Изменения в кластеризации регионов России по индексу научно-технологического развития за период 2019-2023 гг.

Волкова Н.Н., Романюк Э.И.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Работа посвящена актуальной проблеме – научно-технологическому развитию регионов России. Целью исследования было выявить изменения в распределении субъектов федерации по кластерам, отражающим уровень научно-технологического развития, который рассчитывался на основе авторского агрегированного индекса за 2019, 2022 и 2023 гг. В процессе работы был проведен кластерный анализ за указанные годы, проведен дисперсионный анализ и, на его основе, апостериорный анализ полученных кластеров для выявления различий между ними. В результате исследований было получено, что полученные в результате разбиения кластеры имеют устойчивое ядро, что позволяет предположить, что на разбиение регионов влияют некоторые глубинные причины, влияя на которые, можно в некоторой степени управлять научно-технологическим развитием. Большинство регионов имеют низкий уровень научно-технологического развития, относительно высокие значения индекса научно-технологического развития имеет лишь небольшая часть субъектов Российской Федерации. Усиливается дифференциация в индексе научно-технологического развития между лидерами и аутсайдерами, что вызвано сложившейся инфраструктурой науки

Ключевые слова: технологический суверенитет, региональный агрегированный индекс, регион, региональное развитие, научно-технологическое развитие

JEL-классификация: O31, O38, R11, I23, R58



Введение

Целью данной работы являлось выявление изменений в распределении регионов по кластерам за ряд лет. Для исследования были выбраны следующие временные точки: 2019 г., 2022 и 2023 гг. Выбор этих годов был вызван тем, что начальный период (2019 г.) относился к относительно спокойному периоду, когда отдельные санкции уже были введены, но еще не носили массовый характер. Следующий год – 2022 г. – можно считать годом, в котором закончились ограничения, вызванные пандемией, кроме того, в этом году началась СВО, и было введено большое количество санкций, многие из которых пришлись на технологическую сферу. Выбор 2023 г. объясняется тем, что на момент начала исследований это был год, для которого был доступен полный региональный набор данных, используемых в исследовании.

Для достижения поставленной в исследовании цели должны были быть решены следующие задачи: проведена кластеризация субъектов федерации по подиндексам верхнего уровня индекса научно-технологического развития (далее НТР), осуществлен дисперсионный анализ по признакам кластеризации для получившихся кластеров, с последующим апостериорным попарным анализом с целью выявления различий между ними, проанализированы изменения состава кластеров.

Актуальность работы заключается в том, что от эффективного научно-технологического развития России зависит ее технологический суверенитет. В литературе это понятие имеет различную трактовку. Например, в работах [19 и 6] можно увидеть различные трактовки этого понятия. Авторы в работе [4] подробно описали разные подходы к опредлению технологического суверенитета, поэтому ограничимся только определением данным в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», где под технологическим суверенитетом понимается следующее: «суверенитет Российской Федерации в технологической сфере ... – способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров ... в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства» [1]. В определении подразумевается динамика, создание новых технологий, таким образом, можно сказать, что научно-технологическое развитие (НТР) является инструментом достижения технологического суверенитета.

В региональном разрезе невозможно достичь полного технологического суверенитета, поскольку регионы не обладают субъектностью в полной мере. В этом ключе можно говорить об использовании конкурентных преимуществ регионов и об их вкладе в государственный суверенитет. Так же рассматривают региональный аспект технологического суверенитета и наши коллеги [1].

Поскольку экономика не существует в «безвоздушном пространстве», именно на региональном уровне осуществляются многие вещи для достижения технологический суверенитет. Так, при содействии региональных властей может быть создана научно-технологическая инфраструктура. На региональном уровне осуществляется подготовка кадров в этой сфере, реализуются региональные научно-технологические программы.

Региональным исследованиям в области научно-технологического развития, с нашей точки зрения, посвящено недостаточно внимания. В ряде случаев эти исследования ограничиваются макрорегионами или только отдельными регионами. Авторы предполагают провести анализ всех регионов на основе авторского индекса научно-технологического развития, описанного в ранее опубликованных работах [3, 4]. Этот индекс рассчитывается на основе общедоступных данных, публикуемых Росстатом России и Минобрнауки Российской Федерации.

В качестве научной новизны работы следует отметить, проведенный авторами анализ изменений в кластеризации регионов России по индексу научно-технологического развития за период времени, включающий кризисные годы, и выявление некоторых причин таких изменений. Полученный результат может быть полезен при составлении региональных матриц научно-технологического развития.

Обзор литературы.

В литературе вопросы технологического суверенитета и связанного с ним научно-технологического развития освещаются достаточно широко, однако региональный аспект в части оценки и учета специфики региона, с нашей точки зрения, рассматривается недостаточно полно.

Теоретические основы инновационного развития, включая мировую практику, изучаются в статье [2]. В работе приводятся основные задачи и направления НТР России, однако региональный аспект в ней не рассматривается.

Коллеги из Института экономики Уральского отделения РАН в своей работе [10] также рассматривают теоретические основы для решения задач научно-технологического развития, в том числе и региональный аспект. Однако региональные различия анализируются на уровне федеральных округов по ограниченному числу показателей. Неоднородности регионального развития посвящено исследование [8], в котором авторы также анализируют экономику макрорегионов.

Часть исследований посвящена отдельным аспектам регионального развития. Так, в работе [17] анализируется такой важный вопрос НТР, как научно-технологическая инфраструктура в контексте государственной политики и предлагается разграничить две подсистемы: научно-исследовательскую и научно-техническую. В предложенном ниже авторском агрегированном индексе эти две подсистемы также разделены.

