) инфраструктурных отраслей, в том числе автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта, электроэнергетики, теплоэнергетики, газовой промышленности, системы жилищно-коммунального хозяйства, объектов региональной образовательной системы. Ниже представлена структура базисного инфраструктурного обеспечения социально-экономических систем регионов (рис. 1).

Однако, к сожалению, данный подход перестал соответствовать реалиям формирующейся информационной экономики.

Поэтому для разработки общих подходов к трансформации сетей и объектов (компаний, предприятий), являющихся системообразующими инфраструктурными элементами экономики регионов Российской Федерации в условиях переходя к информационной и зеленой экономике как отображениям нового этапа экономического развития, необходимо учитывать сущность и специфику как собственно данных сетей и объектов (компаний, предприятий), так и специфические особенностей различных уровней и систем региональной экономики.

Рис. 1. Укрупненный перечень базисных составляющих транспортной, энергетической и социальной межрегиональной и региональной инфраструктуры в «традиционном» понимании (составлено авторами)

Региональная инфраструктура, включая в себя сети и объекты (компании, предприятия), обслуживающие отрасли регионального материального производства и распределения, фактически в классической – а к ней мы отнесем все виды / формы / форматы доинформационной или, как многие ее рассматривают, досуперсимволической, экономики – представляет собой подсистему территориальных производительных сил.

Основными причинами, по которым большинство экономистов относят классическую (то есть – «дезинформационную») региональную инфраструктуру (а кроме предприятий железнодорожного транспорта в нее входят также телекоммуникационные сети, сети дорог автомобильного транспорта, компании, представляющие тепло-энергетическую сферу, портовые комплексы, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ряд организаций образовательной системы в регионе) к субъектам региональной естественной монополии являются:

A. Обладание, либо склонность к обладанию, монопольной властью в пределах регионального (локального) рынка.

B. Взаимозависимость развития инфраструктурных предприятий (сетей и объектов) от потребностей социально-экономической системы региона и, в частности, основных отраслей региональной промышленности.

При этом следует отметить, что инфраструктурные сети и объекты, фактически обладая двумя функциональными отображениями: они создают необходимые условия для нормального функционирования и развития территориальных и региональных социально-экономических систем, причем в институционально-экономической системе, как правило, в большинстве стран мира относят к региональным естественным монополиям следствии явно выраженной склонности к суббадитивности издержек, что в условиях дисфункции институтов общественной регуляции позволяет/допускает формирование треугольника Харбергера, что выводит нас в плоскость второго функционального отображения классической инфраструктуры в формате чистых народнохозяйственных потерь.

Однако в условиях формирования многоаспектной суперсимволической экономики (а зеленая экономика и экономика интернета вещей как раз и выступают аспектами суперсимволической экономики), ситуация усложняется тем, что для эффективного развития ресурсоэффективной экономики, выступающей неотъемлемой частью зеленой информационной экономики, требуется наличие информационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять прямой контроль в режиме реального времени за институционально-хозяйственными процессами, а также за деятельностью хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, получивших статус субъектов зеленой экономики.

Получение статуса субъектов зеленой экономики должно повлечь за собой определенные налоговые льготы, субсидии со стороны государства и ряд иных преференций, существенно «облегчающих» жизнь в условиях закрытой экономики. Вместе с тем необходимо не допустить «имитации» инновационного и технологического развития, которое имело место в отечественной экономике до СВО-периода, для чего и требуется соответствующее инфраструктурное обеспечения государственного контроля, реализуемое в рамках модели цифрового государства, что в теории должно способствовать предотвращению нарушений в режиме дискретного времени, а не постфактум, как в случае периодических выездных проверок, создающих к тому же фактор коррупциогенности.

Заключение

Таким образом, для формирования полноценного инфраструктурного обеспечения развития зеленой экономики в рамках структурного измерения, а также отдаленных и периферийных территорий в рамках пространственного измерения, а не ее имитаций или идеологических двойников, необходима не только существенная трансформация имеющейся инфраструктуры, но и формирование нового инфраструктурного комплекса как единой экосистемы, включающей:

1) контур обеспечения материального протекания хозяйственных процессов:

- транспортно-энергетическую энергетическую инфраструктуру;

- инженерно-производственную инфраструктуру;

- научно-образовательную инфраструктуру.

2) контур информационно-институциональной инфраструктуры (или еще можно назвать – инфраструктуры развития цифрового государства)

- цифровая финансовая инфраструктура (в том числе, используемая для развития обращения цифрового рубля и сам цифровой рубль)

- информационную инфраструктуру государственной власти и государственного контроля;

- систему информационно-институциональной инфраструктуры, обеспечивающей идеологические, юридические, экономические и иные механизмы трансформации хозяйственных и социальных процессов в рамках формирования цифровой экономики.