В работе [16] авторы исследуют еще один аспект научно-технологического развития, ― цифровое неравенство в пространственном разрезе на уровне федеральных округов и регионов Российской Федерации и делают вывод, что сформировавшееся неравенство между российскими регионами по ключевым показателям цифровизации сохраняется. Данное исследование сфокусировано на населении, однако выводы о развитии цифровой среды применимы и для предприятий. Кроме того, уровень развития цифровой среды повышает общую доступность информации.

Интересный подход к оценке НТР предложен в работе [9], в которой на основе ряда показателей анализируется региональный потенциал и делается вывод о предрасположенности тех или иных территорий к инновационным преобразованиям. Тем не менее, анализ ограничивается только индустриальными регионами, а в числе показателей нет критериев развития науки или научной инфраструктуры.

Коллеги в монографии [15] подробно описывают подходы к построению индекса потенциала регионов в создании инноваций, однако предложенный индекс ограничивается инновационным развитием регионов. В то время как авторы различают инновационное и научно-технологическое развитие. Потенциал НТР регионов на основе математического моделирования оценивается и в работе [5].

Большое внимание вопросу развития регионов в технологической сфере уделяется и правительственными органами. Наряду с упомянутой «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации», в последние годы были приняты и другие важные документы в этой сфере. Так, в конце 2024 г. был принят ФЗ от N 523-ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], который направлен на повышение эффективности высокотехнологичной продукции за счет внедрения технологических инноваций в РФ. В том же году был утвержден перечень приоритетных направлений проектов технологического суверенитета.

Начиная с 2022 г. рассчитывается региональный рейтинг НТР на основе опубликованной методики, которая, тем не менее, регулярно пересматривается [3].

В 2025 г. утверждена Стратегия пространственного развития России до 2030 г. с прогнозом до 2036 года [4]. В ней предусмотрена синхронизация пространственного и отраслевого развития, а также увеличение возможностей НТР регионов.

Создан домен «Наука и инновации» [5] В конце августа 2025 г. на совещании с руководителями по научно- технологическому развитию субъектов Российской Федерации обсуждалось развитие регионального сегмента домена «Наука и инновации» [6], который, как предполагается, станет инструментом поддержки системы управления научно-технологическим развитием. Он позволит учитывать конкурентные преимущества каждого региона, что еще раз подчеркивает актуальность данного исследования о выделении типов регионов по уровню НТР и их изменении с течением времени.

Показатели агрегированного индекса НТР

Поскольку показатели, используемые для расчета индекса НТР, менялись по мере исследования, индексы 2019 и 2022 гг. были пересчитаны на основе последнего набора показателей, который приведен в табл. 1.

Ранее в работе авторов [3] кластеризация была проведена по отдельным переменным в каждой группе. Однако внутри группы между показателями наблюдалась большая мультиколлинеарность, поэтому было принято решение провести кластеризацию по подиндексам верхнего уровня, которые являются агрегатами, входящих в них переменных. Кроме того, авторы исходили из соображений, что при использовании агрегированных признаков можно учесть наибольшее количество информации. При отсечении части признаков часть информации теряется.

Таблица 1

Составляющие интегрального индекса НТР

Наименование индекса первого уровня
Наименование индекса второго уровня
Наименование показателя
1. Научно-техно­ло­ги­чес­кий потен­циал (НТП)
1.1. Человече­ский потенциал
1.1.1. Число исследователей в области STEM [7] на 10 тыс. занятых.
1.1.2. Численность персонала, занятого исследова­ниями и разработками, на 10 тыс. занятых в эконо­мике*.
1.1.3. Численность персонала, имеющих ученую сте­пень доктора наук, на 10 тыс. занятых в экономике.
1.1.4. Численность персонала, имеющих ученую сте­пень кандидата наук, на 10 тыс. занятых в экономике.
1.1.5. Отношение средней заработной платы в науке к средней заработной плате по региону
1.2. Затраты на научно-техноло­гическое раз­витие
1.2.1. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, в % к ВРП.
1.2.2.Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки
1.2.3. Затраты на инновационную деятельность (технологические инновации), в % к ВРП.
1.2.4. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в области цифровых технологий в % к ВРП
1.2.5. Капитальные затраты на научные исследования и разработки, в % к стоимости основных фондов.
2. Научно-техно­ло­ги­ческая инфра­стру­к­ту­ра и инфраструктура науки (НТИ)
2.1. Научно-технологическая инфраструктура
2.1.1. Организации, выполнявшие научные исследования и разработки, на 1000 организаций в регионе.
2.1.2. Число научно-исследовательских подразделений в организациях на 1000 организаций в регионе.
2.1.3. Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий, по субъектам Российской Федерации, %.
2.2. Инфра­структура науки
2.2.1. Наличие научного оборудования у организаций, выполняющих научные исследования и разработки, по полной учетной стоимости на конец года.
2.2.2. Удельный вес научного оборудования в общей стоимости машин и оборудования организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
2.2.3. Наличие уникальных стендов и установок для проведения научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ, по полной учет­ной стоимости на конец года.
3. Резуль­та­ти­в­ность научной ин­но­вационной дея­тель­ности (РНИД)
3.1 Резуль­та­ты ин­но­ва­цион­ной деятельности
3.1.1. Отношение количества выданных патентных заявок к количеству работников, занятых исследова­ниями и разработками.
3.1.2. Отношение количества созданных передовых производственных технологий к общему количеству организаций, осуществлявших технологические инновации*.
3.1.3. Доля инновационно активных предприятий в общей численности предприятий.
3.1.4. Отношение количества внедренных технологи­ческих инновационных проектов к общему количе­ству организаций, осуществлявших технологические инновации
3.1.5. Отношение количества используемых передо­вых производственных технологий к общему количе­ству организаций, осуществлявших технологические инновации
3.2.Кооперационные связи
3.2.1. Доля инновационной продукции (товаров, услуг), созданной с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат российским правообладателям, в ВРП
3.2.2. Отношение числа завершенных кооперационных инновационных проектов к числу инновационно-активных предприятий.
3.2.3. Доля организаций, имеющих кооперационные связи, в общем числе инновационных предприятий в % к общему числу инновационных организаций
4. Уровень циф­ро­ви­за­ции (УЦ)
4.1. Доступ к сети Интернет
4.1.1. Объем информации, переданной от/к абонентам сети отчитывающегося оператора при доступе к сети Интернет, на 1 пользователя фиксированной и мобильной связи
4.1.2. Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек
4.1.3. Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи, использующих широкополос­ный доступ к сети Интернет, на 100 абонентов.
4.2. Использо­вание бизнесом
4.2.1. Удельный вес организаций (в общем числе организаций предпринимательского сектора), использующих фиксированный широкополосный интернет, со скоростью > 2 Мбит/сек.
4.2.2. Удельный вес организаций (в общем числе организаций предпринимательского сектора), использующих мобильный широкополосный интернет, со скоростью > 2 Мбит/сек.
4.2.3. Доля организаций, использовавших российское программное обеспечение в общем числе организаций.
4.2.4. Индекс цифровизации бизнеса по субъектам Российской Федерации
Источник: [4, с.57-59]

Процедура расчета агрегированного индекса подробно была описана в работе [4], здесь повторим только основные ее шаги. Первоначально все переменные подверглись нормализации по методу минимакса. Затем были рассчитаны подиндексы третьего и второго уровня, как простые средние стандартизированных переменных нижнего уровня, затем вычислялся агрегированный индекс, тоже как простое среднее всех стандартизованных переменных нижнего уровня. На данном этапе исследования для расчетов использовались равные веса.

Анализ изменений в кластеризации регионов.

Предварительно был проведен корреляционный анализ для подиндексов верхнего уровня, которые предполагалось использовать для кластеризации регионов. Для проверки был рассчитан не зависящий от распределения ранговый критерий Кендэлла [7]. Расчет проводился c использованием программы SPSS. Результаты корреляционного анализа приведены в табл. 2. В табл. 2 кроме коэффициентов корреляции приведены также уровни значимости в терминах SPSS, под которыми понимается α-вероятность (вероятность отвержения правильной гипотезы) верности исходной нулевой гипотезы о незначимости коэффициента корреляции, т.е. с вероятностью 1-α верна альтернативная гипотеза о том, что коэффициент корреляции является значимым.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции подиндексов верхнего уровня

Подуровни
Показатели
Годы
2019
2022
2023
2
3
4
2
3
4
2
3
4
1
Коэффициент корреляции
0,65
0,41
0,48
0,64
0,38
0,47
0,66
0,35
0,45
Уровень значимости
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2
Коэффициент корреляции
-
0,39
0,47
-
0,45
0,42
-
0,43
0,43
Уровень значимости
-
0,00
0,00
-
0,00
0,00
-
0,00
0,00
3
Коэффициент корреляции
-
-
0,52
-
-
0,57
-
-
0,60
Уровень значимости
-
-
0,00
-
-
0,00
-
-
0,00
Источник: рассчитано авторами

Как видно из табл. 2, коэффициенты корреляции являются значимыми, однако их значения меньше 0,7 [8]. Таким образом, можно говорить об отсутствии чрезмерной мультиколлинеарности между индексами верхнего уровня [9].

Далее был проведен кластерный анализ по подиндексам верхнего уровня для каждого года из рассматриваемых в исследовании. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 3. В четвертом столбце табл. 3 для сравнения приведена кластеризация, полученная в предыдущем исследовании [3].

Вся совокупность была разбита на 5 кластеров в каждом из годов. Кластер 1 во всех четырех разбиениях состоит из одного субъекта федерации – г. Москва, агрегированный индекс в которой существенно превышает агрегированный индекс в следующем за ней регионе (г. Санкт-Петербург). Так, в 2019 г. он был в г. Москва 0,760, в г. Санкт-Петербург – 0,477; в 2022 г. – 0,796 и 0,430, а в 2023 г. – 0,806 и 0,435, соответственно.

В кластере 2 в 2019 г было три субъекта, в 2022 г. – 6, а в 2023 г. - 5. В соответствии с исследованием [3] во втором кластере насчитывалось также 6 регионов.

Кластер 3 состоял в 2019 г. из 15 регионов, в 2022 г. – из 21 и в 2023 г. из 18 субъектов. Как видно, изменения его состава также незначительны. В 2022 г. третий кластер пополнился за счет Ленинградской, Омской, Саратовской и Тульской областей, а также Приморского края. Значение индекса в целом по России также находится в пределах этого кластера. В исследовании [3] разбиение было на 4 кластера, поэтому часть регионов, которые в данном расчете распределились между 3, 4 и 5 кластерами в работе [3] оказались в 3 и 4 группах. Тем не менее, 14 из 21 региона совпадают с субъектами РФ, входящими в состав третьего кластера в 2022 г.