Источники:

1. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста. / Монография. - М.: Наука, 2003. – 9(214) c.
2. Макаров И.Н. Международные концессии в эпоху НЭПа. Партнерство государства и частного капитала в советской России // Российское предпринимательство. – 2008. – № 10–1. – c. 46-51.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. – 1999. – № 11–12. – c. 37-38.
4. Миронова Т.А. О стратегии территориального развития и федеральной региональной политике // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2001. – № 11(142). – c. 24.
5. Войтюк М.М. Комплексное развитие инфраструктуры сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 5. – c. 60-63.
6. Грачев С.А. Влияние урбанизации на параметры развития территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2427-2444. – doi: 10.18334/epp.13.7.118232.
7. Грачев С.А., Доничев О.А., Быкова М.Л. Актуальные вопросы управления инновационным развитием территорий в современных условиях на национальном уровне // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 901-914. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117606.
8. Губина В.С. Основные проблемы развития сельских территорий и пути их решения // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2014. – № 2(45). – c. 80-83.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
10. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
11. Казанцева С.М., Шумилова Ю.А., Шарапова Т.В. Ценностно-ориентированное управление брендом территории // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 317-330. – doi: 10.18334/epp.13.2.117192.
12. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
13. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Евсин М.Ю., Селищев О.В. Развитие транспортной и информационной инфраструктуры неурбанизированных территорий и городских агломераций: роль организационно-управленческих инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2299-2314. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116689.
14. Меренкова И.Н., Кусмагамбетова Е.С. Формирование и развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях. / Монография. - Воронеж: Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации, 2018. – 181 c.
15. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 427-448. – doi: 10.18334/epp.12.1.114144.
16. Шалмуев А.А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4(10). – c. 57-61.

Страница обновлена: 01.12.2025 в 18:02:06

 

 

Infrastructure of complex changes: the role of information and institutional support for the green economy development

Makarov I.N., Oleynikova T.A., Lesnykh E.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The relevance of the study of regional development in the context of the formation of infrastructural security for the onset of the green economy stage is due to the need to form mechanisms for the transformation of the existing economic system due to the exhaustion of opportunities for its further development. The article proves that there is a need to form a second information and infrastructure contour of the economy as an integral element of the system of public administration and control over the evolution of social and economic processes in both structural and spatial aspects. The article is intended mainly for researchers and specialists involved in the planning, evaluation and implementation of infrastructure projects.

Keywords: green economy, information economy, infrastructure, territory, management, information infrastructure

JEL-classification: H54, H50, Q57

References:

Drobot E.V., Makarov I.N., Yarikova E.V. (2019). Spatial development of Russia: problems of differentiation in the conditions of globalization. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 855-866. doi: 10.18334/eo.9.2.40811.

Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Factors of regional development of Russia: influence of space and distance and the evening-out possibilities. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1775-1784. doi: 10.18334/eo.9.3.40837.

Grachev S.A. (2023). Impact of urbanization on territorial development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (7). 2427-2444. doi: 10.18334/epp.13.7.118232.

Grachev S.A., Donichev O.A., Bykova M.L. (2023). MAJOR ASPECTS IN MANAGING INNOVATIVE TERRITORIAL DEVELOPMENT IN THE CURRENT NATIONAL CONTEXT. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 901-914. doi: 10.18334/vinec.13.2.117606.

Gubina V.S. (2014). The main problems of rural development and ways to solve them. Sotsialno-gumanitarnyy vestnik Yuga Rossii. (2(45)). 80-83.

Kazantseva S.M., Shumilova Yu.A., Sharapova T.V. (2023). Value-based management of the territory brand. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 317-330. doi: 10.18334/epp.13.2.117192.

Leksin V.N., Shvetsov A.N. (1999). Russian-wide reforms and territorial development. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. (11–12). 37-38.

Makarov I.N. (2008). International Concessions in the NEP Ara. Partnership between the State and Private capital in Soviet Russia. Russian Entrepreneurship. (10–1). 46-51.

Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A., Filonenko N.Yu. (2019). The spatial development of Russia: problems of interregional differentiation. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2953-2964. doi: 10.18334/eo.9.4.41347.

Makarov I.N., Pivovarova O.V., Evsin M.Yu., Selischev O.V. (2022). DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND INFORMATION INFRASTRUCTURE OF NON-URBANIZED TERRITORIES AND URBAN AGGLOMERATIONS: THE ROLE OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATION. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 12 (4). 2299-2314. doi: 10.18334/vinec.12.4.116689.

Merenkova I.N., Kusmagambetova E.S. (2018). Formation and development of social infrastructure in rural areas Voronezh: Nauchno-issledovatelskiy institut ekonomiki i organizatsii agropromyshlennogo kompleksa Tsentralno-Chernozemnogo rayona Rossiyskoy Federatsii.

Mironova T.A. (2001). On the strategy of territorial development and federal regional policy. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FS RF. (11(142)). 24.

Shalmuev A.A. (2006). The main components of regional development potentials. The Economic Revival of Russia. (4(10)). 57-61.

Smirnov V.V., Mulendeeva A.V. (2022). Russian territories for sustainable development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 427-448. doi: 10.18334/epp.12.1.114144.

Voytyuk M.M. (2009). Integrated development of rural infrastructure. Regional Economics: Theory and Pactice. (5). 60-63.

Zeldner A.G., Vaslavskaya I.Yu., Yuzhelevskiy V.K. (2003). Government and economy: Growth factors M.: Nauka.