Таблица 3

Состав кластеров по годам

2019
2022
2023
2022*
2019
2022
2023
2022*
Кластер 1
Кластер 3 продолжение
г. Москва
г. Москва
г. Москва
г. Москва



Смоленская обл.
Кластер 2



Ставропольский край
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург



Тверская обл.
Московская обл.
Московская обл.
Московская обл.
Московская обл.



Удмуртская Р.
Нижегородская обл.
Нижегородская обл.
Нижегородская обл.
Нижегородская обл.



Хабаровский край

Новосибирская обл.
Новосибирская обл.
Новосибирская обл.



Челябинская обл.

Р. Татарстан
Томская обл.
Томская обл.



Чувашская Р.

Томская обл.

Ульяновская обл.



Ярославская обл.
Кластер 3
Кластер 4
Воронежская обл.
Алтайский край
Воронежская обл.
Владимирская обл.
Амурская обл.
Амурская обл.
Амурская обл.
Алтайский край
Калужская обл.
Владимирская обл.
Калужская обл.
Воронежская обл.
Р. Карелия
Архангельская обл.
Архангельская обл.
Амурская обл.
Краснодарский край
Воронежская обл.
Краснодарский край
Еврейская автономная обл.
Белгородская обл.
Белгородская обл.
Белгородская обл.
Архангельская обл.
Красноярский край
Иркутская обл.
Красноярский край
Забайкальский край
Брянская обл.
Брянская обл.
Брянская обл.
Астраханская обл.
Пермский край
Калужская обл.
Ленинградская обл.
Иркутская обл.
Волгоградская обл.
Волгоградская обл.
Волгоградская обл.
Белгородская обл.
Р. Башкортостан
Краснодарский край
Пермский край
Калининградская обл.
Р. Крым
Вологодская обл.
Вологодская обл.
Брянская обл.
Ростовская обл.
Красноярский край
Приморский край
Калужская обл.
Ивановская обл.
Ивановская обл.
Ивановская обл.
Волгоградская обл.
Самарская обл.
Ленинградская обл.
Р. Башкортостан
Кемеровская обл.
Кемеровская обл.
Кемеровская обл.
Кемеровская обл.
Ивановская обл.
Свердловская обл.
Омская обл.
Р. Татарстан
Краснодарский край
Кировская обл.
Кировская обл.
Кировская обл.
Кабардино-Балкарская
Тюменская обл.
Пермский край
Ростовская обл.
Красноярский край
Курганская обл.
Костромская обл.
Костромская обл.
Камчатский край
Ульяновская обл.
Приморский край
Самарская обл.
Ленинградская обл.
Курская обл.
Курганская обл.
Курганская обл.
Карачаево-Черкесская Р.
Челябинская обл.
Р. Башкортостан
Саратовская обл.
Мурманская обл.
Липецкая обл.
Курская обл.
Курская обл.
Кировская обл.
Ростовская обл.
Самарская обл.
Свердловская обл.
Пермский край
Магаданская обл.
Липецкая обл.
Липецкая обл.
Костромская обл.
Р. Татарстан
Саратовская обл.
Тульская обл.
Приморский край
Мурманская обл.
Магаданская обл.
Магаданская обл.
Курганская обл.
Новосибирская обл.
Свердловская обл.
Тюменская обл.
Р. Бурятия
Новгородская обл.
Мурманская обл.
Мурманская обл.
Курская обл.
Томская обл.
Тульская обл.
Ульяновская обл.
Р. Карелия
Оренбургская обл.
Новгородская обл.
Новгородская обл.
Липецкая обл.

Тюменская обл.
Челябинская обл.
Р. Крым
Орловская обл.
Оренбургская обл.
Оренбургская обл.
Магаданская обл.

Ульяновская обл.
Ярославская обл.
Р. Северная
Пензенская обл.
Орловская обл.
Орловская обл.
Ненецкий АО

Челябинская обл.

Р. Татарстан
Р. Карелия
Пензенская обл.
Пензенская обл.
Новгородская обл.

Ярославская обл.

Рязанская обл.
Р. Коми
Р. Карелия
Р. Карелия
Омская обл.



Самарская обл.
Р. Мордовия
Р. Коми
Р. Коми
Оренбургская обл.



Саратовская обл.
Р. Саха (Якутия)
Р. Мордовия
Р. Мордовия
Орловская обл.



Сахалинская обл.
Рязанская обл.
Р. Саха (Якутия)
Р. Саха (Якутия)
Пензенская обл.



Свердловская обл.
Смоленская обл.
Рязанская обл.
Рязанская обл.
Псковская обл.
Продолжение таблицы 3

2019
2022
2023
2022*
2019
2022
2023
2022*
Кластер 4 продолжение
Кластер 5
Калининградская обл.
Калининградская обл.
Калининградская обл.
Вологодская обл.
Костромская обл.
Ненецкий АО
Ненецкий АО

Камчатский край
Камчатский край
Камчатский край
г. Севастополь
Ненецкий АО
Псковская обл.
Р. Адыгея

Ставропольский край
Смоленская обл.
Смоленская обл.
Р. Адыгея
Псковская обл.
Р. Адыгея
Р. Калмыкия

Тамбовская обл.
Ставропольский край
Ставропольский край
Р. Алтай
Р. Адыгея
Р. Калмыкия
Р. Крым

Тверская обл.
Тамбовская обл.
Тамбовская обл.
Р. Башкортостан
Р. Калмыкия
Р. Крым
г. Севастополь

Удмуртская Р.
Тверская обл.
Тверская обл.
Р. Дагестан
Р. Крым
Астраханская обл.
Р. Дагестан

Хабаровский край
Удмуртская Р.
Удмуртская Р.
Р. Ингушетия
Астраханская обл.
г. Севастополь
Р. Ингушетия

ХМАО – Югра
Хабаровский край
Хабаровский край
Р. Калмыкия
г. Севастополь
Р. Дагестан
Кабардино-Балкарская Р.

Чувашская Р.
ХМАО – Югра
ХМАО – Югра
Р. Коми
Р. Дагестан
Р. Ингушетия
Карачаево-Черкесская Р.

ЯНАО
Чувашская Р.
Чувашская Р.
Р. Марий Эл
Р. Ингушетия
Кабардино-Балкарская
Р. Северная Осетия

Владимирская обл.
ЯНАО
ЯНАО
Р. Мордовия
Кабардино-Балкарская
Карачаево-Черкесская Р.
Чеченская Р.

Тульская обл.

Владимирская обл.
Р. Саха (Якутия)
Карачаево-Черкесская Р.
Р. Северная Осетия
Р. Марий Эл

Ярославская обл.

Псковская обл.
Р. Тыва
Р. Северная Осетия
Чеченская Р.
Р. Алтай

Ленинградская обл.

Астраханская обл.
Р. Хакасия
Чеченская Р.
Р. Марий Эл
Р. Тыва

Саратовская обл.

Алтайский край
Ростовская обл.
Р. Марий Эл
Р. Алтай
Р. Хакасия

Алтайский край

Иркутская обл.

Р. Алтай
Р. Тыва
Р. Бурятия

Иркутская обл.

Омская обл.
Тамбовская обл.
Тульская обл.
Р. Хакасия
Забайкальский край

Омская обл.


Тульская обл.
Орловская обл.
Р. Бурятия
Сахалинская обл.

Приморский край


Тюменская обл.
Р. Бурятия
Забайкальский край
Еврейская автономная обл.

Сахалинская обл.


ХМАО– Югра
Забайкальский край
Сахалинская обл.
Чукотский АО




Чеченская Р.
Еврейская автономная обл.
Еврейская автономная обл.





Чукотский АО
Чукотский АО
Чукотский АО





ЯНАО




Источник: рассчитано авторами, 2022* [3, с.637]

Четвертый кластер является самым многочисленным. В 2019 г. он состоял из 44 регионов, в 2022 г. – из 35 и в 2023 г. – из 41. В работе [3] четвертый кластер включал 46 позиций.

Состав пятого кластера также достаточно стабилен: 21 субъект в 2019 и 2022 гг., 20 – в 2023 г. Он объединяет субъекты федерации с самым маленьким ВРП.

Для проверки различий между кластерами был использован дисперсионный анализ с применением теста Фишера-Снедекера. После получения результата о значимом различии между кластерами по всем используемым в кластерном анализе подиндексам верхнего уровня, были рассчитаны апостериорные тесты, для определения в каких именно кластерах средние значения попарно отличаются друг от друга. Для этого использовался тест Тамхейна [20], применяемый для попарного сравнения выборок на однородность, если выборки имеют разные дисперсии, что было установлено в предварительном тесте Левена. Результаты расчетов апостериорных тестов приведены в табл.4. Полужирным выделены уровни значимости, при которых нулевая гипотеза о равенстве средних в кластерах отвергается с вероятностью 95%, а курсивом – с вероятностью 90%.

Как видно из табл. 4, в 2019 г. между вторым и остальными кластерами не фиксируется различия средних, однако уже в 2022 и 2023 гг. он отличается от третьего, четвертого и пятого по подиндексу «Научно-технологического потенциал», включающий человеческий потенциал и затраты на научно-технологическое развитие. Согласно данным Росстата, сокращение числа специалистов STEM происходило во всех кластерах, но во втором и четвертом оно было самым большим в 2023 г. 69% от значения 2019 г. по второму кластеру и 63% в четвертом. В то время как в третьем и пятом эти изменения были 80% и 86%, соответственно [10]. Внутренние затраты на исследования и разработки также упали во втором кластере по отношению к 2023 г. на 98%, в то время как в остальных кластерах средние по кластеру по этому показателю росли: 117%, 101% и 142% в третьем, четвертом и пятом кластерах соответственно [11].

Таблица 4

Уровни значимости апостериорных тестов [12]

Сравнива­емый кла­стер
Годы
2019
2022
2023
Научно-техно­ло­ги­чес­кий потен­циал
Научно-техно­ло­ги­ческая инфра­стру­к­ту­ра и инфраструктура науки
Резуль­та­ти­в­ность научной ин­но­вационной дея­тель­ности
Уровень циф­ро­ви­за­ции
Научно-техно­ло­ги­чес­кий потен­циал
Научно-техно­ло­ги­ческая инфра­стру­к­ту­ра и инфраструктура науки
Резуль­та­ти­в­ность научной ин­но­вационной дея­тель­ности
Уровень циф­ро­ви­за­ции
Научно-техно­ло­ги­чес­кий потен­циал
Научно-техно­ло­ги­ческая инфра­стру­к­ту­ра и инфраструктура науки
Резуль­та­ти­в­ность научной ин­но­вационной дея­тель­ности
Уровень циф­ро­ви­за­ции

Кластер 2
3
0,18
0,64
0,74
0,51
0,00
0,03
0,61
0,34
0,00
0,12
0,99
0,57
4
0,12
0,40
0,46
0,29
0,00
0,01
0,17
0,11
0,00
0,05
0,39
0,21
5
0,11
0,36
0,36
0,15
0,00
0,01
0,06
0,02
0,00
0,04
0,18
0,04

Кластер3
4
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
5
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

Кластер4
5
0,00
0,17
0,18
0,00
0,01
1,00
0,00
0,00
0,09
0,99
0,00
0,00
Источник: Расчеты авторов

Кроме того, дополнительно в эти годы наблюдались отличия между вторым, четвертым и пятым кластерами по подиндексам «Научно-технологическая инфраструктура и инфраструктура науки», а также «Уровень цифровизации». Это можно объяснить существенной разницей в уровне оснащенности научных исследований по кластерам. Так, «Количество используемых передовых производственных технологий» во втором кластере снизилось в 2023 г. по отношению к 2019 г. на 78%, в то время как в третьем, четвертом и пятом кластерах этот показатель изменился незначительно: 98%, 90% и 94%, соответственно [13].

Количество открытых вакансий по цифровым технологиям значительно выросло (как следствие пандемии), но также существенно различалось: во втором кластере наблюдался рост в 2,3 раза, в третьем и четвертом около 3,5 раза, а в пятом – в 5,6 раз [14].

Третий кластер во всех исследуемых годах отличался от четвертого и пятого.

Между четвертым и пятым кластерами были различия по подиндексам «Научно-технологическая инфраструктура и инфраструктура науки» и «Уровень цифровизации», а в 2022 г. дополнительно по подиндексу «Результативность научно-технологической деятельности».

Поскольку первый кластер состоит из одного субъекта, он был исключен из апостериорного анализа. Тем не менее, отличие в величинах индексов и подиндексов этого кластера (см. табл. 5) от средних значений ближайшего второго кластера свидетельствует о том, что эти различия существенны.

Таким образом, можно констатировать, что получившееся разбиение значимо и кластеры существенно отличаются друг от друга, особенно в 2022 и 2023 гг.

В табл. 5 приведены средние по кластерам значения агрегированного индекса и подиндексов.

Таблица 5

Средние значения индексов по кластерам


Индекс научно-технологического развития
Научно-техно­ло­ги­чес­кий потен­циал
Научно-техно­ло­ги­ческая инфра­стру­к­ту­ра и инфраструктура науки
Резуль­та­ти­в­ность научной ин­но­вационной дея­тель­ности
Уровень циф­ро­ви­за­ции
2019
Кластер 1
0,760
0,773
0,759
0,572
0,931
Кластер 2
0,429
0,511
0,224
0,365
0,545
Кластер 3
0,227
0,201
0,098
0,209
0,373
Кластер 4
0,128
0,072
0,036
0,118
0,278
Кластер 5
0,076
0,032
0,019
0,081
0,168
2022
Кластер 1
0,796
0,749
0,788
0,779
0,877
Кластер 2
0,336
0,436
0,252
0,240
0,370
Кластер 3
0,168
0,143
0,089
0,153
0,274
Кластер 4
0,106
0,065
0,025
0,092
0,232
Кластер 5
0,066
0,037
0,025
0,043
0,155
2023
Кластер 1
0,806
0,768
0,800
0,789
0,874
Кластер 2
0,337
0,446
0,265
0,230
0,362
Кластер 3
0,182
0,154
0,093
0,187
0,277
Кластер 4
0,106
0,062
0,033
0,098
0,224
Кластер 5
0,064
0,042
0,025
0,048
0,137
Источник: Расчеты авторов

Анализ табл. 5 показывает, что средние индексы и подиндексы по кластерам значительно отличаются, причем индексы первых двух кластеров существенно превышают индексы в кластерах, следующих за ними. При этом отрыв первого кластера (г. Москва) от остальных к концу периода растет. Так, индекс НТР в Москве отличается от среднего индекса во втором кластере в 1,77 раз, а в 2023 г. уже в 2,39 раза, причем разрыв растет во всех подиндексах, кроме подиндекса «Научно-технологическая инфраструктура и инфраструктура науки», по которому он и так был значителен. Разрыв между подиндексами «Научно-технологический потенциал» составлял 1,51, а в 2023 г. уже 1,72 раза; подиндексами «Результативность научно-технологической деятельности» - 1,57 в 2019 г. и 3,42 раза в 2023 г.; подиндексами «Уровень цифровизации» 1,71 в 2019 г. и 2,41 раза в 2023 г. Это отражает сложившееся доминирующее положение Москвы в научно-технологической сфере.

Вместе с тем, отставание слабейшего пятого кластера от предшествующего четвертого, наоборот, сокращается. Так, если среднее значение индекса НТР в четвертом кластере было больше среднего в пятом в 2019 г. в 1,69 раза, то в 2023 г. это превышение было 1,65 раза; по индексу «Научно-технологический потенциал» эти соотношения были 2,26 и 1,47; а по подиндексу «Научно-технологическая инфраструктура и инфраструктура науки» - 1,83 и 1,29, соответственно. Таким образом, можно утверждать, что разрыв между сильнейшими и слабейшими регионами к концу периода растет.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что получившиеся разбиения на кластеры довольно устойчивы (см. табл.3). Более того, в составе кластеров наблюдается сходство с предыдущим исследованием [3], в котором кластеризация проводилась по отдельным показателям из группы. Это позволяет предположить, что на разбиение регионов влияют некоторые глубинные причины, воздействуя на которые, можно в некоторой степени управлять научно-технологическим развитием. Одной из возможных причин может быть сложившаяся отраслевая специализация регионов. К этому выводу подталкивает и анализ, проведенный немецкими исследователями, посвященному экономике Китая [18], в котором было выяснено, что регионы с более диверсифицированной экономикой имеют более высокие темпы технологического развития. Авторы предполагают посвятить этому вопросу одну из следующих статей.

Большинство регионов Российской Федерации имеют низкий уровень научно-технологического развития, относительно высокие значения индекса НТР имеет лишь небольшая часть субъектов РФ, входящих в первый и второй кластеры, в то время как в слабейшие четвертый и пятый кластеры входит больше половины от всех. В лидирующую группу входят одни и те же регионы: города Москва и Санкт-Петербург; Московская, Нижегородская, Новосибирская и Томская области. Все эти регионы являются крупными промышленными центрами с развитой инфраструктурой науки.

Более того, поляризация субъектов федерации по индексу НТР возросла в 2023 г. по отношению к 2019 г. Вполне предсказуемо усиливается дифференциация в индексе НТР между Москвой и остальными регионами, поскольку сказывается влияние сложившейся за много лет инфраструктуры науки.

Среди подиндексов наибольшие значения имеет подиндекс «Уровень цифровизации», на который оказал влияние переход к дистанционной работе во время пандемии и который имеет большое влияние на общий индекс НТР в слабейших регионах.

[1]«Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», принятая указом Президента РФ от 28.02.2024 N 145 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.02.2024 "Собрание законодательства РФ", 04.03.2024, N 10, ст. 1373

[2]Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 28.12.2024 г., ст. 0001202412280025. Электронный ресурс URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=608103518. Дата обращения 23.11.2025

[3]Национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Электронный ресурс URL:https://www.minobrnauki.gov.ru/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE %D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86%20%D1%80%D0%B5%D0%B8%CC%86%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%9D%D0%A2%D0%A0.pdf/ Дата обращения 21.11.2025

[4] Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:https://www.economy.gov.ru/ material/file/3b8e3a39329ce7949978d271195fdb6d/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rf_na_period_ do_2030_goda_s_prognozom_do_2036_goda.pdf Дата обращения 21.11.2025

[5] Домен «Наука и инновации» URL:https://gisnauka.ru/ Дата обращения 21.11.2025

[6] Новости - Правительство России URL: http://government.ru/news/56044/ Дата обращения 21.11.2025

[7] К дисциплинам STEM относятся естественные науки: биология, физика, химия, а также математика, логика и статистика.

[8] Считается, что значения коэффициента корреляции больше 0,7 свидетельствует о наличии мультиколлинеарности.

[9] Необходимо сказать, что для кластерного анализа мультиколлинеарность не является столь критичной, как для регрессионного анализа, но ее отсутствие позволяет учесть больше информации, имеющейся в переменных, включенных в индекс.

[10] Рассчитано по [11, c. 1020-1021] и [12 с. 894-895]

[11] Рассчитано по [11, c. 1028-1029] и [12, c. 902 - 903]

[12] Уровни значимости здесь понимаются в терминах пакета SPSS.

[13] Рассчитано по [11, c. 1056-1057] и [12, c. 936 -937]

[14] Рассчитано по [13] и [14]


Источники:

1. Акбердина В.В., Потапцева Е.В. Потапцева Е.В. Обеспечение технологического суверенитета государства: вклад регионов. Круглый стол«Технологический суверенитет: опыт региональной политики ведущих регионов» 25-25 мая 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://uiec.ru/wp-content/uploads/2023/06/Акбердина-Потапцева-25.05.2023.pdf (дата обращения: 31.10.2025).
2. Беляков С. А., Шпак А. С. Научно-технологическое развитие - основа инновационного развития экономики // Европейский журнал социальных наук. – 2018. – № 3. – c. 68-71.
3. Волкова Н. Н., Романюк Э. И. Кластеризация регионов России по индексу научно-технологического развития // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 10. – c. 634-640. – doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.128.
4. Волкова Н.Н. Проблемы измерения технологического суверенитета // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 11. – c. 1364-1372. – doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.245.
5. Гафаров М. Р. Научно-технологический потенциал региона: особенности и методические подходы к эмпирической оценке (на примере регионов Приволжского федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика. – 2024. – № 4. – c. 675-690. – doi: 10.24891/re.22.4.675.
6. Красильникова Е.В. Никонова А.А. Как разные экономические агенты понимают термин «технологическая независимость» экономического объекта // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы ХХIV Всероссийского симпозиума, Москва, 11–12 апреля 2023 года. Под редакцией Г.Б. Клейнера. М.: Центральный экономико-математический институт РАН. Москва, 2023.– doi: 10.34706/978-5-8211-0814-2-s1-28.
7. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. - М., Юнити, 2000. – 433-434 c.
8. Лаврикова Ю. Г., Суворова А. В. Неоднородность экономического развития российских макрорегионов // Экономика региона. – 2023. – № 4. – c. 934-948. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-1.
9. Мыслякова Ю.Г. Региональный потенциал научно-технологического развития национальной экономики: формализация и оценка результативности // Экономика и управление. – 2022. – № 28. – c. 419-429. – url: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-419-429.
10. Лаврикова Ю. Г. Приоритеты научно-технологического развития регионов: механизмы реализации. / Российская академия наук, Уральское отделение, Институт экономики. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2020. – 617 c.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32. / Стат. Сб. / Росстат. - М., 2021. – 1112 c.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Р32. / Стат. сб. / Росстат / Регионы России 2025 г. 1081. УДК 31 (470-43) ББК 65.051.5 (2Рос). - М., 2024.
13. Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг (итоги статнаблюдения по ф. № 3-информ) за 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/3-Inf_2019.rar (дата обращения: 21.10.2025).
14. Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг (итоги статнаблюдения по ф. № 3-информ) за 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/3-inf_2023.rar (дата обращения: 22.10.2025).
15. Сорокина А. В. Построение индекса инновационного развития регионов России: Инновационная экономика: регионы. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 230 c.
16. Сорокина Н. Ю. Проблема цифрового неравенства населения регионов Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. – 2025. – № 3. – c. 447-460. – doi: 10.52180/1999-9836_2025_21_3_8_447_460.
17. Ходырева М.В. Этапы и принципы формирования научно-технологической инфраструктуры регионов в федеральной политике России // Федерализм. – 2025. – № 30. – c. 175-188. – url: https://doi.org/10.21686/2073-1051-2025-2-175-188.
18. Kroll H., Neuhäusler P. Recent Trends of Regional Development in China– Technological Portfolios and Economic Growth // Zeitschrift für Wirtschafts geographie. – 2020. – № 1. – p. 14-27.
19. Grant P. Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz // Prometheus. – 1983. – № 2. – p. 239-270. – doi: 10.1080/08109028308628930.
20. Tamhane A. C. A comparison of procedures for multiple comparisons of means with unequal variances // Journal of the American Statistical Association. – 1979. – № 366. – p. 471-480.

Страница обновлена: 04.12.2025 в 19:26:41

 

 

Changes in the clusterization of Russian regions according to the scientific and technological development index in 2019-2023

Volkova N.N., Romaniuk E.I.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the scientific and technological development of the Russian regions. The article aims to identify changes in the distribution of the constituent entities of the Russian Federation by clusters, reflecting the level of scientific and technological development, which was calculated on the basis of the author's aggregated index for 2019, 2022 and 2023. In the course of the research, a cluster analysis was performed for the specified years; an analysis of variance was carried out. As a result, a posteriori analysis of the obtained clusters to identify differences between them was conducted. It was found that the clusters obtained as a result of the division have a stable core, which suggests that the division of regions is influenced by some underlying causes, influencing which, to some extent, scientific and technological development can be controlled. Most regions have a low level of scientific and technological development, and only a small part of the subjects of the Russian Federation have relatively high values of the scientific and technological development index. The differentiation in the index of scientific and technological development between leaders and outsiders is increasing, which is caused by the existing infrastructure of science.

Keywords: technological sovereignty, regional aggregated index, region, regional development, scientific and technological development

JEL-classification: O31, O38, R11, I23, R58

References:

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021 (2021).

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2024 (2024).

Belyakov S. A., Shpak A. S. (2018). SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT - BASED INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY. Evropeyskiy zhurnal sotsialnyh nauk. (3). 68-71.

Gafarov M. R. (2024). SCIENCE AND TECHNOLOGY CAPACITIES OF THE REGION - SOME PARTICULARITIES AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO EMPIRICAL ASSESSMENT: EVIDENCE FROM THE VOLGA (PRIVOLZHSKY) FEDERAL DISTRICT REGIONS. Regional Economics: Theory and Pactice. 22 (4). 675-690. doi: 10.24891/re.22.4.675.

Grant P. (1983). Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz. 1 (2). 239-270. doi: 10.1080/08109028308628930.

Khodyreva M.V. (2025). STAGES AND PRINCIPLES OF FORMING REGIONAL SCIENCE AND TECHNOLOGY INFRASTRUCTURE UNDER RUSSIAN FEDERAL POLICY. Federalizm. (30). 175-188.

Krasilnikova E.V. Nikonova A.A. (2023). How do different economic agents understand the term "technological independence" of an economic entity Strategic planning and enterprise development. doi: 10.34706/978-5-8211-0814-2-s1-28.

Kremer N.Sh. (2000). Probability theory and mathematical statistics

Kroll H., Neuhäusler P. (2020). Recent Trends of Regional Development in China– Technological Portfolios and Economic Growth Zeitschrift für Wirtschafts geographie. 64 (1). 14-27.

Lavrikova Yu. G. (2020). Priorities of scientific and technological development of the regions: implementation mechanisms

Lavrikova Yu. G., Suvorova A. V. (2023). Heterogeneity of economic development of russian macroregions. Economy of the region. 19 (4). 934-948. doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-1.

Myslyakova Yu.G. (2022). REGIONAL POTENTIAL OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY: FORMALIZATION AND PERFORMANCE ASSESSMENT. Economics and management. (28). 419-429.

Sorokina A. V. (2013). Building an index of innovative development of Russian regions. Innovative economy: regions

Sorokina N. Yu. (2025). THE PROBLEM OF THE DIGITAL INEQUALITY OF THE POPULATION IN THE REGIONS OF THE Russian Federation. Living standards of the population of Russian regions. 21 (3). 447-460. doi: 10.52180/1999-9836_2025_21_3_8_447_460.

Tamhane A. C. (1979). A comparison of procedures for multiple comparisons of means with unequal variances Journal of the American Statistical Association. 74 (366). 471-480.

Volkova N. N., Romanyuk E. I. (2023). CLUSTERING OF RUSSIAN REGIONS ACCORDING TO THE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT INDEX. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 634-640. doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.128.

Volkova N.N. (2024). PROBLEMS OF MEASURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11). 1364-1372. doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.245.